Открывая конференцию, директор компании Confidence Capital Андрей Руденко отметил, что такие понятия, как качество, стабильность, последовательность и технологичность очень точно характеризуют нефтегазовую отрасль Республики Беларусь. Белорусский ТЭК, подчеркнул он, это не только высококачественная нефтепереработка, которая всем известна и является как основой топливоснабжения собственно Беларуси, так и системообразующим элементом обеспечения топливом сопредельных стран. Это также системная политика развития сбыта и построения товаропроводящих сетей.
Это эффективная добыча углеводородного сырья не только в самой Беларуси, но и за тысячи километров от нее, о чем, к слову, далеко не всем известно. Это и высококачественные сервисные услуги для нефтедобывающих компаний, последовательная и правильно структурированная политика подготовки кадров и повышения их квалификации. И самое главное — люди, которые все это делают, настойчиво, творчески, изобретательно и упорно работая для блага отрасли и своей страны.
Андрей Руденко выразил уверенность, что такой, по-белорусски правильный, подход к делу поможет как белорусской «нефтянке», так и стране в целом уверенно и успешно преодолеть все вызовы и проблемы нынешнего периода, сложного по причинам глобального характера.
Приветствуя участников и гостей конференции, заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Виталий Павлов отметил, что нефтехимический комплекс — это системообразующий блок экономики Республики Беларусь, и от того, как эффективно он развивается, во многом зависит энергетическая безопасность страны, налоговые поступления всех уровней, а соответственно, и благосостояние граждан.
— Мы находимся в условиях постоянного ужесточения конкуренции на мировых энергетических рынках, — сказал затем Виталий Павлов уже в своем докладе «Белорусская нефтепереработка и экспорт нефтепродуктов в контексте рынка ЕАЭС».
— И работаем в постоянно меняющихся условиях, связанных с ценами на нефть и нефтепродукты, с налоговым маневром введенным в Российской Федерации, изменениями экономической ситуации на рынках сбыта. Необходимо постоянно принимать решения в отношении развития отрасли, связанные, прежде всего, с ускорением технологической модернизации предприятий, углубления переработки углеводородного сырья и повышения качества выпускаемой продукции, обеспечивая ее конкурентное преимущество.
За 2011—2014 годы предприятиями концерна реализовано около 100 новых проектов. Построено 1 459 новых объектов. Благодаря вниманию к вопросам обновления производства концерном обеспечен рост продукции промышленности в 1,2 раза, рост экспорта — в 1,47 раза — до уровня 16,2 млрд долларов. Положительное сальдо внешней торговли выросло в 3,5 раза — до уровня 6,5 млрд долларов в 2014 году.
Беларусь является лидером среди стран СНГ по качеству выпускаемых и реализуемых на внутреннем рынке нефтепродуктов — все они соответствуют стандарту Евро-5. Ежегодно добывается около 1,6 млн т нефти, при этом обеспечиваются нефтесервисные услуги с применением новейших современных технологий в России, Венесуэле, Эквадоре и Аргентине. В Беларуси функционируют 815 АЗС, 547 из которых относятся к предприятиям концерна. Белорусские трубопроводные предприятия ежегодно транспортируют нефть в объеме примерно 70 млн т по трубопроводам, которые в однониточном исполнении составляют свыше 3 тыс. километров. Нефтеперерабатывающие заводы страны проводят широкомасштабную реконструкцию.
ОАО «Нафтан» реализует крупный проект по строительству установки замедленного коксования. В 2015 году на этом заводе планируется завершить строительство установки по первичной переработке нефти АТ-8 и установки по производству элементарной серы. Мозырский НПЗ начал строительство крупнейшего комплекса по глубокой переработке тяжелых нефтяных остатков. В 2015 году на этом заводе планируется завершить возведение комлекса высокооктановых компонентов бензинов.
Комплекс мер по модернизации нефтеперерабатывающих предприятий позволит увеличить глубину переработки нефти до 90% и выход светлых нефтепродуктов — до 72—73%. Виталий Павлов также отметил, что ведется и модернизация Белорусского газоперерабатывающего завода, которую планируется завершить в нынешнем году. Выгодное географическое положение Республики Беларусь между двумя мощными экономическими центрами — Евросоюзом и Российской Федерацией — дает широкие возможности в части продвижения на эти рынки производимой предприятиями концерна продукции.
Не менее важное преимущество — наличие в стране высококвалифицированных научных и производственных кадров для предприятий нефтехимического комплекса и сформированная, уже устоявшаяся система подготовки специалистов.
— Отрадно, — сказал заместитель председателя концерна, — что Республика Беларусь уже стала своеобразной площадкой для встреч и диалога профессионалов высочайшего уровня. Конференции — нынешняя и осенняя, которую будет проводить ПО «Белоруснефть», — дают толчок к дальнейшему развитию новых направлений взаимовыгодного сотрудничества.
Затронутую Виталием Павловым тему модернизации Белорусского газоперерабатывающего завода продолжил в своем докладе «Белорусский автогаз: тенденции и перспективы» заместитель генерального директора по обеспечению углеводородным сырьем и реализации продукции ПО «Белоруснефть» Сергей Каморников. Объем производства сжиженного газа в Беларуси, по его словам, ежегодно прирастает. Это, безусловно, экспортоориентированная продукция. Сегодня ее выпускают кроме БГПЗ также ОАО «Мозырский НПЗ» и завод «Полимир» ОАО «Нафтан».
Всего в год производится свыше 600 тыс. т. Белорусский газоперерабатывающий завод более 70% своей продукции отправляет на экспорт в 15 европейских стран. В прошлом году это составило около 260 тыс. т сжиженного газа. Около 84 тыс. т осталось на внутреннем рынке. При этом, как отметил докладчик, внутренний рынок потребления сжиженного газа в Республике Беларусь находится в стагнации, а если говорить откровенно, то даже падает, несмотря на рост количества газозаправочных станций, коих насчитывается около 240. Реализация газа ежегодно сокращается: в 2014-м спад составил около 5%.
Дальше отметки 90—100 млн литров в год продажи пока не растут. В принципе, это отражает изменение рынка в целом: реализация светлых нефтепродуктов — бензина и дизельного топлива — тоже сократилась примерно на такую же долю по итогам прошлого года.
Основная причина такого положения дел, по мнению докладчика, — относительно невысокие цены на нефтепродукты в Беларуси, по сравнению с окружающими странами, и их соотношение с ценами на газ. Впрочем, если в прошлые годы топливо стоило примерно в два раза дешевле, чем в Польше и Прибалтике, то теперь ситуация немного выровнялась. Но сам уровень цены на бензин не стимулирует к переходу на газ.
Точно так же, как и соотношение цен на газ и на бензин. В Беларуси в настоящее время отношение цены газа к цене 95-го бензина составляет около 54%, оно несколько снизилось — раньше было до 60%. Сегодня это соотношение подтянулось к российскому и польскому, но чтобы более эффективно стимулировать перевод транспорта на сжиженный газ, это топливо, по мнению многих экспертов, должно стоить до 50% от цены 95-го бензина, а то и ниже.
— Что же касается БГПЗ под Речицей, — сказал далее Сергей Каморников,— то для него активная модернизация стала постоянным процессом. В этом году завершается полномасштабная реконструкция, завод переходит на выпуск раздельных фракций. Если прежде производились лишь два вида продукции — пропан-бутан автомобильный (80% всего производства) и 20% стабильного газового бензина, то начиная с октября завод перейдет на выпуск индивидуальных фракций. Это пропан очищенный, фракция нормального бутана, изобутановая фракция, а также фракции изопентановая и нормального пентана. Отвечая на вопрос киевского журналиста о том, как повлияет переход к новым видам продукции на объемы экспорта в Украину,Сергей Каморников выразил мнение, что большинство сжиженного газа все-таки пойдет на рынки Евросоюза.
Модернизация и производство раздельных фракций открывают перед Белорусским газоперерабатывающим заводом новую нишу, в которой прежде он не присутствовал. Если раньше газ был специализирован для потребителей, которые продавали его в розницу на газозаправочных станциях, то теперь появилась возможность войти в сегмент нефтехимии. А эта отрасль хорошо развита в странах Евросоюза — например, в Польше — а также в балканских государствах — Сербии и Македонии. Там имеется заинтересованность в приобретении новой продукции БГПЗ, а значит доля поставок в Украину объективно будет сокращаться…
Превратности нефтяного экспорта
О влиянии изменений экспортных направлений нефти из СНГ на спрос и предложение в Европе рассуждал в своем докладе Роберт Биман, главный редактор по теме сырой нефти компании Platts, ведущего агентства в сфере информации о нефтяных котировках. Агентство Platts, как пояснил он, сосредоточено на изучении и оценке факторов, влияющих на формирование цены на нефть. И один из основных таких факторов — спрос на нефть в Европе — не растет столь же быстрыми темпами, как раньше. Причина этого во многом связана с сокращением поставок российской нефти. А с низкими ценами на энергоносители всем на евпропейских рынках приходится мириться. Причем если сначала дешевела сырая нефть, то теперь уже падают в цене и нефтепродукты.
Особых изменений в географии поставок нефти в Европу не произошло. Но все-таки отмечается некоторое увеличение европейского импорта нефти из Африки. В целом Европа сейчас недополучает около 2 млн баррелей сырой нефти в день. Некотрые нефтеперерабатывающие заводы в Старом Свете уже закрылись, другие еще в состоянии неопределенности — риск их полной остановки достаточно серьезен. Поставки из стран СНГ привели к тому, что шельфовая добыча нефти странами Евросоюза — в частности, в Северном море — также значительно сократилась. Тем не менее, многие европейские эксперты ожидают реализации нескольких крупных проектов по разработке новых нефтяных месторождений — естественно, при наличии соответствующих инвестиций.
Возникает вопрос: если собственная добыча сократилась, а импорт из Центральной и Восточной Европы также не компенсирует потери, то откуда же потребители получают недостающее количество нефти? В основном, утверждает Роберт Биман, из Западной Африки. И когда эта нефть попадает на европейские рынки, она, по законам конкуренции, продается дешевле, что, естественно, сказывается на ценообразовании других поставщиков.
И все-таки главное влияние на изменение цен оказывают не западноафриканская и не российская нефть. Большее значение имеют добыча сланцевой нефти в Америке, а также решение стран ОПЕК не сокращать уровень добычи, принятое в прошлом году. Все это показывает, что нефтяной рынок в Европе еще очень слаб, хотя волатильность его, вызваная изменениями не столько цен, сколько структуры поставок, сокращается. Положение меняется. Тенденция неустойчивости, порожденная целым рядом кризисных факторов в мировой политике и экономике, судя по всему, скоро сменится процессом стабилизации рынка.
Программа конференции была традиционно насыщенной. Доклады, выступления участников и круглые столы в эти три дня касались самых разных проблем нефтяной и газовой отраслей
Так, представители основных торговых площадок, на которых реализуются нефтепродукты в России и Беларуси, обсудили тему «Особенности нефтеторговли государств-участников Таможенного союза», выявляя нюансы и тенденции современных биржевых торгов. Существенное внимание было уделено перспективам развития нефтепереработки и нефтехимической отрасли в Беларуси, в частности докладам заместителя генерального директора ОАО «Мозырский НПЗ» Владимира Сизова и начальника управления реализации нефтепродуктов ОАО «Нафтан» Сергея Хомича. Со своими обзорами нефтехимических рынков СНГ и Европы, а также рынков нефти и нефтепродуктов выступили эксперты таких авторитетных организаций как ИАА «ХимКурьер» и ЦДУ ТЭК, Platts и Thomson Reuters.
Секция «Обзор рынка транспортировки нефтеналивных грузов» вызвала безусловный интерес производителей, трейдеров и перевозчиков. Ведь речь шла об использовании потенциала железнодорожных, морских и речных перевозок, возможностей портов в таких регионах как страны Балтии, Северо-Запад России, Беларусь и Украина. Подробнее изучить доклады конференции в виде презентаций можно на сайте компании Confidence Capital www.ccapital.co.uk Мы же, в свою очередь, в последующих номерах журнала в аналитической рубрике «Барометр» познакомим читателей с наиболее интересными, на наш взгляд, сообщениями.
Павел ВЛАДИМИРОВ, фото Виктории Анискевич-Клопоцкой