Взыскание дебиторской задолженности, с которой уже уплачены НДС и налог на прибыль, должно стать приоритетной задачей, так считает заместитель начальника отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики Генеральной прокуратуры Республики Беларусь Руслан Новик. По его словам, бухгалтерам и руководителям предприятий следует научиться управлять долгами дебиторов, чтобы не утратить полученную прибыль и уменьшить риск финансовых потерь. Контроль дебиторской задолженности позволит минимизировать связанные с ней риски.
— Эффективность работы всегда обеспечивается комплексным подходом, — продолжает Руслан Новик.
— Для построения системы управления дебиторской задолженностью необходимо совершить последовательные действия, направленные на скорейшее выявление и устранение возможных рисков невозврата долгов. С должниками должны работать соответствующие внутренние службы кредитора — юридическая, финансовая и служба безопасности.
Между тем практика показывает, что превентивные меры, такие как оценка контрагента, страхование и работа по авансовым схемам, не всегда позволяют предотвратить образование просроченной дебиторки. Эксперт считает, что работа с дебиторской задолженностью требует планирования и четко выстроенного процесса управления рисками неплатежей. Ее началом должен стать правильный и своевременный документооборот внутри предприятия и в отношениях с контрагентами. Также нелишним будет определить круг ответственных сотрудников, которые станут регулярно анализировать состояние задолженности и отвечать за работу с ней.
По словам Руслана Николаевича, зачастую значительные объемы дебиторской задолженности возникают по причине широко распространенной среди предприятий практики предоставлять заказчику отсрочку платежа за поставленные товары. В этом случае поставщик фактически кредитует своего заказчика. Предприятие-поставщик должно объективно оценивать свои возможности и кредитовать заказчиков в таких размерах, которые не приведут к хроническому недостатку средств для собственных нужд.
Эксперт обращает внимание, что при заключении внешнеторговых договоров необходимо максимально отстаивать собственные интересы. Так, их условия должны быть, насколько это возможно, направлены в пользу белоруской стороны. Положения договора обязательно должны содержать оговорку о применимом праве, т.е. любые разногласия подлежат разрешению согласно белорусскому законодательству. Среди прочего не лишним будет включить и арбитражную оговорку — предусмотреть в качестве органов по разрешению споров компетентные судебные органы Беларуси, в том числе Международный арбитражный суд при Белорусской торгово-промышленной палате.
Помочь сотрудникам предприятий могут практические рекомендации по заключению и исполнению внешнеторговых договоров, разработанные НПЦ проблем укрепления законности и правопорядка Генпрокуратуры. Многостраничный документ размещен на официальном сайте ведомства. Он содержит подробный алгоритм проведения преддоговорной работы и список информационных ресурсов для проверки добросовестности контрагента.
По поручению Главы государства контролем за состоянием просроченной внешней дебиторской задолженности занимаются органы прокуратуры. Сотрудники ведомства приступают к работе после анализа состояния задолженности в регионе, после чего определяют предприятие, которое следует посетить с проверкой. Генпрокуратура также обязала всех нижестоящих прокуроров непрерывно отслеживать образование просроченной задолженности, вести учет договоров, по которым превышены сроки проведения внешнеторговых операций, а также помогать предприятиям своевременно получать расчет за поставленную продукцию.
Результаты такого комплексного подхода свидетельствуют о том, что множество нарушений допускается на всех стадиях заключения сделки, и в первую очередь на преддоговорной. В большинстве случаев проверка контрагента сводится к истребованию регистрационных данных о нем, необходимых для заключения договора.
Суд приговорил бывшего управленца к шести годам лишения свободы с конфискацией имущества, а также взыскал в пользу общества более 2,5 млрд неденоминированных рублей в счет возмещения причиненного ущерба. Прокуроры взяли на вооружение практику предъявления иска в суд в интересах субъекта хозяйствования. В отдельных случаях, когда уже истекли сроки исковой давности, ущерб взыскивается с виновных ответственных работников. В связи с этим показателен пример ОАО «Лидский молочно-консервный комбинат».
— В ходе проверки предприятия прокурор нашел так называемую «бородатую» дебиторку по поставкам продукции, срок исковой давности которой давно истек, — рассказывает Руслан Новик.
— Приняли решение обратиться в суд, и сумму задолженности в 9,6 тыс. долларов взыскали с девяти человек, которые допустили ее образование, пропорционально их должностным обязанностям. Многие из них к тому времени уже на предприятии не работали. Прежде чем подписать документы, помните, что вы несете за это ответственность. И в любое время к этому вопросу можно вернуться. Однако в практике контролирующих органов встречаются и положительные примеры. По словам прокурора, грамотно организованная преддоговорная работа позволила ОАО «Красносельскстройматериалы» избежать просроченной дебиторской задолженности.
По словам советника отдела содействия экспорту Министерства иностранных дел Дмитрия Белобродского, при работе с проблемной внешней задолженностью нужно придерживаться определенного алгоритма. Сначала необходимо провести повторную проверку контрагента, даже если таковая была на этапе преддоговорной работы. Она позволит оценить текущее финансовое состояние партнера и реальные перспективы возврата долгов.
Затем наступает этап досудебного урегулирования. Его можно проводить путем прямых переговоров. Однако высоких результатов достигают специализированные компании по взысканию долгов. Это могут быть коллекторские фирмы или адвокатские бюро. При этом следует иметь в виду специфику государства, резидентом которого является должник. Так, коллекторские компании наиболее развиты на просторах СНГ, а также у наших соседей — в Литве и Латвии, в меньшей степени в Польше.
— Коллекторские агентства — это не ребята из 90-х, которые «наезжают» на должника и выбивают деньги, — отмечает Дмитрий Георгиевич.
— Они работают цивилизованно. Обратившись в такую компанию, вы можете быть уверены, что ее сотрудники будут соблюдать все необходимые процедуры, чтобы ваше дело дошло до суда, если это потребуется, или можно было решить вопрос в досудебном порядке. Во многих странах они работают достаточно эффективно. В России коллекторские фирмы работают по двум основным схемам — выступают от имени кредитора или выкупают долг, а затем взыскивают его самостоятельно.
При обращении в подобные структуры следует внимательно изучить законодательство страны, резидентом которой является должник. Среди недостатков такого метода — достаточно высокая стоимость услуг компании. В некоторых случаях она может доходить до 50% от суммы долга. Чем выше сумма задолженности, тем больший размер вознаграждения требуют коллекторы.
— Вероятно из-за того, что данная модель сотрудничества у нас нигде законодательно не прописана, как и не прописан порядок списания части долга для оплаты агентству. В этом направлении работа уже ведется. Частники же более гибкие. Другим путем может стать досудебное урегулирование. В этом случае необходимо направлять должнику письма-уведомления, которые будут содержать информацию о сумме задолженности, сроках возврата и пункты договора, которые нарушает контрагент.
Письмо-уведомление является напоминанием об обязательствах. Письмо-требование содержит также алгоритм действий, который будет исполнен, если должник не выполнит договорные обязательства. В случае, когда письма не возымели действия, следует обращаться в суд. Инстанция, по словам сотрудника МИДа, обязательно учтет попытку досудебного урегулирования спора. При обращении в суд следует помнить о сроках исковой давности.
Этот шаг можно считать крайней мерой. Среди его недостатков собеседник отмечает высокие сроки рассмотрения дел и отсутствие гарантии вернуть деньги даже при положительном судебном решении. Например, всего имущества должника может оказаться недостаточно, чтобы расплатиться со всеми кредиторами. — Необходимо опять же учитывать специфику государства.
В странах ЕС и Северной Америки суды достаточно эффективны, хотя процессы могут занять продолжительное время. В то же время в некоторых странах СНГ положительное решение суда выполняется далеко не всегда. Там присутствует или коррупционная составляющая, или работа судебных приставов организована неудовлетворительно.
Собеседники признали, что определенные проблемы возникают с контрагентами, являющимися резидентами стран, с которыми заключены межправительственные соглашения. В таких случаях зачастую единственный способ вернуть просроченную дебиторку — поднять вопрос на межгосударственном уровне. Таким образом, надежный способ управления задолженностью — не допускать ее образования. Ведь даже весь потенциал государственных органов и мощь судебной системы могут оказаться напрасными.
ТЕКСТ Алексей Коноплёв, Республиканская строительная газета ФОТО arcp.by