Заместитель начальника производства № 1 по технологии производства «Нефтяные топлива и ароматика» ОАО «Нафтан» Виталий Ремез подготовил экскурс, центральной темой которого стали выпуск дизельного топлива и поэтапное строительство технологических установок «Нафтана».
На заре нефтепереработки человечество использовало только бензиновую фракцию и керосин. Но благодаря таким ученым, как, например, Рудольф Дизель наука не стояла на месте, а дизельная фракция 230—360 °С, которую раньше не использовали, стала самой востребованной в мире. В начале 1897 года Рудольф Дизель испытал двигатель внутреннего сгорания нового типа с самовоспламенением топлива и образец оказался пригоден для серийного производства.
— Преимущество дизтоплива (ДТ) очевидно для его применения в промышленности, — рассказывает Виталий Ремез. — Дизельный двигатель мощнее, его конструкция прочнее и долговечнее. Соответственно, потребность в ДТ определяется уровнем мировой экономики. Поэтому особенность «Нафтана» в том, что объем выпускаемого ДТ максимизирован в его производственном пуле.
Нефтепереработка развивалась, а экологические требования постоянно ужесточались. Многие страны ввели стандарты Евро. Сейчас «Нафтан» благодаря реконструированным установкам гидроочистки выпускает топливо Евро‑5 с ультранизким содержанием серы. Это позволило в несколько раз сократить количество выбросов в окружающую среду, но ценой этого достижения стала потеря органических сернистых соединений и вместе с ними одного из его свойств — способности смазывать детали топливной системы и двигателя. Смазывающую способность дизельному топливу вернули путем добавления первой присадки.
Для качества бензина в приоритете октановое число, а для дизтоплива — цетановое число (ЦЧ). В химическом смысле это противоположности. ЦЧ — показатель самовоспламеняемости топлива.
— Цетановые числа дизельных топлив зависят от их углеводородного состава, — поясняет Виталий Ремез. — Парафиновые углеводороды — лучшие компоненты для получения дизтоплива. Это обусловлено тем, что они имеют самые низкие температуры самовоспламенения и, следовательно, самые высокие цетановые числа. Самые низкие ЦЧ у ароматических углеводородов, более стойких к термическому распаду и самовоспламенению. Нафтеновые и олефиновые углеводороды занимают промежуточное положение. Кроме того, ЦЧ зависят от температуры кипения фракций: при ее повышении цетановое число повышается. Цетановое число также является экологической характеристикой топлива. Тем ниже ЦЧ, тем меньше полнота сгорания топлива в двигателе.
Первое увеличение глубины переработки нефти до 70 % на предприятии началось с модернизации «Гидроочистки № 1» под «Мягкий гидрокрекинг» и строительстве комплекса «Гидрокрекинг» для дальнейшего выпуска высококачественного дизтоплива (с высоким цетановым числом, содержащего малое количество ароматических углеводородов) из вакуумных дистиллятов мазута.
— Чтобы добиться экономической эффективности, «Нафтан» приступил к реализации проекта комплекса замедленного коксования, — говорит Виталий Ремез. — В результате благодаря пуску УЗК выпуск дизтоплива снова увеличили. Образованное в коксовых камерах ДТ, к сожалению, не может обладать высоким цетановым числом.
При наступлении морозов водители дизельных авто начинают волноваться. Высокомолекулярные парафины, обладающие высоким ЦЧ, замерзают. Чтобы позаботиться о потребителях, «Нафтан» внедрил технологию депарафинизации, она позволяет улучшить низкотемпературные свойства дизельки. Но улучшение одного из параметров закономерно влечет изменение другого, в данном случае — снижение ЦЧ. Иными словами, ПТФ — это сезонная сложность, решение которой состоит в применении депрессорной присадки.
— Товарно-сырьевой цех располагает несколькими парками для хранения дизтоплива общим объемом 240 тысяч тонн. Таким образом, «Нафтан» способен обеспечить хранение ДТ без отгрузки потребителю в течении 20 суток, — говорит заместитель начальника цеха № 8 по технологии Сергей Шарков. — Если говорить о зимнем ДТ в этом сезоне наше предприятие выпускало два вида: ДТЗК5 класса 0 и ДТ-З-К5 сорта F. Их отгрузка ведется по трем направлениям: железнодорожный транспорт для реализации на внутреннем рынке и на экспорт; трубопровод на Фаниполь и трубопровод на Новополоцкую нефтебазу.
По материалам «Вестника Нафтана»