Поиск

Поток

Красота требует нефти

Дарья Шупенька

Дарья Шупенька

Специальный корреспондент

Кремы, губные помады, шампуни, гели для душа или ванны, пластиковая упаковка, абразивные частицы, средства для восковой депиляции и парафинотерапии, а также значительная часть упаковки для этих средств произведены с использованием нефтяных продуктов. Самые распространенные агенты: минеральные масла, пропиленгликоль, парабены и вещества, которые начинаются на этил- или метил-… Все они в родстве с нефтью.

Несмотря на то, что официальных данных о вреде этих элементов не существует, под эгидой борьбы за чистоту биосферы активисты разных стран совместно с инициативными группами «зеленых» исследуют полки магазинов бытовой химии, косметики и средств по уходу в поисках «вредных» компонентов.

В нашей стране много производителей косметики и парфюмерии. Мы направили по электронной почте вопросы белорусским косметическим компаниям об использовании самого востребованного в мире ресурса. Три из них согласились дать комментарии: «Белкосмекс», «Рекиш Косметикс» и «SIVIS Group». Комментарии мы получили также от белорусских ученых Вячеслава ФЛЕЙШЕРА (БГТУ) и Дмитрия ГРИНШПАНА (БГУ).

 

Пластик и окружающая среда

 

На законодательном уровне производство и использование микропластика запрещены в США, Канаде, Нидерландах, Исландии и государствах Европейского союза. В странах СНГ тоже заявлено о предстоящем запрете одноразового пластика из-за катастрофических объемов его микрочастиц в мировом океане. В Беларуси принято решение отказаться от пoлиэтиленовой упаковки с постепенным замещением ее стеклом и бумагой.

В связи с этим одни косметические компании перекраивают бренды на «био» или «эко», другие активно продают полезное и натуральное. Все торопятся вовремя предложить «безвредные» продукты и природные заменители и в упаковке, и в косметических составах.  

Технолог компании «Белкосмекс» Ольга ЛОЙКО считает, что экологические инициативы не смогут вытеснить производные нефтепереработки из косметической индустрии, к тому же в Беларуси нет запрета на использование микропластика

 

Технолог компании «Белкосмекс» Ольга ЛОЙКО считает, что экологические инициативы не смогут вытеснить производные нефтепереработки из косметической индустрии, к тому же в Беларуси нет запрета на использование микропластика. Однако некоторые изменения в составе продуктов все-таки сделаны, к примеру, это касается абразивных частиц:

цитата

— Белорусское законодательство в области косметики постоянно гармонизируется с европейским. Если у них запретили, значит, что максимум через пять лет запретят и у нас. «Белкосмекс» уже не использует в качестве абразивов гранулы из микропластика, мы ищем действительно полезную альтернативу: абрикосовую косточку, вулканические элементы, активированный уголь, кофе.

 

Торговая марка «Bio World» (компания «SIVIS Group») и ее миссия пропитаны модным «эко»: закупать природные компоненты только в местах произрастания, заботиться о разумном использовании и восполнении природных ресурсов. Директор по маркетингу и развитию Светлана КРИШТАЛЬ признает, что тренд действительно многих заставляет подстраиваться:

цитата

— Индустрия косметического сырья быстро реагирует и порой даже инициирует подобные веяния в законодательстве. Есть бизнес-корпорации, которые выстраивают на подобных трендах свою линейку, соответственно, они к этому заранее готовы. Уже лет 5—7 я заменяю полимеры на вулканические пески. Декоративная косметика тоже готова перейти на натуральные красители и компоненты. В подтверждение тому — предложения декоративной косметики европейских брендов.

 

Упаковка БИО — за и против

 

Гораздо сложнее найти замену микропластику для упаковки продукции. Ольга ЛОЙКО сомневается в том, что биоразлагаемая упаковка покажет те же свойства, что полиэтиленовая и полипропиленовая:

— Доказано и подтверждено тестами, что полиэтилен и полипропилен не вступают в контакт с содержимым. Биоразлагаемая упаковка, возможно, повлияет на срок хранения продукции. Тогда возникает вопрос: готов ли потребитель купить  крем, который годен несколько месяцев?

По мнению технолога и учредителя компании «Рекиш Косметикс» Ольги РЕКИШ, биоразлагаемая упаковка для косметики — это утопия, потому что применима только для узкого сегмента продуктов, в частности, для сухой продукции: тальков, присыпок, энзимных пудр. Доступная на данный момент для производителей масс-маркета экологичная упаковка — это бумажные пакеты, тубы и тюбики. Но и у них свои недостатки:

 

По мнению технолога и учредителя компании «Рекиш Косметикс» Ольги РЕКИШ, биоразлагаемая упаковка для косметики — это утопия, потому что применима только для узкого сегмента продуктов

— Клеевые ингредиенты, которые используют для скрепления бумажной упаковки, выделяются в продукт, то есть происходит диффузия клея в шампунь или гель для душа, — объясняет Ольга РЕКИШ. — Поэтому мы покупаем пластик.

При этом она отмечает, что даже самая обычная упаковка из полиэтилентерефталата занимает от 30% до 70% в себестоимости продукта.

  

Об отсутствии экологичной и при этом применимой для косметической продукции альтернативы пластиковой упаковке говорит и руководитель отдела маркетинга компании «Белкосмекс» Оксана ГАРА:

— Что касается биоразлагаемых пластиков, то на сегодня таких просто нет. Есть пакеты в супермаркетах, которые подписаны как «биоразлагаемые». Но они не разлагаются, они просто распадаются на кусочки, а эти кусочки и есть микропластик. К сожалению, это обман. Это пакеты из полиэтилена, в который введена специальная оксо-добавка, ускоряющая его распад на мелкие частицы — микропластик. Человек берет пакет, думает, что о природе позаботился, а проблема не решается. В прошлом году частная белорусская компания, выпускающая пластиковую тару, проводила тесты с новым американским сырьем, но пока, к сожалению, разложения никакого не произошло, только распад на микропластик. 

Об отсутствии экологичной и при этом применимой для косметической продукции альтернативы пластиковой упаковке говорит и руководитель отдела маркетинга компании «Белкосмекс» Оксана ГАРА

В майском номере журнал «Вестник Белнефтехима» написал о крахмальной упаковке — съедобной пленке для пищевой продукции. Доктор химических наук, профессор Дмитрий ГРИНШПАН считает, что бум с биоразлагаемым пластиком уже заканчивается. Ученый объяснил, что по-настоящему биоразлагаемый пластик в мире делают из молочной кислоты. Но для ее изготовления, например, из сельскохозяйственных отходов нужны специальные штаммы и дорогостоящие  мембранные технологии. Поэтому сегодня молочную кислоту белорусские предприятия покупают за границей, например в Германии или Бельгии.

Пока «Белгоспищепром» не заказывал новых био- или экопленок, а другого крупного заказчика в стране нет. Косметические компании не заинтересуются крахмальной упаковкой, если она по стоимости соответствует бумажной и не подходит для химикатов.

Заведующий кафедрой химической переработки древесины БГТУ Вячеслав ФЛЕЙШЕР скептически относится к подобным разработкам, потому что в магазинах можно приобрести обычные бумажные пакеты:

Заведующий кафедрой химической переработки древесины БГТУ Вячеслав ФЛЕЙШЕР скептически относится к подобным разработкам, потому что в магазинах можно приобрести обычные бумажные пакеты

— Что касается биоразлагаемой упаковки для химикатов, а любая косметика — это набор химикатов, я не уверен, что альтернатива пластику есть. В целом, текущая проблема с заменой и запретом пластиков сравнима с ситуацией, когда человек пытается надеть красивые туфли на дырявые носки. Гораздо важнее правильное обращение с отходами. Но это вопрос культуры.

 

Компания «Белкосмекс» получает некоторые виды сырья в пластиковых бочках. Их собирают и отправляют на переработку. Оксана ГАРА утверждает, что компания осознает и учитывает вопросы переработки пластиковой упаковки:

— Пластик — это действительно дешевый материал, который заменить пока нечем. И, наверное, в обозримом будущем не появится какой-то альтернативы. Можно вечно митинговать, что пластик — это вредно. Но очень просто пойти и выбросить отходы так, как их нужно выбрасывать. Даже маленькие флаконы, к примеру, выбрасывать нужно правильно, как и любую другую пластиковую упаковку.

Сделать это действительно несложно. Производители косметики маркируют упаковку продукта специальными символами согласно требованиям законодательства. Мы решили сделать вот такую подсказку для тех, кого действительно беспокоит качество жизни.

Привычки покупателей

 

Важно учитывать и то, готов ли потребитель отказаться от привычного качества. Ольга ЛОЙКО рассказала, что в составе их продукции есть поликватерниум-7. Это кондиционирующая добавка, по поводу которой у специалистов нет четкого мнения о том, микропластик это или нет:

— Поликватерниум-7, -10 и т.д. используют все транснациональные компании. И если эти компоненты все-таки отнесут к микропластикам, около 90% всей косметики по уходу за волосами сразу же попадет под запрет.  


СПРАВОЧНО:

 Поликватерниумы — это полимеры, в формуле которых есть азот (четвертичный аммоний-катион). Волосы, заряженные отрицательно, притягивают положительно заряженные полимеры. Так на волосах образуется подобие пленки, и они становятся ровными и гладкими. Поликватерниумы используют как альтернативу силиконам, потому что они легче.

 

В случае со средствами по уходу законы рынка могут победить. Светлана КРИШТАЛЬ уверена, что миллионы людей, и особенно селебрити, не откажутся от силиконов для волос:

цитата

— При всей вредности шампуня потребитель продолжит его применять, если другими натуральными средствами не сможет добиться того же эффекта, эстетики и красоты.

 

И «замена игроков» в составе косметической продукции, и замена упаковки могут сказаться на ее цене.

Оксана ГАРА замечает, что многие компании уже в активном поиске регулирования цены конечного продукта. К примеру, для дорогого сырья и натуральных ингредиентов используют нарочито простую упаковку.

При этом производители сталкиваются с проблемой: полный отказ от химии и пластиков влечет за собой изменение привычной рецептуры и упаковки, а значит, удорожание. Маркетолог Светлана КРИШТАЛЬ считает, что восполнить растущий мировой спрос всем натуральным невозможно:

цитата

— Грамотная синергия человечества, понимание, как жить, разумное использование ресурсов — это было бы здорово.

 

Технолог «SIVIS Group» Юлия ФРОЛОВА наблюдает столкновение интересов даже внутри сообщества тех, кто активно защищает экологию планеты:

– Уже есть стопроцентные натуральные продукты, дорогие, премиальные, которые создаются только из растительного сырья. Они набирают силу и с точки зрения маркетинга и со стороны потребления. Но растительные ресурсы не бесконечны, и многие «зеленые» становятся на защиту пальм, медуз и плантаций, на защиту экстрактов изысканных растений. То есть «зеленые» могут начать борьбу друг с другом. Парадокс, но в таких случаях углеводородное сырье приходит на помощь, чтобы сберечь растительные компоненты.

О белорусском сырье
 

Вот пример из индустрии косметических парафинов. Пчелиного воска мало, он дорогой, его используют только в премиум-сегменте для производства средств для чувствительной кожи. Поэтому в массовом производстве пчелиный воск заменяют синтетическим аналогом из нефти. Средства на основе нефтепродуктов — парафин, вазелин, минеральное масло – применяют в парафинотерапии, декоративной косметике и в качестве средств для депиляции. Чаще всего продукты нефтепереработки используют для производства горячих пленочных восков. Благодаря своей эластичной структуре они наиболее подходят для депиляции.

В Беларуси применяют импортные воски при изготовлении средств для депиляции. В основном белорусские производители закупают их в Испании, где налажено промышленное производство. Около 10 лет назад компания «SIVIS Group» искала в Беларуси и ближнем зарубежье подобное производство и пришла к заключению, что импортировать из Испании выгоднее.

Ольга Рекиш, окончив БГТУ по специальности «Технология жиров, эфирных масел и парфюмерно-косметических продуктов», учредила собственную компанию по производству восков для депиляции. В качестве сырья планировала использовать канифоль ОАО «Лесохимик» (г.Борисов), минеральное масло от белорусских НПЗ и местный пчелиный воск. Цена изготовленного продукта из-за стоимости местного сырья оказалась выше, чем цена аналогичных импортных продуктов в магазине. Из белорусского сырья предприятию Ольги Рекиш удалось запустить производство сахарной пасты для шугаринга. Основные компоненты этого средства — сахар, лимонная кислота и вода.

Белорусская косметика изготавливается из импортного сырья. Исключение составляют вода, сахар, соль, которую используют в качестве загустителей для шампуней, и некоторые экстракты.

В состав любого косметического средства входят, как минимум, пять групп веществ: ПАВы, эмоленты, консерванты, стабилизаторы, структурообразователи. При этом 80% состава, например, шампуня — это вода, а ПАВы — около 5%. ПАВы — это жирные кислоты, длинная углеводородная цепочка. Их производят из растительного сырья, масел, восков и продуктов переработки нефти.

Основные поставщики химического сырья для белорусских производителей — Россия и страны Европы. Все косметические средства сертифицируют и проверяют в Минздраве.

Вячеслав ФЛЕЙШЕР, заведующий кафедрой химической переработки древесины БГТУ, объясняет: 

цитата

 

— Косметика и медицина у нас находятся в сильной зависимости от импортного сырья. Даже обычное моющее средство содержит около 50 компонентов. Можно наладить производство хотя бы нескольких из них, но остальные все равно придется закупать. Растительные масла в Беларуси производятся, того же рапса достаточно много. Но это не те масла, которые используются в косметике.

 

Например, НПЗ перерабатывают нефть, а ОАО «Завод горного воска» изготавливает парафины. Чтобы предприятие могло использовать данное сырье в косметике, нужно определенным образом очищать его, поскольку косметика — это продукт, который будет контактировать с телом. Нужна технология, отличная от существующего производства. Можно ли на промышленных предприятиях создать площадки для такого производства? Ведь это, вероятно, и есть один из способов развития малотоннажного производства.

Нужно ли это предприятию, которое заточено выпускать большие промышленные объемы?

Ученый Вячеслав ФЛЕЙШЕР считает, что на базе крупных химических производств делать какие-то структурные подразделения по получению косметических продуктов экономически невыгодно, потому что в себестоимости косметики стоимость содержимого не превышает 10%. Все остальное — это патенты, реклама и логистика.

цитата

— Делать что-то маленькое, но дорогое — это правильно. И мы можем делать сырье для косметики, но не из продуктов переработки нефти. Скорее — из продукции лесохимии.

 

Много леса применяют для производства мебели, целлюлозы, а ветки сжигают или закапывают. Из хвойных веток можно производить хвойный воск: все иголочки сверху покрыты тонким слоем воска, причем он намного полезнее, чем нефтяной и пчелиный. Хвойный воск обогащен множеством биологически активных веществ и витаминами. Также в иголках почти 2% эфирного масла. Его можно добавить в состав кремов и шампуней, производить хвойные экстракты. Технология простая. Хлорофилло-каротиновый комплекс — это провитаминный концентрат из хвои, которым можно обогащать корм для крупного рогатого скота. К сожалению, пока нет предприятий, которые готовы взяться за такие проекты.

Не существует пока и «безболезненной» альтернативы упаковке и косметическим средствам, в производстве которых на данный момент значительно задействованы продукты нефтепереработки. Эксперты сходятся во мнении, что при замене упаковки из пластика на био какое-то время покупателям придется пожертвовать либо удобством использования, либо своими финансами: срок годности может сократиться, а товар — подорожать.

Белорусские производители косметики уверенно держатся в высококонкурентной нише масс-маркета и должны гармонировать с господствующими на прилавках ценами. В связи с этим индустрия красоты и здоровья в Беларуси станет выгодным вариантом малотоннажной химии, когда нефтехимическая отрасль и лесохимия обратят внимание на подобные проекты. Важно понимать, что при грамотном использовании научно-исследовательских, маркетинговых и логистических возможностей такая продукция выгодна для производителя.

 

ФОТО Дарья ХАЧИРАШВИЛИ, из архивов Ольги РЕКИШ и Вячеслава ФЛЕЙШЕРА

 

 

Самое интересное в белорусской нефтехимии всегда на нашем Telegram-канале. Присоединяйтесь!

 

 

 

микропластик БГТУ БГУ химия
09 Сентября 2019
6346
Рейтинг: 4