— Во-первых, было объявлено о переходе к следующему, второму, этапу создания общих рынков нефти и нефтепродуктов стран ЕАЭС. Также подведен итог первого этапа — все запланированные мероприятия выполнены в установленные сроки. Эта работа проводилась совместно с государствами — членами Союза. Был утвержден Порядок представления уполномоченными органами стран «пятерки» информации в электронной форме. Он необходим для запуска и функционирования общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС и предполагает взаимное информирование государств-членов о работе в этом направлении. Также для обеспечения бесперебойной межгосударственной транспортировки нефти и нефтепродуктов согласован механизм обмена технологической информацией между операторами соответствующих систем. Кроме того, с учетом результатов проведенного Евразийской экономической комиссией сравнительного анализа нормативных актов стран Союза в нефтяной сфере главами наших государств утвержден план мероприятий (дорожная карта) по гармонизации законодательства. Он реализуется по следующим направлениям: обеспечение рыночных механизмов торговли, применение общих принципов и методов тарифообразования, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечение экономической и энергетической безопасности.
При этом важно гармонизировать правовое поле с учетом принятия до 1 января 2024 года актов, регулирующих общие рынки нефти и нефтепродуктов ЕАЭС. Это четыре ключевых документа: международный договор о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза, а также приложения к нему — единые правила доступа к системам транспортировки нефти и нефтепродуктов, правила торговли нефтью и нефтепродуктами на общих рынках, правила проведения биржевых торгов.
В принятом 14 октября главами наших государств решении предусмотрено, что разработку данных документов необходимо завершить до 1 января 2023 года, то есть ранее запланированного срока. А до 1 января 2025 года должен вступить в силу международный договор о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС. В этом документе будут отражены ключевые вопросы создания и функционирования общих рынков. Проект договора также уже подготовлен, страны уточняют принципиальные вопросы формирования данных рынков, касающиеся обеспечения недискриминационного доступа к инфраструктуре по транспортировке нефти, включая приоритетность предоставления доступа к ней, а также вопросы рыночного ценообразования на нефтепродукты.
Создание единых энергетических рынков ЕАЭС — одна из приоритетных задач в нашей работе, на решение которой сегодня направлены основные усилия государств евразийской «пятерки». Планируется, что общие рынки заработают с 1 января 2025 года.
Безусловно, от запуска общих рынков выиграют все: они должны внести весомый вклад в развитие экономики государств — членов Союза, что, несомненно, благоприятно скажется и на достижении конечной цели евразийской интеграции — повышении благосостояния населения наших стран.
— Сейчас, до начала функционирования общих рынков нефти и нефтепродуктов, взаимная торговля нефтепродуктами между государствами — членами ЕАЭС регулируется двусторонними межправительственными соглашениями. В соответствии с ними поставки нефти и нефтепродуктов для обеспечения внутренних потребностей осуществляются согласно индикативным (прогнозным) балансам нефтепродуктов. При поставках нефтепродуктов в рамках Союза в отношении объемов, предусмотренных этими балансами, не применяются вывозные таможенные пошлины.
СПРАВКА
Уполномоченные органы государств — членов ЕАЭС ежегодно согласовывают объемы межгосударственных поставок энергоресурсов, которые полностью обеспечивают их потребности в основных видах энергоресурсов.
Индикативные (прогнозные) балансы газа, нефти и нефтепродуктов Союза, разработанные ЕЭК на пять лет, также включают прогнозные показатели производства и потребления энергоресурсов на три последующих года. Эти показатели необходимы органам государственной власти сторон при прогнозировании потребностей экономики в энергоресурсах для ее устойчивого развития.
Ситуация изменится после запуска общих рынков, которые предполагают прямое взаимодействие между хозяйствующими субъектами государств-членов в сфере добычи, транспортировки и сбыта нефти и нефтепродуктов. На рынках стран евразийской «пятерки» будут обеспечиваться транспортировка и поставка этих энергоресурсов по рыночным ценам по прямым договорам, а также на биржевых торгах в требуемых объемах и направлениях. Между тем одна из основных задач Союза — удовлетворение потребностей внутреннего рынка ЕАЭС в нефти и нефтепродуктах.
Все имеющиеся в настоящее время изъятия и ограничения в свободном движении товаров и услуг планируется устранить в рамках пакетного принятия международного договора, включающего правила доступа к системам транспортировки нефти и нефтепродуктов и правила торговли.
Следует отметить, что после запуска общих рынков хозяйствующие субъекты государств-членов будут осуществлять прямое взаимодействие между собой. Данная модель предполагает, что предприятия Республики Беларусь смогут заключать прямые (внебиржевые и биржевые) двусторонние договоры на поставку нефти и нефтепродуктов в рамках Союза на основе свободного выбора поставщиков и потребителей нефти и нефтепродуктов из других государств-членов.
Программными документами предусмотрена гарантированная возможность транспортировки добытой нефти и произведенных из нее нефтепродуктов, которая обеспечивается равными условиями доступа хозяйствующих субъектов к системам транспортировки.
— В целях создания благоприятных условий для ведения бизнеса на создаваемых энергорынках необходимо провести непростую работу по устранению барьеров, ограничивающих взаимный доступ предпринимателей к внутренним рынкам друг друга и препятствующих свободному перемещению товаров и услуг. Сегодня в сфере энергетики насчитывается около десяти изъятий и ограничений. Это ограничения, установленные двусторонними соглашениями по поставкам нефти и газа между государствами-членами, отсутствие прозрачных подходов к определению технических возможностей, ограничения в предоставлении равного доступа к системам транспортировки и другие законодательные ограничения по участию нерезидентов в отдельных сферах энергетики государств-членов.
Особое внимание при формировании этих рынков будет уделено обеспечению конкурентной среды, которая является одним из главных условий для установления благоприятной обстановки ведения компаниями хозяйственной деятельности (например, развитие биржевой торговли, обеспечение равного доступа к системам транспортировки энергоресурсов).
В программных документах предусмотрено применение на общих рынках рыночных механизмов ценообразования на нефть и нефтепродукты, развитие биржевых институтов.
Что касается ценообразования на нефть, следует отметить, что это очень чувствительный вопрос, особенно с учетом значительных колебаний мировых цен и влияния на них политико-экономических факторов глобального характера. Прежде всего ожидания основных участников состоят в том, что общий рынок будет способствовать формированию рыночных цен для потребителей государств — членов Союза.
При этом важно отметить, что цена на нефть и нефтепродукты не может быть единой, так как есть много факторов, влияющих на эту цену. Например, ценообразование на нефтепродукты находится под существенным влиянием налогов — ставок прямых и косвенных налогов, предусмотренных в государствах-членах для нефтепродуктов. Себестоимость, инфраструктура, необходимость капитальных вложений, дальность транспортировки — факторов много, но должна быть понятная логика формирования цены.
Мы убеждены, что переход к рыночному транспарентному ценообразованию, включая развитие механизмов биржевой торговли и формирование транспортных тарифов на недискриминационной основе, будет способствовать созданию благоприятных условий для всех участников рынков.
Что касается отношений с третьими странами, то государства-члены проводят независимую внешнюю политику и не координируют ее между собой. При этом в рамках функционирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза в целях обеспечения своей энергетической безопасности государства-члены проводят скоординированную энергетическую политику, в том числе способствуют созданию благоприятного инвестиционного климата, реализации крупных трансграничных инвестиционных проектов в нефтяной сфере, формируют инфраструктурные, финансово-экономические и технико-технологические условия для расширения участия в международной торговле, а также содействуют привлечению инвестиций в сферы добычи, транспортировки, поставки, переработки и сбыта нефти и нефтепродуктов на территории государств-членов.
— Прежде всего — это обеспечение свободы движения товаров и услуг без изъятий и ограничений, то есть выравнивание условий экономической деятельности. Это, в свою очередь, будет способствовать реализации совместных инфраструктурных проектов, повышению инвестиционной активности бизнес-структур, модернизации топливно-энергетических комплексов государств-членов.
Экономический (мультипликативный) эффект может быть достигнут за счет оптимальной загрузки НПЗ, что решит проблему дефицита нефтепродуктов и приведет к снижению (стабилизации) цен в государствах — членах Союза при колебаниях мировых котировок нефти и нефтепродуктов. Также предполагаются взаимные инвестиции — уменьшение стоимости заимствований и их гарантия — и увеличение объемов перевозок (поставок) вследствие дальнейшего развития промышленности и сельского хозяйства, сферы услуг и, как следствие, развития автодорожной сети, увеличения спроса на моторное топливо, снижения в перспективе импортозависимости.
Создание биржевого рынка энергетических ресурсов в ЕАЭС позволит сформировать экономически обоснованный уровень цен и на внутренних рынках, обеспечить возможность страхования рисков от неблагоприятного колебания цен на реальный товар для производителей и потребителей нефти и нефтепродуктов, а также снизить затраты бюджета при закупке нефти и продуктов ее переработки для государственных нужд.
Формирование доступных и прозрачных цен на углеводороды на общих рынках открывает возможности для развития малого и среднего бизнеса, которые являются движущей силой развития экономики.
— Действительно, сегодня на площадке Комиссии проводится работа по углублению торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества, образованию зоны свободной торговли между ЕАЭС и Исламской Республикой Иран.
Как известно, Иран — один из крупнейших игроков на мировых энергетических рынках. Сотрудничество с ним носит многосторонний характер. Это касается не только перспектив развития отношений в сфере энергетики по реализации масштабных проектов в области добычи, транспортировки и переработки углеводородов, включая газохимию, но и в целом стратегического развития евразийского региона.
Безусловно, расширение числа участников нефтяных рынков на евразийском пространстве (в том числе производителей энергоресурсов) будет только способствовать развитию конкуренции. От этого сотрудничества в конечном итоге выиграют потребители энергоресурсов с точки зрения стабилизации цен на топливо при колебаниях мировых котировок, что немаловажно для экономик наших стран.
Кроме того, «иранский вектор» станет мощным фактором развития евразийского региона в целом и выстраивания совместной логистики и инфраструктуры, а значит, освоения новых рынков.
— Сейчас мы приступили к реализации мероприятий второго этапа формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов стран Союза (это 2021—2024 годы). Основной его задачей является подготовка и согласование проекта международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов. Подготовленный Комиссией проект документа, включающий единые правила доступа к системам транспортировки нефти и нефтепродуктов, находится в активной стадии обсуждения, и большая часть его положений согласована с представителями заинтересованных (уполномоченных) органов государственной власти государств-членов (экспертной рабочей группой проведено около 30 заседаний).
Пока остается ряд чувствительных (принципиальных) вопросов формирования общих рынков, по которым нам необходимо выработать взаимоприемлемые решения. По завершении переговорного процесса данные документы будут внесены на рассмотрение органов Комиссии и направлены на внутригосударственное согласование.
СПРАВКА
Евразийский экономический союз — международная организация региональной экономической интеграции, учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и обладающая международной правосубъектностью. В ЕАЭС обеспечиваются свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.
Государствами — членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация.
ЕЭК (Евразийская экономическая комиссия) — постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Евразийского экономического союза — начала работу 2 февраля 2012 года. В ЕЭК входят представители Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России. Решения ЕЭК обязательны для исполнения в странах Союза
ФОТО предоставлено ЕЭК