Поиск

Поток

ТОЧКА НЕВОЗВРАТА ЭПОХИ ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТА

27 Октября 2020
Ольга Спехова

Ольга Спехова

Главный редактор

По некоторым оценкам, мировой рынок электродвигателей к 2023 году составит почти 10 млрд штук. Емкость этого рынка сейчас — около 200 млрд долларов, и ее рост продолжается. Есть ли у белорусов шанс получить свою часть этого «пирога»? Какие меры должны быть приняты в стране, чтобы заявить о сроках перехода на электротранспорт? О будущем электротранспорта в Беларуси беседуем с деканом автотракторного факультета БНТУ Денисом КАПСКИМ.

Декан автотракторного факультета БНТУ Денис КАПСКИЙ


СПРАВОЧНО


Капский Денис Васильевич, доктор технических наук, декан автотракторного факультета Белорусского национального технического университета, профессор кафедры «Транспортные системы и технологии», главный научный сотрудник научно-исследовательского центра дорожного движения филиала БНТУ «Научно-исследовательский политехнический институт».


 

— Денис Васильевич, уже очевидно, что электротранспорт в Беларуси, как и во всем мире, ждет большое будущее. Когда, на ваш взгляд, мы прошли «точку невозврата»?

— Сразу оговорюсь: как любой здравомыслящий человек, я верю в прогресс, особенно в среднесрочной перспективе. Сейчас мы находимся на новом витке развития персональной мобильности. Предыдущая «точка невозврата» пройдена в конце XIX века, когда человечество, находясь перед выбором между конной, паровой тягой,  электротягой и двигателем внутреннего сгорания, сделало ставку на ДВС, несмотря на его высокую стоимость, сложность в изготовлении и эксплуатации. Вместо силы одной лошади мы получили сотни под капотом одного автомобиля. Таким образом, человек фактически за столетие овладел транспортными средствами мощностью в сотни и тысячи лошадиных сил.

Причем, как это ни парадоксально, самым уязвимым по безопасности движения оказался именно автомобиль. Ведь только автомобили ездят не на специально отведенных площадках, а маневрируют в плотных городских потоках, к тому же требования к подготовке водителей не самые высокие. Поэтому именно человеческий фактор играет важнейшую роль в обеспечении безопасности движения. 

цитата

В настоящий момент отправная точка показывает новый изгиб реальности, и выбор неизбежен. Разница по сравнению с предыдущим периодом в том, что паровой котел, дизельный двигатель и электромотор были новинками. Мы же сейчас ничего нового не изобретаем. Те же батареи, та же конструкция автомобиля. Думаем, как добывать графен в промышленных масштабах, ожидаем технологического прорыва и появления электромобилей с графеновыми батареями нового типа с запасом хода более тысячи километров… А все остальное уже есть, причем давно.

— Поговорим о нескольких уровнях электротранспорта — грузовом, легковом, городском пассажирском, а также о специальной технике. От перевода каких из этих машин на электродвигатель можно достичь наибольшего эффекта?

— За последние 20 лет число автомобилей в Республике Беларусь увеличилось в четыре раза, превысило 3,5 миллиона единиц, и сейчас рост продолжается. Мы достигли уровня автомобилизации 300—350 автомобилей на 1 000 жителей и постепенно приближаемся к среднеевропейскому уровню — порядка 500 автомобилей на 1 000 жителей. Этот рост вызвал ряд проблем, связанных с увеличением нагрузки на дорожную сеть, особенно в городах. Поскольку внутригородская дистанция перемещения составляет около пяти километров, пристальное внимание обращено на средства мобильности. Ведь небольшие расстояния вполне комфортно преодолевать на электроскутерах, электросамокатах, сегвеях, электроциклах и других «электробукашках».

Вне конкуренции и городской пассажирский транспорт — электробусы и трамваи. Последние, кстати, обладают очень высокой провозной способностью, поэтому являются верным решением транспортных проблем в городах. Второй тип транспорта необходим для преодоления расстояния от 5 до 650 километров — средний электромобиль, небольшой грузовичок. Такие идеи есть, и при принятии эффективных решений по батареям развитие электротранспорта в этом сегменте возможно. А вот третий сегмент — это уже взгляд «за горизонт» для преодоления расстояний от 650 до 6 000 километров и больше. Фактически, когда нужно лететь на другой конец земли, альтернативы ДВС пока нет… Можно много фантазировать, но саккумулировать на борту самолета достаточный запас электричества не получается. До тех пор, пока не будет изобретен новый способ хранения или передачи энергии.

— Использование электротранспорта приведет к созданию новой инфраструктуры, при этом востребованными окажутся новые специальности. Корректируются ли в университете учебные программы для того, чтобы студенты получали максимально актуальные знания, в том числе «на вырост»?

цитата

— Предпосылки для развития электротранспорта в Беларуси существенные, мы практически готовы к переходу на новый уровень. Идет активное развитие принципиально новой инфраструктуры. Это не только зарядные станции, но и автосервис. А самое главное — специалисты, которые будут обладать знаниями и компетенциями для работы в этой области от конструирования электромобилей до их утилизации.

 

В 2020 году Белорусский национальный технический университет впервые провел набор на специальности «Проектирование и эксплуатация атомных электрических станций» и «Электрический и автономный транспорт». В рамках реализации Программы развития электротранспорта и Комплексного плана развития электроэнергетической сферы до 2025 года с учетом ввода в эксплуатацию Белорусской атомной электростанции и межотраслевого комплекса мер по увеличению потребления электроэнергии до 2025 года БНТУ готовит высококвалифицированных специалистов для транспортного комплекса Республики Беларусь.

 

— Автовладельцев в городах объединяет желание припарковать машину поближе к дому или офису, а владельцев электромобилей объединяет еще и поиск места зарядки…

— Согласен, города быстро растут. И у владельца электрокара, живущего в спальном районе где-то на 15-м этаже, будут проблемы, неведомые владельцам пригородных домов или коттеджей. Часть проблем, конечно, решит каршеринг: электромобили каршеринговых служб могут автоматически подзаряжаться, храниться в специальных местах, владение личным автомобилем станет не нужным, будет работать служба аренды автомобилей для поездки за город… И надо сказать, что каршеринг с автоматической подачей для городских передвижений уже относительно скоро будет доминировать во всем мире: через мобильное приложение можно найти и «позвать» маленький электромобиль. Автомобилей в городе все-таки станет меньше, ведь лишняя вещь — это лишняя забота. И город станет «зеленым». Ремарку «лишняя вещь» поясню: на поездки на автомобиле большинство горожан тратят полтора-два часа, а то и меньше, а простаивает он в городе 22 часа и более и занимает дорогое место.

Отдельно хочу поговорить про «волшебные» для города буквы SAEV (Shared Autonomous Electric Vehicles). Это мировой тренд. Идет резкий рост развития таких услуг. Пользователь услуги вызывает машину, которая приезжает сама. Скорее всего, ждать придется недолго, авто прибудет с небольшой скоростью и из самой близкой точки базирования, чтобы сохранить максимальный запас хода. Пользователь садится за руль, совершает поездку и оставляет автомобиль, который сразу уезжает на следующий вызов или на дозарядку. И уже новый пользователь садится за руль и использует электромобиль. Это станет одним из видов городского транспорта будущего. Электромобиль постоянно в движении — парковок требуется меньше.

Хотелось бы затронуть тему обеспечения транспортом пожилых людей или людей с ограниченными физическими возможностями. Такие люди тоже смогут относительно комфортно передвигаться на своих электромобилях или средствах индивидуальной мобильности. Конечно, не на сегвее. Есть другие средства микромобильности, специально ориентированные на потребности пожилых людей или людей с ограниченными физическими возможностями. Это не инвалидная коляска, а вполне законченное транспортное средство. Наши производители уже разработали электросамокаты, электромотоциклы, теперь должны поработать и для таких маломобильных потребителей.

 

 

— Все-таки электромобиль стоит недешево. Что еще нужно сделать, чтобы наша страна перешла на электротранспорт?

— Пока преимущества электромобилей не столь очевидны. Указом Президента Республики Беларусь «О стимулировании использования электромобилей» предусматриваются меры, направленные на стимулирование спроса на электромобили в нашей стране, а также создание соответствующей зарядной и сервисной инфраструктуры. Владельцам электромобилей не придется уплачивать пошлину за выдачу разрешения на допуск к участию в дорожном движении. Физические лица освобождены от уплаты НДС при ввозе электромобилей для личного пользования (у них будет возможность вернуть уплаченную при приобретении электромобиля сумму НДС в пределах 500 базовых величин). Владельцы электрокаров освобождаются до 1 января 2026 года от платы за парковку в специально оборудованных местах на коммунальных автомобильных парковках. Производители электромобилей и электрозарядных станций, эксплуатирующие их организации получили право применять повышенный инвестиционный вычет в порядке, установленном Налоговым кодексом. Освобождены от НДС зарядные станции в случае их использования в Беларуси. Производственному объединению «Белоруснефть» без проведения аукциона предоставлены в аренду земельные участки для строительства и обслуживания электрозарядных комплексов. Затраты на строительство зарядных станций могут безвозмездно передаваться на баланс юридического лица, на учете которого находятся эти объекты, и включаться заказчиком (застройщиком) в состав внереализационных расходов. При получении согласия землепользователя земельные участки для установки зарядных станций будут предоставляться без их изъятия из земель общего пользования.

Возможно, дополнительную привлекательность электротранспорту придадут освобождение владельцев электромобилей от уплаты дорожного сбора, снижение для них стоимости страхового взноса по полису обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, изменение условий лизинга, предоставление возможности двигаться по выделенным полосам для общественного транспорта, упрощение административных процедур для строительства зарядных станций, снижение тарифов на электроэнергию, получение от государства компенсаций, а для коммерческого транспорта — льготные тарифы на платных дорогах (или разрешение двигаться по ним бесплатно). Это поможет мотивировать рядового гражданина на покупку электромобиля, который, надеюсь, очень скоро будет не дороже схожего по характеристикам бензинового или дизельного автомобиля. И это даже с учетом высокой стоимости их ремонта при поломке или замене батареи.

Надо понимать, что экологические преимущества электромобилей перед автомобилями с ДВС класса от Евро-5 и выше достигаются только при выполнении трех обязательных условий:

  • экологически чистая генерация;
  • экологически чистое производство аккумуляторов;
  • экологически чистая утилизация.

С первыми двумя условиями проблем нет: основным источником электроэнергии становится Белорусская атомная электростанция, добыча лития в Беларуси не ведется. А вот проблема утилизации литий-ионных аккумуляторов в полной мере до сих пор, увы, не решена.

Есть два принципиально разных пути развития транспорта: китайский и американский.

Китайский тезис: «Через 20 лет мы освободимся от «выхлопной трубы» и перейдем на электромобили и другие источники энергии». Те, кто был в Китае, видят, как они уже сейчас планируют города таким образом, чтобы квадратный километр имел всю инфраструктуру, всю «экосистему» внутри, а снаружи — полосы быстрого движения, например поезд на антигравитационной подушке.

Американский тезис: «Не надо торопиться расставаться с углеводородами, ведь скоро появятся углеводороды 2.0. Да и надо ли куда-то ехать — сидите дома, и пусть к вам все приедет. Система должна работать вокруг вас, а не вы вокруг системы».

цитата

Эти примеры говорят о том, что классической транспортной схеме, при которой в мегаполисах мира основная масса людей ежедневно ездит на автомобилях, приходит конец. Ведь езда за городом — это кайф и наслаждение, скорость и драйв. А в тесном городе поездка на личном автомобиле — это нонсенс. Это началось в 1908 году и скоро закончится, быть может, заменой ДВС на совсем иные форматы.

 

Постскриптум

В Баварии находятся два автомобильных гиганта — Ауди и БМВ. Соответственно, уровень автомобилизации здесь почти американский (около 700—800 авто на 1 000 жителей). Но абсолютное большинство людей, которые трудятся в Мюнхене, приезжают туда на электричках, трамваях, велосипедах. Такова транспортная культура. Кстати, велопарковки помечены знаками Deutsche Bahn. И маленькая хитрость: навигатор настроен так, что ненавязчиво подсказывает путь до ближайшей железнодорожной станции. Эта прекрасная бизнес-идея по созданию интегрированной мультимодальной системы — железнодорожная компания покупает электробусы, делает велопрокат и обустраивает велопарковки.

 

 ФОТО Екатерина Блашко, Виктория Анискевич-Клопоцкая, Вячеслав Суходольский

 

 

БНТУ Денис КАПСКИЙ Автотранспортный факультет Электротранспорт Электродвигатель
27 Октября 2020
352
Рейтинг: 4