Модератор семинара Сергей Куюн отметил:
— Еще в начале сезона никто не мог представить такую фантастическую цифру. Мы прогнозировали максимум 900 тыс. т, но по итогам 11 месяцев она превысила 1 млн т. Уникальная ситуация. В 2018 году рынок битума достиг 600 тыс. т. Тогда тоже был рекорд, ведь до этого потребление битума в Украине составляло 200—300 тыс. т в год. Последующие годы оказались подготовительным периодом и позволили «нарастить мышцы» всем участникам рынка.
Директор ГосдорНИИ имени М.П. Шульгина (Киев, Украина) Артем Безуглый подчеркнул, что 2020 год был прорывной и неоднозначный:
— С одной стороны, все столкнулись с ограничениями, связанными с пандемией COVID-19, с другой стороны, мы получили кредит доверия и беспрецедентное финансирование. И дорожной отрасли было важно доказать свою способность реализовывать поставленные задачи.
В 2020 году первые за 15 лет масштабные дорожно-строительные работы проводились по всей Украине. Раньше они концентрировались в отдельных регионах.
Были и принципиально другие подходы к организации работы в дорожно-строительной сфере, которые косвенно повлияли на рынок битума. В частности, в Украине отказались от практики ремонта дорог небольшими участками. Теперь сразу ремонтируют 50—100 км. Стало возможно среднесрочное планирование на три года. Оно позволяет подрядным организациям четко понимать, что их ждет в будущем.
Важно, что в 2020 году на территории страны запустили две важные программы — восстановление мостов до 2025 года и строительство цементобетонных дорог (в основном на юге Украины).
Еще одна особенность — переход на капитальный ремонт дорог и жесткий контроль за качеством поточного среднего ремонта. Причем технология текущего среднего ремонта изменилась. Теперь укладываются минимум три слоя асфальтобетона (раньше — два) и укрепляется основание, поэтому и битум расходуется в больших объемах и его потребление выросло.
— Сегодня применяются общие тендерные требования и четкие понятные критерии, - отметил Артем Безуглый. - Теперь мы работаем по единым правилам. Другая инновация — появился независимый технадзор, занимающийся контролем качества строящихся дорог. Это повысило и качество дорожного полотна, и расход битума.
В итоге стоимость строительства километра дороги по сравнению с прошлыми годами уменьшилась.
Кстати, глава государственного агентства автомобильных дорог Украины («Укравтодор») Александр Кубраков сообщил, что в 2019 году средняя стоимость километра дороги составляла около 25 млн гривен, в 2020 — 20,5 млн.
Строительство и ремонт дорог и мостов позволили Украине поднять на несколько процентных пунктов ВВП, «вытащить» топливный рынок и придать экономике страны импульс в непростом 2020 году. Кроме того, на рынке нефтепродуктов битум оказался основным драйвером роста потребления дизтоплива.
По мнению эксперта, строительство дорог дает колоссальный эффект. Одна вложенная гривна, как правило, приносит 2—3 гривны отдачи. Причем во вложенной гривне примерно 37% составляет битум, а он в стране в основном иностранный. Вот и начали в Украине развивать строительство цементобетонных дорог, используя в том числе отечественный цемент, который производится в больших объемах, чем битум.
— Рекордный объем украинского рынка битума — 1 млн т — был достигнут в октябре, в ноябре он составил уже 1,116 млн т, в декабре тоже увеличился. В итоге это оказалось в 1,5 раза больше, чем в прошлом году, — уточнил Сергей Куюн.
В 2020 году Украина стала активным участником международного рынка битума. В прежние годы покупался украинский, белорусский и российский продукт, но в 2020 году украинские трейдеры смогли обеспечить морские поставки, причем в достаточно больших объемах, и по-настоящему всех удивить.
Если на остальной импорт в 2019 году приходилось всего 2%, то в 2020-м — 13% (141 тыс. т). В частности, этот рост стал возможен благодаря морским поставкам из Греции, Азербайджана, Турции, Италии, Испании.
Относительно 309 тыс. т битума внутреннего производства Сергей Куюн сообщил, что за 11 месяцев 302 тыс. т выпустило ПАО «Укртатнафта», 7 тыс. т — АО «Укргаздобыча». Сможет ли Украина нарастить объемы производства собственного битума за счет оживления других НПЗ? Эксперт не считает возможной такую перспективу.
В сентябре — октябре 2020 года битумный рынок Украины «прошел по краю» — не хватало инфраструктуры, подвижного состава, но компании справились с ситуацией.
Кто ковал победу? Как отметил аналитик, если в 2019 году в Украине было 43 импортера битума, то в 2020 году — 70. По словам директора компании «Консалтинговая группа «А-95», битумом начали торговать все, у кого был подходящий транспорт, например занимающиеся сжиженным газом, агропродукцией. Причем все и заработали на битумных поставках.
В чем возили битум? Несмотря на рост объемов импорта битума, вагонами его перевозили реже, чем автотранспортом. Дело в том, что железнодорожные перевозки битума актуальны при большом транспортном плече. Раньше в основном они осуществлялись из России. После того, как поставки из этой страны были остановлены, железнодорожные перевозки битума в Украину сократились. В последнее время 75% приходятся на поставки автотранспортом из Беларуси и с Кременчугского НПЗ (в целом — примерно 800 тыс. т). Следует учитывать, что около 130 тыс. т были доставлены по воде, а затем продолжили свой путь к месту назначения в автоцистернах.
«Нафтан» в основном отгружает свой продукт в железнодорожные цистерны, а Мозырский НПЗ — в битумовозы.
Если в 2021 году Россия возобновит в Украину экспорт битума, то он будет направляться преимущественно железнодорожными вагонами.
Морские поставки оказались в тренде в 2020 году. Битум перевозился в Украину даже на пароме в железнодорожных составах.
По стоимости морская транспортировка дороже остальных примерно на 20—25 долларов за тонну.
— В общем котле себестоимости асфальтобетонной смеси это немного. Использование морских поставок может приобрести стабильный характер. Кстати, в конце 2020 года морем пришли 200 т битума в биг-бегах. Его разогрели и разлили. Интересная технология. Море смогло удивить, — отметил Сергей Куюн. — Потенциал у моря хороший, начало положено. Были там и проблемы, но о них поставщики говорят неохотно.
В течение сезона 2020 года цены на битум менялись. В мае и июне наблюдалось падение, затем начался рост.
К преимуществам морских поставок можно отнести отсутствие погранпереходов, как с Беларусью, а также длинного логистического плеча и других рисков, как с Россией. При сохранении объемов финансирования на дорожное строительство морские перевозки битума в Украину в скором времени могут стать обыденным явлением.
Почему так много стран — импортеров битума? По мнению эксперта, это связано с тем, что закупка велась по споту, то есть трейдеры искали битум везде, где только можно, и находили в самых разных странах. Если говорить о более системной работе, то это терм-контракты.
Сергей Куюн считает, что цены морских поставок можно сделать ниже — выиграть за счет того, что в начале сезона, например уже с апреля, получать по одному танкеру с битумом. Тогда получится системность и другая цена. Весь рынок битума — это отсрочки. Если наладить механизм более оперативной доставки, то снижение цены произойдет еще за счет уменьшения кредитной нагрузки.
Директор ООО «Консалтинговая группа «А-95» обратил внимание на особенности использования в Украине терминалов для хранения битума. Сокращение транспортировки этого продукта железнодорожными вагонами соответственно привело к меньшей востребованности терминалов. Автотранспортом же битум сразу доставляется на стройку. В 2020 году терминалы были загружены плохо, но они сыграли положительную роль в период кризиса, когда в сентябре возникла проблема на белорусской границе. В Украине под угрозой остановки оказались некоторые стройки. Тогда и выручили украинскую сторону запасы в терминалах. Тот, кто имел на складах по 6—8 тыс. т этого продукта, смог пройти сложное время без остановки строительных работ и срыва контрактов.
Что будет с ценами на битум в новом сезоне? Вот что сообщил Сергей Куюн:
— В 2020 году начались поставки российского битума, производимого ОАО «Новошахтинский завод нефтепродуктов». Все ждут, что получат разрешения и другие российские предприятия. Это может довольно серьезно обвалить цены, даже несмотря на то, что на российский битум сохраняется 10-процентная пошлина.
Главный технолог компании «Автомагистраль-Юг» Виталий Екимов, обращаясь к производителям, в частности, сказал:
— Разнообразие битумов — это не только благо. У всех разные свойства, качество. У европейского мало смол и фракций, а они нужны, такой битум больше подходит для асфальтобетонной смеси. Но мы знаем, что делать, чтобы использовать продукт. Для нас самое главное, чтобы производители удерживали стабильность показателей своего продукта. Мозырский битум — лидер по качеству.
Заместитель генерального директора ОАО «Мозырский НПЗ» Олег Протасов уточнил в ходе семинара, что завод может производить три вида битума, но в последнее время на 100% ориентируется на выпуск именно дорожного, чтобы максимально удовлетворить существующий на рынке спрос. По поводу качества этого продукта было сказано, что сегодня мозырский битум максимально соответствует как европейскому стандарту, так и украинскому (проведена добровольная сертификация).
В прошлом году на пике спроса ежемесячное производство битума достигло в Мозырском НПЗ около 90 тыс. т, тогда как в 2019 году — 80 тыс. т.
Рост реализации битума в ОАО «Мозырский НПЗ» стал возможен благодаря высокому спросу на этот продукт на украинском рынке, где удалось реализовать около 410 тыс. т. Украина — основной потребитель мозырского битума. Как отметил Олег Протасов, во многом заслуга в таких рекордных результатах принадлежит и ЗАО «Белорусская нефтяная компания».
За последние годы изменилось соотношение способов доставки битума в Украину с Мозырского НПЗ. Если пять лет назад доля железнодорожного транспорта составляла примерно 40%, то к 2020 году — около 10%.
В этом году сказалась и нехватка подвижного состава. На территории Украины вагоны использовались как склад на колесах. При этом заводу требовалось отправлять битум по железной дороге и в других направлениях. Поэтому НПЗ пришлось загружать битум в собственные вагоны. Такая практика, вероятно, сохранится и в 2021 году.
Поскольку поставки автотранспортом преобладают, Мозырский нефтеперерабатывающий завод планирует оборудовать еще один стояк, который будет работать непосредственно на установке производства битума, что позволит обеспечить работу в холодный период года. За счет соблюдения высокой температуры налива битума можно будет транспортировать продукт при низких погодных температурах.
Заместитель директора завода уточнил, что с 2018 года на предприятии введен круглосуточный режим отгрузки битума, а для улучшения сервиса — электронная очередь.
— В прошлые годы никто не мог представить, что в ноябре или декабре мы сможем продолжать работу на загрузке битума, как это произошло в 2020 году, — отметил Олег Протасов. — Надеемся, что 2021 год будет еще более плодотворным.
ФОТО Игорь Малащенко, Дарья Хачирашвили, enkorr.ua