Инвестпроект стоимостью около 1,45 млрд долларов — это возможность повышения глубины переработки нефти до 90% посредством переработки вакуумных остатков, мазута и остатка каталитического крекинга с получением светлых нефтепродуктов и гидроочищенного вакуумного газойля, а также увеличение выпуска дизельного топлива с содержанием серы не более 10 ppm и гидроочищенного вакуумного газойля, низкосернистого мазута, соответствующего требованиям современных европейских стандартов.
Реализация проекта началась с разработки компанией Axens (Франция) технологии гидрокрекинга в кипящем слое катализатора для создания в реакторе непрерывного перемешивания катализатора, сырья и водорода и обеспечения при этом ежедневной замены части катализатора. Это позволяет исключать образование локальных зон перегрева и, соответственно, избегать закоксовывания катализатора, а также поддерживать его в состоянии постоянной активности. Для ведения процесса в тяжелых условиях при температуре плюс 425 °С и давлении 18 МПа удалось разработать эксклюзивное оборудование: реакторы, теплообменники, эбуляционные насосы, системы добавления и вывода катализатора, который могут изготавливать лишь единичные компании.
Для транспортировки нефтепродуктов были созданы толстостенные трубопроводы из высоколегированных эрозия и жаростойких сталей. Причем применялись бугельные соединения с использованием запорной арматуры с плавающим шаром с пневмо- и электроприводами. Кстати, вес некоторых позиций запорной арматуры составил 19,5 т.
Реализация одной из самых сложных технологий в проектировании оказалась по силам генеральному проектировщику — ЗАО «Нефтехимпроект» и его субподрядчикам — ИПУП «Союзнефтехимпроект», ОАО «ГИАП» (объекты общезаводского хозяйства).
После получения базового проекта от лицензиара началась подборка оборудования и его потенциальных изготовителей из Японии, Китая, США, Европы. Проектировщики совместно со специалистами Мозырского НПЗ проанализировали имеющийся опыт строительства, осуществления пусковых мероприятий и работу схожих по характеристикам установок, построенных ранее и успешно эксплуатируемых на других предприятиях. В результате были приняты решения, позволяющие минимизировать возникновение нестандартных ситуаций при проведении пусконаладочных работ и дальнейшей эксплуатации установки.
СПРАВКА
В ОАО «Мозырский НПЗ» реализуется крупнейший инвестиционный проект по строительству комплекса переработки тяжелых нефтяных остатков, который включает комбинированную установку гидрокрекинга, установки производства водорода, серы и большое количество вспомогательных объектов общезаводского хозяйства.
Приступая к проектированию, все понимали, что комплекс получится большим, но результат подсчета требуемых для строительства материалов поразил даже самых опытных проектировщиков и строителей. Так, для выполнения работ по возведению фундаментов под технологическое оборудование и производственные здания, железобетонных монолитных постаментов высотой от 7 до 16 м, дорожных проездов, бассейнов и приямков необходимо было уложить более 80 тыс. м3 бетона различных марок, собрать и установить арматурные сетки и каркасы общей массой около 15 тыс. т. Общий вес запроектированных металлоконструкций, производственных зданий, технологических и электрических эстакад, площадок облуживания технологического оборудования составил примерно 25 тыс. т. Металлоемкость технологического оборудования комплекса достигла более 20 тыс. т, вес особо крупных «экземпляров» — более 850 т. Количество стыков технологических трубопроводов превысило 400 тыс., из них примерно 70 тыс. стыков высокого давления при общей протяженности трубопроводов, включая МЦК, более 550 км. Для укрывания технологических трубопроводов и оборудования необходимо было более 25 тыс. м3 теплоизоляционных материалов. Потребность в кабельной продукции достигла более 4 млн м. Что касается масштабов, то самая большая установка комплекса (КУГ) заняла участок размером 305 на 180 м, а максимальная высотная отметка превысила 70 м!
Для выполнения на комплексе гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков строительно-монтажных, специальных, наладочных работ были заключены договоры с десятью генеральными подрядными организациями. Крупнейшие из них — ОАО «Промтехмонтаж», ОАО «Гомельтехмонтаж», ООО «Лотос», ОАО «Минскпромстрой», СУП «Полесье-Промжилстрой», под их руководством работало более 110 субподрядных организаций. Максимальная численность работников, одновременно участвовавших в процессе строительства, превышала 1 200 человек.
Завод самостоятельно выполнял функции заказчика и застройщика, оказывал инженерные услуги по комплексному управлению строительной деятельностью и осуществлял полный комплекс работ по реализации и сопровождению проекта на всех его стадиях без привлечения специализированных сторонних организаций (инжиниринговых компаний). Проанализировав масштабность, индивидуальность и сложность проекта «Комплекс гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков (Н-Oil)» и учитывая, что реализация проекта будет вестись поэтапно по принципу параллельного проектирования и строительства с привлечением большого количества участников, руководство ОАО «Мозырский НПЗ» приняло ряд конструктивных решений и утвердило мероприятия по усовершенствованию анализа и усилению контроля за ходом строительства.
На время стройки в дирекции по реконструкции и развитию были сформированы две группы, в состав которых вошли инженеры различной специализации. Основные задачи групп — это сопровождение, анализ и контроль календарных графиков и планов, разработка корректирующих мероприятий на основе результатов оперативного контроля. При отклонении хода строительства от плановых сроков группами разрабатывались корректирующие мероприятия и предложения по перераспределению материальных и трудовых ресурсов в зависимости от имеющихся фронтов работ. Также выполнялись контроль и анализ поступившей проектной документации для сопоставления разделов проектов с заказными спецификациями и выявления несоответствий. В случае необходимости в проектную организацию направлялись замечания и дополнения, осуществлялся поэлементный пересчет стройматериалов для выявления их дефицита, велись подбор и согласование материалов.
Еще один фактор обеспечения общего контроля выполнения работ — разработка и ведение графика реализации инвестиционного проекта на основе программы Microsoft Project. Здесь учитываются все стадии строительства, устанавливается их взаимосвязь (сроки выполнения проектных работ и прохождения экспертизы проекта, ориентировочные сроки проведения закупки и поставки оборудования и материалов, сроки осуществления строительно-монтажных и пусконаладочных работ и многое другое). Дело в том, что для заказа оборудования необходимо было разработать часть проектной документации — спецификации, а для выполнения полного комплекта проектной документации требовалась техническая информация от поставщиков оборудования. В ходе контроля за каждым этапом строительства и при своевременном накладывании объективной информации на график реализации проекта определялись возможные отклонения (риски), влияющие на сроки осуществления последующих этапов и проекта в целом. По мере поступления документации для более тщательного контроля проводилась разбивка работ, входящих в график, на множество задач и подзадач (детализация) с учетом опыта, полученного при реализации подобных проектов. Например, график строительства только комбинированной установки гидрокрекинга включает в себя более 10 тыс. задач, которые отражают все этапы.
Выполняя строительство день за днем на протяжении более шести лет через ежедневное решение сотен вопросов, переходя от одного этапа к другому, мы смогли превратить комплекс в могучего гиганта (по сути, это завод в заводе). Сегодня он находится на стадии пусковых работ. Уже введены в эксплуатацию установка производства водорода, а также 15 из 21 объекта общезаводского хозяйства. Закончены все строительно-монтажные работы на установке производства серы. На комбинированной установке гидрокрекинга завершаются испытания трубопроводов на прочность и плотность (осталось два контура из 458), плавно перетекающие в стадию промывки, продувки и испытания на герметичность. Полным ходом ведется обкатка динамического оборудования. В стадии завершения находятся работы по расключению и наладке систем связи, АСУТП и КИПиА, громкоговорящей связи, видеонаблюдения, системы контроля за выбросами (АСК), системы детекции газов и др. Заканчивается монтаж греющей и силовой частей системы электрообогрева трубопроводов. В самом разгаре работы по нанесению тепловой изоляции на трубопроводы. На установку поступили все вспомогательные продукты, топливный газ. Разожжены технологические печи, началась их сушка.
Отметим, что немногие нефтеперерабатывающие заводы имеют в своем составе такую высокотехнологичную установку для переработки гудрона в кипящем слое катализатора, как строящаяся в ОАО «Мозырский НПЗ». Аналогичные созданы и успешно работают только в США, Канаде, Японии, Финляндии, Италии, Словакии, Польше, Китае, Мексике, Южной Корее и Болгарии.
Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что сделано максимально возможное для достижения успешного результата. Пуск комплекса гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков и получение продукции позволят ОАО «Мозырский НПЗ» повысить конкурентоспособность и выйти на новый уровень развития.
ТЕКСТ Валерий Ильюк, заместитель директора дирекции по строительству,
Андрей Шульга, начальник отдела промышленного строительства,
Виктор Савенко, руководитель группы реализации проекта ОАО «Мозырский НПЗ»
ФОТО Игорь Малащенко