Поиск

Поток

РОССИЯ РАЗВОРАЧИВАЕТСЯ НА ВОСТОК: в 2013 году и первом полугодии 2014 года отмечается резкое сокращение прибыли нефтепереработки всех ведущих западноевропейских нефтяных компаний

03 Января 2015
Светлана Сабило

Светлана Сабило

Обозреватель
РОССИЯ РАЗВОРАЧИВАЕТСЯ НА ВОСТОК: в 2013 году и первом полугодии 2014 года отмечается резкое сокращение прибыли нефтепереработки всех ведущих западноевропейских нефтяных компаний

В 2013 году и первом полугодии 2014 года отмечается резкое сокращение прибыли нефтепереработки всех ведущих западноевропейских нефтяных компаний.

В то же время объем переработки в США достиг рекордного уровня — 8,2 млн баррелей в сутки (барр./сут.). Не отстают Ближний Восток и Азия.

Так, в Саудовской Аравии с середины 2014 года заработал на полную мощность новый НПЗ Satorp (Эль-Джубай), производительностью 400 тыс. барр./сут., а в сентябре запущен такой же по мощности завод Yasref (Янбу).

Индия за последние 5 лет увеличила нефтеперерабатывающие мощности на 50%. По данным Международного энергетического агентства, в Западной Европе с 2008 года нефтеперерабатывающие мощности сократились на 1,7 млн барр./сут., а в США — увеличились на 2 млн барр./сут. А что же в Европе и СНГ? О судьбе европейской нефтепереработки корреспондент журнала «Вестник Белнефтехима» беседует с вице-президентом по странам СНГ агентства Argus Media Вячеславом Мищенко.

— На рынке ЕС последние годы каждый месяц в разных регионах закрывается приблизительно по одному нефтеперерабатывающему предприятию. Европейские переработчики активно теряют долю рынка из-за увеличения импорта из других регионов — США, Ближний Восток, Азия, а также Россия. 

rossiya-razvorachivaetsya-na-vostok_neftepererabatyvayushhie-moshhnosti-i-ih-zagruzka-v-es

rossiya-razvorachivaetsya-na-vostok_neftepererabatyvayushhie-moshhnosti-i-ih-zagruzka-v-es_umenshayutsya

Есть еще африканские производители, которые наращивают и добычу, и переработку в разных регионах Африки. Производство дизтоплива активно растет за пределами ЕС, и европейские переработчики оказываются в невыгодном положении по сравнению с другими, кто производит светлые нефтепродукты. Там дешевое сырье и очень хорошая экономика переработки.

— Европейские НПЗ проигрывают в техоснащенности?

— Не все. Как бы глубоко они не перерабатывали нефть, им кроме всего прочего еще и некуда сбывать побочные продукты, в частности, бензины. В Европе преобладает дизельный автомоторный парк, в отличие от США и России, где подавляющее большинство двигателей работают на бензине. Американский рынок раньше «впитывал» европейские объемы, в первую очередь, бензиновые, но он уже стал самодостаточным благодаря сланцевой революции и даже начал экспортировать светлые нефтепродукты. Однако с точки зрения самого процесса переработки производить дизель без бензинов практически невозможно, в любом случае остаются еще производные дистилляты. Куда их девать? Продать сегодня некуда. Это основная проблема европейских переработчиков. Каким бы современным завод ни был, он не может в этой экономической ситуации быть прибыльным.

— Если не быть прибыльным, то плачевная участь неизбежна? Всем ли она реально грозит? Каковы перспективы европейских НПЗ? Долго они еще протянут?

— Все будет зависеть, в первую очередь, от экономической ситуации в каждой конкретной стране и регионе.

— Но ведь никто не обещает, что она станет лучше…

— Действительно, по прогнозам экономистов и банковских аналитиков пока ничего хорошего не ожидается. НПЗ в Европе закрывают или выставляют на продажу. Но мы говорим про «среднюю температуру по больнице». Какие-то страны чувствуют себя лучше, какие-то хуже. В этой ситуации большую роль играют транспортно-логистические условия. Есть НПЗ, например, в регионе Юго-Восточной Европы. Везти туда нефтепродукты из США, Африки с точки зрения транспорта и логистики не совсем прибыльно, поэтому продукция местных заводов, расположенных в Юго-Восточной Европе, выигрывает в конкуренции с зарубежными поставками. Так, в Румынии, Болгарии НПЗ работают с большим экономическим эффектом на внутреннем рынке по сравнению с внешним.

Там и налоговый режим понятен, и рынок небольшой, но достаточно стабильный относительно потребления моторных топлив. В то же время есть страны, как например, Украина, где нефтепереработка не просто в кризисе, она практически умерла. Из 6 нефтеперерабатывающих заводов, которые достались этой стране по наследству от СССР, работает только Кременчугский НПЗ, да и то благодаря тому, что использует украинскую нефть, а сбыт продуктов переработки осуществляется через сети заправочных станций, которые, как и завод, принадлежат одному и тому же владельцу. Кстати, белорусские производители не упустили момент, активно завоевали свою нишу на украинском рынке и уже в течение 5—6 лет продолжают оставаться там одними из ключевых поставщиков дизтоплива и бензинов.

— Давайте вернемся к логистике, которая играет сегодня такую важную роль.

— Ключевой момент, особенно в текущей ситуации, не только найти рынок, где довольно привлекательная цена, куда можно поставлять, допустим, белорусский продукт, но еще и оптимально выстроить транспортно-логистическую цепочку, которая, во-первых, была бы надежной и безопасной, а также экономически привлекательной. На мой взгляд, Белорусская нефтяная компания и заводы-производители имеют большой опыт работы по выстраиванию таких логистических цепочек. У них достаточно диверсифицирован рынок сбыта, есть разные направления поставок.

В частности, на украинский и российский рынки, есть европейские поставки, через прибалтийские порты. Наша компания довольно давно работает с белорусскими производителями и с трейдером — БНК. У них достаточно зрелый бизнес. Белорусские трейдеры, транспортники, логисты хорошо понимают конъюнктуру рынка, чувствуют различные направления, обоснованно считают свои затраты и оптимально реагируют на вызовы, которые существуют в нынешней непростой ситуации. На наш взгляд, Беларусь находится в уникальной нише и пока сохраняет все связи, экономически ей выгодны все поставки. Мы в свое время выполняли исследования по запросу БНК об эффективности их коммерческой деятельности и с удовольствием отметили, что коммерческая политика и, соответственно, ее логистическая часть, очень оптимальна, обоснована и построена так, что приводит к максимизации прибыли.

— Какова сегодня стратегия экспорта нефти российских нефтяных компаний?

— Что касается стратегии российских нефтяных компаний, то ситуация довольно сложная относительно геополитических рисков, а ведь экспорт нефти приносит России основной доход. В Северо-Западной Европе доминирует нефть марки Urals. Что касается марки Brent, то физическая добыча и производство нефти североморских сортов неуклонно падает, поэтому цена, которую объявляют на биржах, в СМИ на Brent — это цена не на один сорт, а на корзину североморских нефтей. С запуском Восточного нефтепровода (Восточная Сибирь — Тихий океан) Россия получила возможность выходить напрямую на совершенно другой рынок, рынок стран азиатско-тихоокеанского региона (АТР). Этот бизнес активно развивается, в нем участвуют несколько российских компаний.

rossiya-razvorachivaetsya-na-vostok_ustanovki-zapushhennye-i-rekonstruirovannye-v-rf

Argus Media является агентством, по котировкам которого торгуется сорт ESPO (Eastern Siberia-Pacific Ocean). Этот сорт российской нефти сегодня активно востребован у ключевых покупателей АТР — Японии, Китая, Южной Кореи, Тайваня, Филиппин и т. д. Россия наращивает поставки в этом направлении. Продажа сорта ESPO является экономически очень привлекательной, поскольку у него лучше качество, чем у западной смеси Urals и он торгуется с премией к маркерным сортам ближневосточных нефтей Oman и Dubai. Восточное направление экспорта российской нефти, очевидно, будет развиваться, поскольку заключаются новые соглашения с ключевыми партнерами российских компаний, в частности, с Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC) и др., о расширении маршрута.

Как известно, существуют два основных направления поставок на Восток — порт Козьмино на Дальнем Востоке, в котором идут морские отгрузки на танкеры, и ответвление нефтепровода на китайские НПЗ. Обе части нефтетрубопровода будут расширяться.

— Что это означает?

— То, что Россия разворачивается сегодня на Восток, в Азию. ОАО «НК «Роснефть» и Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) недавно подписали соглашение о строительстве крупного нефтеперерабатывающего завода на территории Китая в Тяньцзинь, которым будут управлять совместно. Китайский рынок тоже довольно привлекательный для моторных нефтепродуктов. Очевидно, со временем российские компании, в первую очередь, «Роснефть», займут определенную долю китайского рынка относительно моторных топлив. А вот в странах СНГ по-прежнему доминируют российские поставки нефти. Они будут преобладать и в дальнейшем, за исключением стран-производителей, таких как Азербайджан.

— Модернизация и строительство новых мощных НПЗ приводит к тому, что сегодня наблюдается такая тенденция, как переориентация с поставок нефти на нефтепродукты. На Ваш взгляд, насколько быстро и масштабно это будет происходить? К чему приведет в результате?

— С одной стороны, можно предположить, что эта тенденция продолжится, а, с другой стороны, многое будет зависеть от состояния глобального рынка нефти и ключевых мировых экономик — Китая, США, ЕС, а также развивающихся стран — России, Индии, Бразилии и т. д. Предсказать ход развития сегодня очень сложно, поскольку на глобальном рынке нефти наблюдается период турбулентности — цена падает, соответственно, компании, которые планировали или уже инвестируют в проекты нефтепереработки, испытывают давление макроэкономических факторов. Да, ключевые страны-экспортеры Ближнего Востока со временем будут переориентироваться с поставок сырья на поставки продуктов переработки.

rossiya-razvorachivaetsya-na-vostok_neftepererabatyvayushhie-moshhnosti-v-indii-i-v-stranah-persidskogo-zaliva-uvelichivayutsya

Если рассмотреть то, как будет развиваться нефтегазовая отрасль России и сопредельных стран, то тенденция очевидна — идет масштабная модернизация российских НПЗ, которая должна привести к увеличению глубины нефтепереработки и выхода светлых нефтепродуктов. Качественные продукты можно экспортировать в самых разных направлениях. Если никакие глобальные факторы не будут препятствовать развитию нефтяной отрасли, то и российская нефтепереработка тоже будет следовать этой тенденции. Со временем мы увидим уменьшение или отсутствие увеличения объема экспорта российский нефти и постепенный рост экспорта нефтепродуктов.

В частности, на европейский рынок — дизтоплива. Кстати, уже рассматриваются возможности перепрофилирования некоторых участков существующих нефтепроводов в нефтепродуктопроводы. Скорее всего, тенденция перехода от экспорта сырья к переработанной продукции будет повсеместная и глобальная, соответственно, из центров добычи. Россия — не исключение. Эта тенденция коснется и Каспийского региона.

Беседовала Светлана САБИЛО  

 

03 Января 2015
2430
Рейтинг: 4