За последние 10—15 лет мощный нефтехимический комплекс, созданный в Беларуси в 1960—1970-е годы, существенно изменился. Финансовые вложения в его модернизацию были больше, чем в России, но меньше, чем в Европе и странах Юго-Восточной Азии. В Германии рост химической промышленности за 10 лет составил 32%. Китай обеспечивает прирост производства более 10% в год. И это не удивительно, поскольку химия и химические технологии — база для разработки технологий и материалов 5-го и 6-го технологических укладов, в том числе информационных, нано- и биотехнологий.
Перед нефтехимическим комплексом Беларуси стоит множество задач, что обусловлено многоотраслевым характером химической промышленности. Это разведка, добыча и переработка нефти, производство азотных, фосфорных и калийных удобрений, технологии получения которых принципиально отличаются друг от друга, а также различных видов химических волокон и полимеров, шин, лакокрасочных материалов… Для научного обеспечения каждого из этих производств в Советском Союзе существовали многотысячные отраслевые институты с мощной технологической, проектной, конструкторской и экспериментальной базами.
Мы не можем позволить себе такую роскошь — организовать отдельные институты по каждому направлению. Но в то же время создание принципиально новых технологий, способных значительно повысить эффективность производства в нефтехимической отрасли, возможно только с использованием современных достижений фундаментальной и прикладной науки. Это требует поиска новых подходов. Необходимы концентрация и ориентация имеющегося научного потенциала на решение первоочередных и перспективных задач предприятий нефтехимического комплекса.
За последние 10—15 лет мощный нефтехимический комплекс, созданный в Беларуси в 1960—1970-е годы, существенно изменился. Финансовые вложения в его модернизацию были больше, чем в России, но меньше, чем в Европе и странах Юго-Восточной Азии. В Германии рост химической промышленности за 10 лет составил 32%. Китай обеспечивает прирост производства более 10% в год. И это не удивительно, поскольку химия и химические технологии — база для разработки технологий и материалов 5-го и 6-го технологических укладов, в том числе информационных, нано- и биотехнологий.
Химическая отрасль должна развиваться как за счет модернизации устаревших мощностей, так и за счет внедрения новейших технологий, строительства новых современных комплексов большой единичной мощности с высокой степенью автоматизации и производительности на одного работающего.
Решение задач научно-технического сопровождения предприятий химического комплекса в рамках государственных научно-технических программ обеспечивается определенным взаимодействием академической и отраслевой науки с производством.
Однако традиционная форма сотрудничества между ними (выполнение хозяйственных договоров, заданий научно-технических программ) уже не позволяет эффективно решать существующие и тем более возникающие проблемы, сложность которых с каждым годом возрастает. Отсутствие гибких современных химических производств и научно-производственных структур — серьезный сдерживающий фактор крупномасштабного промышленного освоения перспективных разработок.
В то же время мы должны стремиться выходить на зарубежные рынки не с отдельными научными разработками, за которые предлагают 50—100 тыс. долларов, а с готовыми к продаже материалами, технологиями, оборудованием, адаптированными к требованиям заказчика.
В этом случае стоимость работ будет на порядок выше и мы не столкнемся с ситуацией, когда результаты наших научных изысканий возвращаются в страну в виде готовой продукции и технологий со стоимостью уже миллион долларов. Для этого необходимо создавать мощные научно-производственные структуры, способные конкурировать с иностранными фирмами.
Сегодня одна из основных проблем, сдерживающих эффективность практического освоения научных разработок в области химии и химических технологий, — это слабая опытно-экспериментальная база, отсутствие пилотных опытно-промышленных установок и оборудования. Кроме того, требуются проектные, конструкторские и технологические подразделения, которые в академических институтах химического профиля практически отсутствуют, а их создание связано со значительными финансовыми и временными затратами.
Поэтому необходим поиск путей кооперации академических и вузовских подразделений с организациями, имеющими соответствующие проектно-конструкторские подразделения и опытную базу, т.е. нужно преодолеть ведомственную разобщенность предприятий, которые могут дополнять друг друга и работать на конечный результат. Требуется также налаживание эффективного научно-технического сотрудничества с организациями химического комплекса России в рамках Союзного государства.
В связи с тем, что развитию малого и среднего бизнеса в нашей стране уделяется большое внимание, вовлечение науки в этот процесс может быть эффективным и своевременным. Необходимо только создать соответствующие условия, которые придадут мощный импульс развитию химического комплекса даже без привлечения бюджетных средств.
Деятельность научно-технических структур должна быть ориентирована не только на научно-технологическое сопровождение работы предприятий концерна «Белнефтехим» как крупнейшего производителя химической продукции. Актуально также тесное взаимодействие с организациями Минстройархитектуры, Минтранса по вопросам химизации гражданского и дорожного строительства, а также с учреждениями других министерств в области разработки и внедрения новых технологий и материалов (Минпром, Минсельхозпрод, Минприроды, Минэнерго, Минфин, МЧС и др.).
Учитывая, что ученых-химиков очень мало (3—4% от общего числа научных работников), а спектр решаемых ими проблем широк, мы не можем осуществлять достаточное научное сопровождение по всем направлениям. По отдельным сферам необходима подготовка соответствующих специалистов за рубежом, способных анализировать проблемы и принимать грамотные решения прежде всего на экспертном уровне. Это повысит эффективность работы по закупке новых импортных материалов и технологий. Ведь когда зарубежные партнеры в процессе переговоров видят ученых-профессионалов, они становятся более сговорчивыми и готовы снизить стоимость контракта.
Нам необходимо создать команду экспертов по основным направлениям научно-технической деятельности, которые будут отвечать за отдельные направления, путем их подготовки в ведущих научных центрах, прежде всего в России.
Особенно по таким важнейшим направлениям, как нефтедобыча, нефтепереработка, нефтехимия, переработка возобновляемого растительного сырья, в том числе высокоэнергетического, с получением ценных продуктов (жидкое топливо, высококачественная целлюлоза и ее производные, лекарственные средства, химические продукты на основе скипидара и канифоли, мономеры для нефтехимии).
Следует передать часть прав на разработки, созданные за счет бюджетных средств, их авторам или специализированным организациям — так принято в США, Японии, Германии, Великобритании. Во многих странах новые технологии, созданные за счет государственных средств, передаются частному бизнесу условно бесплатно. Платежи по схеме роялти начинают поступать только после того, как предприятию, которому передана разработка, удалось внедрить ее и заработать средства.
Необходимо упростить систему выполнения заданий государственных научно-технических программ, предоставить разработчику право замены выполняемого проекта на более эффективный, если это будет выявлено в процессе работы. Ведь ситуация по разработке и освоению продукции в современном мире быстро изменяется — цикл жизни некоторых высокотехнологичных изделий составляет 5—7 лет. А у нас длительность цикла формирования и выполнения заданий ГКНТ составляет не менее 5—6 лет, возможность внесения изменений в планируемые показатели практически отсутствует.
Надо дать больше свободы ответственным исполнителям научно-исследовательских работ и руководству институтов, как в России. Зарубежному заказчику не важно, какие мы используем материалы, сколько работает сотрудников, сколько требуется командировок. Его интересуют только два вопроса — сроки выполнения договора и конечный результат. Так должно быть и у нас.
Сегодня принимаются различные нормативные правовые акты по инновационному развитию экономики. Но они, к сожалению, срабатывают не в полной мере, поскольку не проходят апробацию на практике и не учитывают реального состояния дел непосредственно в научных организациях.
Нужно четко определить научно-технические приоритеты развития страны, которые дадут максимальную отдачу не только в далеком будущем, но и сегодня.
И затем на этой базе создать систему наибольшего благоприятствования для выполнения важных разработок.
В условиях жесткой конкуренции за рынки сбыта выигрывают прежде всего те производители, которые могут внедрять современные энерго- и ресурсосберегающие технологии и оборудование, гибкие технологические схемы производства, осуществляющие быстрый переход от выпуска одного вида продукции к другому, и обеспечивать полное комплексное использование всех компонентов минерального сырья.
Использование данных подходов позволит минимизировать образование отходов и побочных продуктов и за счет этого расширить номенклатуру продукции, снизить ее себестоимость и повысить качество.
Для организации эффективного научно-технического сопровождения строительства и функционирования химических предприятий требуется также создание системы взаимодействия с ведущими российскими и белорусскими научными и учебными заведениями, работающими в области горных наук, химических технологий, производства минеральных удобрений, химического машиностроения и др.
Сравнительный анализ проблемных вопросов развития химического и нефтехимического комплекса Беларуси и России свидетельствует об их идентичности, в частности:
Для ускоренного развития нефтехимического комплекса и увеличения его вклада в ВВП в стране необходимо принять стимулирующие меры для строительства и развития малых и средних предприятий по углубленной переработке химического сырья и базовых химических продуктов, т.е. обеспечить глубокую переработку нефти, газа и хлоркалиевого сырья в продукцию с высокой добавленной стоимостью.
Крупные предприятия не всегда могут развивать глубокую переработку минерального или нефтяного сырья. Этот пробел могут заполнить организации среднего и малого бизнеса. Однако часто у них нет соответствующей базы, а начинать с нуля порой невозможно с учетом значительных капитальных затрат при создании установок и соответствующей инфраструктуры. К примеру, затраты на инфраструктуру в области химических технологий составляют 30—40% всех капитальных затрат.
Необходимо решить вопрос о создании предприятий малого и среднего бизнеса на свободной территории крупных химических предприятий концерна, имеющих необходимую инфраструктуру — соответствующие производственные площади, системы водоснабжения, а также квалифицированные кадры.
Это позволит нашим химическим гигантам не только более эффективно решать проблемы сбыта базовой химической продукции, которая будет перерабатываться, например, в композиты, но и избавиться от избыточной численности работающих и улучшить экономические показатели.
Именно по такому пути развивается химическая промышленность Китая. В этой стране производство химической продукции выросло в 1998—2010 годы в десять раз — с 80 млрд до 800 млрд долларов.
Введено в строй около сотни новых производств мирового уровня. При этом Китай вынужден ввозить практически все виды стратегического сырья: нефть, природный газ, калий, натуральный каучук, серу и многое другое.
В современном Китае химическая промышленность является сферой деятельности и источником дохода для большого количества (свыше 1000) мелких и средних предприятий, дает толчок к развитию смежных отраслей экономики.
Сегодня мы проигрываем зарубежным конкурентам не по качеству научных разработок, а в большей степени в организации процесса их практического освоения. Инновационное развитие страны требует новых, нестандартных подходов для организации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Без развития химической отрасли достигнуть серьезных успехов в таких продвинутых направлениях, как наноматериалы, фармацевтика, биотехнологии, будет невозможно. Об этом свидетельствует и опыт успешного развития Сингапура, Южной Кореи, Тайваня, которые, практически не имея собственных сырьевых ресурсов для развития химии и химических технологий, на первых этапах строили заводы по производству минеральных удобрений и нефтехимические комбинаты. Создание химической отрасли явилось основой для развития автомобилестроения, радиоэлектроники, электротехники, производства бытовых изделий. Например, общий объем химической продукции Сингапура оценивался в 2012 году в 82 млрд долларов, что лишь немного ниже уровня Италии и выше, чем в России.
ТЕКСТ Николай Крутько, генеральный директор Государственного научно-производственного объединения «Химические продукты и технологии», академик
ФОТО Дарья Хачирашвили