Поиск

Поток

На Мозырском НПЗ оптимизирован процесс производства зимней «дизельки»

22 Мая 2024

Специалисты топливно-каталитического производства ОАО «Мозырский НПЗ» оптимизировали технологическую схему производства зимнего дизельного топлива.

В 2017 году на установке гидроочистки дизельного топлива были введены в строй два блока депарафинизации дизельной фракции. Технология, основанная на включении в технологическую цепочку дополнительного реактора с катализатором типа Hydex-G, в свое время позволила предприятию получать весь ассортимент зимнего дизельного топлива c улучшенными низкотемпературными свойствами. Были получены его новые виды по СТБ 1658-2015 (для холодного зимнего климата) — ДТ-З-К5 класс 0, ДТ-З-К5 класс 1, а также увеличены объемы выпуска ДТ-З-К5 класс 2. Выбор технологии обусловлен простотой аппаратурного оформления, относительно невысокой стоимостью процесса и возможностью быстрой реализации.

В процессе многолетней эксплуатации были выявлены моменты, которые предопределили необходимость дальнейшего усовершенствования данной технологии. Поскольку катализатор Hydex-G не обладает высокой селективностью, подключение реакторов депарафинизации вызывало снижение выхода целевого продукта — гидроочищенного дизельного топлива — с одновременным увеличением выхода бензина и сжиженного газа. Значительно возросло химическое потребление водорода, получаемого из природного газа. Кроме того, за счет химических преобразований уменьшалась доля в дизельном топливе парафинов с длинной цепочкой. В результате несколько снизился достаточно важный для потребителя показатель цетанового числа — его приходилось компенсировать добавлением значительного количества цетаноповышающей присадки.

Начальник установки УГДТ ТКП Денис Логовский, заместитель начальника ТКП (по новым процессам) Андрей Книга, начальник ТКП Николай Дашкевич, заместитель начальника ТКП Олег Павлык

Специалисты топливно-каталитического производства поставили перед собой задачу снизить влияние вышеперечисленных факторов с сохранением достигнутых показателей по качеству и ассортименту зимнего дизельного топлива. Для этого совместно с коллегами из центральной заводской лаборатории был проведен ряд исследований сырьевых компонентов установки гидроочистки. В результате выяснилось, что такие компоненты, как вакуумное дизельное топливо, газойль каталитического крекинга, дизельное топливо висбрекинга и прямогонная керосиновая фракция с интервалами кипения 180 — 230 °C, обладают достаточно хорошими низкотемпературными показателями (от минус 40 °C до минус 11 °C), и подвергать их депарафинизации нецелесообразно.

Кроме того, результаты анализов показали, что часть тяжелой прямогонной дизельной фракции 230 — 360 °C в интервале кипения 230 — 300 °C в зависимости от качества нефти, из которой она получена, также имеет хороший показатель температуры помутнения — от минус 11 до 0 °C.

Результаты лабораторных испытаний ставили перед специалистами производства новые задачи. Если возможность смешения технологических потоков сырьевых компонентов с различными низкотемпературными свойствами не вызывала сомнений, то для разделения тяжелого дизельного топлива пришлось поработать над изменением технологического режима главных атмосферных фракционирующих колонн К-102 на установках первичной переработки нефти (секции 100 комплексов ЛК-6У № 1, 2). Благодаря гибкости технологической схемы был проведен опытный пробег, который показал возможность получения на существующем технологическом оборудовании секций 100 ЛК-6У № 1, 2 прямогонных фракций в интервалах кипения 150 — 200 °C, 200 — 290 °C, 290 — 360 °C, полностью соответствующих предварительной задаче.

Таким образом была подобрана оптимальная рецептура сырьевых компонентов для их дальнейшей переработки. Поскольку технологическая схема УГДТ состоит из двух идентичных, параллельно работающих секций (секции 100 и 200) с производительностью по сырью каждой 1,5 млн тонн в год, было принято решение о реализации схемы раздельной переработки дизельного топлива на установке.

Совместно с дирекцией по реконструкции и развитию и генеральным подрядчиком — СУП «Полесье-Промжилстрой» в 2020 — 2021 годах спроектирована и реализована схема, при которой легкое дизельное топливо перерабатывается на одной технологической нитке без включения реактора депарафинизации, а тяжелое — подвергается депарафинизации на второй технологической нитке. Таким образом были разделены потоки с легким дизельным топливом, включающим вакуумное дизельное топливо, газойль каталитического крекинга, дизельное топливо висбрекинга, а также утяжеленную по концу кипения керосиновую фракцию до 290 °C, и с тяжелым дизельным топливом, состоящим из прямогонных фракций 290—360 °C и компонентов печного топлива, получаемых на установках гидроконверсии вакуумного газойля.

В итоге финальные показатели качества зимнего дизельного топлива достигаются путем смешения получаемых продуктов двух технологических ниток.

Предварительные итоги работы в зимнем режиме в 2022 — 2023 годах, а также опытный пробег, проведенный зимой 2022 года, показали:

— увеличение выхода целевой дизельной фракции на 5% с соответствующим снижением выхода нецелевых продуктов (бензина-отгона и сжиженного газа);

— снижение жесткости температурного режима на одной из секций и, как следствие, удлинение сроков эксплуатации катализаторной системы, уменьшение потребления свежего водорода, снижение расхода цетаноповышающей присадки для приготовления товарного дизельного топлива;

— сокращение потребления энергоресурсов;

— гибкость технологической схемы получения различных сортов как зимнего, так и летнего дизельного топлива исходя из требований рынка независимо от сезонности работы.

Такие решения были реализованы благодаря инициативе и стремлению к усовершенствованию технологических процессов на нашем предприятии инженерно-технических работников топливно-каталитического производства — Андрея Книги, Олега Павлыка, Дениса Логовского и многих других.

ТЕКСТ Николай Дашкевич, начальник топливно-каталитического производства ОАО «Мозырский НПЗ»

ФОТО Игорь Малащенко

Мозырский НПЗ Дизельное топливо
22 Мая 2024
1724
Рейтинг: 4