Поиск

Поток

ОБЩИЙ РЫНОК. Об этапах работы по формированию общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС

08 Октября 2020

Подписание международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов стран ЕАЭС планируется в 2024 году. Заработать они должны с 1 января 2025 года.

О том, как идет подготовка к подписанию этого стратегического документа, рассказывает начальник управления развития интеграционных процессов и логистики концерна «Белнефтехим» Игорь ФОМИН.

начальник управления развития интеграционных процессов и логистики концерна «Белнефтехим» Игорь ФОМИН

Прошло почти два года после принятия Высшим Евразийским экономическим советом Решения от 6 декабря 2018 года № 23 об утверждении Программы формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС, которая предусматривает:

  • на первом этапе (2018—2021 годы) — создание организационной и методической основы для формирования общих рынков и гармонизацию законодательств государств — членов Союза в нефтяной сфере;
  • на втором этапе (2021—2024 годы) — подготовку и согласование проекта международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов;
  • на третьем этапе (с 1 января 2025 года) — вступление в силу указанного международного договора.

Этим же Решением утвержден и План мероприятий по формированию общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС, содержащий перечень конкретных действий по реализации его первого и второго этапов.

На первом этапе предусматривается принятие в 2019 году документов, регламентирующих информационное взаимодействие в рамках информационного обмена, а также разработка в 2021 году проекта международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза.

Второй этап не менее напряженный. В этот период необходимо разработать:

  • в 2021 году — единые правила доступа к системам транспортировки нефти и нефтепродуктов;
  • в 2023 году — правила торговли нефтью и нефтепродуктами на общих рынках нефти и нефтепродуктов Союза, а также правила проведения на этих рынках биржевых торгов нефтью и нефтепродуктами.

Переход к каждому новому этапу Плана мероприятий осуществляется на основании решений Высшего Евразийского экономического совета, то есть после принятия соответствующих решений главами государств.

Работа по реализации Плана мероприятий по формированию общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС начата в 2019 году.

За этот период:

  • принят порядок предоставления уполномоченными органами государств — членов ЕАЭС информации в электронной форме в рамках формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС (Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 2 сентября 2019 года № 147);
  • начато обсуждение и согласование единых подходов к разработке общих правил доступа к системам транспортировки нефти и нефтепродуктов, а также проекта международного договора в форме Соглашения о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС (разработка — 2021 год, принятие — 2024 год);
  • разработан план мероприятий («дорожная карта») по гармонизации национальных законодательств государств — членов Союза в нефтяной сфере.

Коллегия ЕЭК распоряжением от 18 августа 2020 года № 95 одобрила Решение Совета Евразийской экономической комиссии «О проекте распоряжения Высшего Евразийского экономического совета «О плане мероприятий («дорожной карте») по гармонизации законодательств государств — членов Евразийского экономического союза в нефтяной сфере». Срок реализации указанных мероприятий — 2020 год. Итог — акт Высшего Евразийского экономического совета.

До вступления в силу международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза поставка нефти и нефтепродуктов государствами-членами осуществляется на основе двусторонних соглашений. Унифицируются нормы и стандарты на нефть и нефтепродукты при проведении работ в области технического регулирования.

Единым перечнем продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 года № 526 (далее — Единый перечень), предусмотрено установление единых обязательных требований, в том числе в отношении:

  • бензинов, дизельного и судового топлива, топлива для реактивных двигателей и топочного мазута (пункт 49 Единого перечня);
  • смазочных материалов, масел и специальных жидкостей (пункт 50 Единого перечня);
  • сжиженных углеводородных газов для использования в качестве топлива (пункт 61 Единого перечня);
  • нефти, подготовленной к транспортированию и (или) использованию (пункт 63 Единого перечня).

На сегодня приняты следующие технические регламенты:

  • «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» (TP ТС 013/2011);
  • «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям» (TP ТС 030/2012);
  • «Требования к сжиженным углеводородным газам для использования их в качестве топлива» (TP ЕАЭС 036/2016).

 

С 1 июля 2019 года вступил в силу Технический регламент ЕАЭС «О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию» (TP ЕАЭС 045/2017) (пункт 2 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года № 89).

Утвержден перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия — национальных (государственных) стандартов, в которых содержатся правила и методы отбора, исследований (испытаний) и измерений образцов, необходимых для применения и исполнения требований TP ЕАЭС 045/2017 и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования (решения Коллегии ЕЭК от 26 июля 2018 года № 118 и от 24 июля 2018 года № 119).

Рассмотрение документов Евразийской экономической комиссии производится с участием организаций концерна, а также членов рабочих групп, в состав которых входят представители РУП «Производственное объединение «Белоруснефть», ОАО «Мозырский НПЗ», ОАО «Нафтан», ОАО «Гомельтранснефть Дружба», ЗАО «Белорусская нефтяная компания». Такой подход позволяет комплексно оценивать влияние последствий принятия документов на нашу нефтяную отрасль. При их подготовке учитывается также опыт, приобретенный при поставках российской нефти в страну в 2019—2020 годы. Соответственно, мы стремимся избегать подобных ситуаций, поэтому предлагаем нормы, учитывающие интересы Республики Беларусь.

Работа по формированию общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС продолжается. Мы надеемся, что их формирование приведет к дальнейшему экономическому развитию государств — членов Союза, укреплению энергетической безопасности и росту конкурентоспособности товаров этих государств на мировом рынке энергетических ресурсов.

 

ФОТО Дарья Хачирашвили

 

 

 

Общий рынок нефти и нефтепродуктов ЕАЭС Белнефтехим Игорь ФОМИН Экономическое развитие государств
08 Октября 2020
386
Рейтинг: 4