— Каждый из трех шинных заводов, которые входят в состав ОАО «Белшина», выполняет свою функцию — выпускает шины для определенных видов транспорта. При этом все вместе они способны максимально удовлетворить спрос различных сегментов рынка.
Начиналась история нашего предприятия с завода крупногабаритных шин. Сегодня он выпускает камеры для всего ассортимента покрышек, производимых на предприятии. С первых дней работает на БЕЛАЗ. Сегодня основной вид продукции ЗКГШ — шины для строительно-дорожного, сельскохозяйственного, карьерного, лесного, автомобильного транспорта, а также техники специального назначения.
Спустя ровно пять лет в эксплуатацию введен завод массовых шин — самое крупное подразделение ОАО «Белшина». Специализируется на выпуске шин для грузовых автомобилей семейства МАЗ и аналогичной техники импортного производства, а также автобусов и легковушек.
С развитием карьерной техники рынку требовались все более мощные шины. Так, в 1985 году основан завод сверхкрупногабаритных шин. Сегодня это драйвер развития всего предприятия. Недавно на ЗСКГШ завершена модернизация. Сейчас здесь осваивается производство цельнометаллокордных шин радиальной конструкции с посадочным диаметром 57—63 дюйма, для чего закуплено современное оборудование ведущих мировых компаний. Таким образом мы идем на увеличение ассортимента и объема производства новых СКГШ для самосвалов особо большой грузоподъемности. За время реализации проекта выпущены опытные партии шин с посадочными диаметрами 51, 57, 63 дюйма. Замечу, что раньше шины таких размеров производили только три компании в мире. Сегодня ОАО «Белшина» — единственное на территории СНГ специализированное предприятие, где освоено серийное производство сверхкрупногабаритных шин для карьерной техники.
Чтобы обеспечивать стабильную работу шинных заводов, на предприятии был создан механический завод. Его основной вид деятельности — изготовление сборочного оборудования и запасных частей к нему, пресс-форм для вулканизации покрышек, камер, диафрагм и другой технологической оснастки, а также проведение капитальных ремонтов оборудования.
— У нас не просто полный «комплект», а, скажу больше, — уникальный. «Белшина» — одно из немногих предприятий в мире, которое выпускает на одной площадке всю линейку шинной продукции. Ведь даже самые крупные и известные производители — Michelin, Bridgestone, Goodyear имеют десятки заводов на всех континентах и в каждом из регионов своего присутствия специализируются на выпуске только той продукции, которая там наиболее востребована.
Белорусскому шинному комбинату в Бобруйске необходимость строительства заводов диктовало время: наша республика старалась не отставать от трендов развития ассортиментов на мировых рынках. Сегодня стабильная работа названных выше шинных заводов позволяет нам выпускать более 300 моделей шин и постоянно пополнять ассортимент перспективной продукцией, что обеспечивает высокий экспортный потенциал предприятия. За рубеж отгружается до 60% наших шин, география поставок охватывает около 70 стран.
В середине прошлого года одобрена стратегия развития ОАО «Белшина» на ближайшую пятилетку. В разработке документа принимала участие одна из ведущих мировых консалтинговых компаний. Учитывалось много позиций и факторов, но во главе угла — экономика и коммерческие интересы нашего предприятия. Например, с точки зрения логистики легковые шины целесообразно продавать в радиусе до 3 тысяч километров, грузовые и сельскохозяйственные лучше везти потребителям не дальше 4—4,5 тысячи километров, сверхкрупногабаритные, а также шины в эксклюзивном исполнении, предназначенные для специальной техники, ввиду их высокой маржинальности можно продавать по всему миру. Исходя из этого у нас складываются регионы продаж, изучаются и просчитываются новые рынки.
— Это тоже предусматривается стратегией развития ОАО «Белшина». Во-первых, мы приступили к разработке нового суббренда легковых шин с улучшенными характеристиками по устойчивости и управляемости, снижению сопротивления качению, акустическому комфорту. Это касается сегментов легковых шин и грузовых. Сейчас работаем над сегментом сверхкрупногабаритной продукции.
Во-вторых, разработана новая линейка цельнометаллокордных грузовых шин для комплектации грузовых автомобилей с полуприцепом, в которой учтены все современные требования, а именно снижение расхода топлива и повышение износостойкости. Для погрузчиков и бульдозеров скоро предложим взамен выпускаемых диагональных шин новую линейку цельнометаллокордных шин радиальной конструкции, обладающих большей грузоподъемностью и более длительным сроком службы. В сегменте продукции для сельхозтехники активно работаем над созданием ультрамягких шин. Эта технология объединяет технические инновации, обеспечивающие максимальную гибкость боковин, с увеличенным пятном контакта в режиме эксплуатации на пониженном давлении. Таким образом шина приобретает высокую несущую способность, а при равномерном распределении нагрузки и сниженном давлении на поверхность земли минимизируется уплотнение почвы.
Для повышения премиальности шин большая работа проводится по созданию рецептур резиновых смесей. У нас сильный коллектив центральной заводской лаборатории, в распоряжении которого находится современное и даже уникальное оборудование. Предприятие расширяет перечень проводимых испытаний, в том числе по международным методикам ASTM и ISO, усиливает контроль качества сырья для омологации, поступающего от различных производителей и поставщиков. Практика показывает, что прямой эффект дает и сотрудничество наших специалистов с учеными Белорусского государственного технологического университета, которые трудятся в рамках отраслевой лаборатории шинной промышленности, — только за последний год нам удалось ощутимо снизить теплообразование некоторых моделей шин.
— В первую очередь ориентируемся на мировые тенденции и стандарты. Ведь рынок шинной продукции отличается высокой конкуренцией — производителей очень много. Кроме того, уровень требований к основным характеристикам зависит от применения шин.
Например, для легковых шин важны такие параметры, как снижение шума при качении, уменьшение сопротивления качению и сцепление с мокрым покрытием. Еще 10 лет назад допускалось производить шины с уровнем внешнего шума 76 дБ, а сейчас этот показатель для шин с летним рисунком протектора составляет не более 71 дБ. Грузовая шина в первую очередь должна обеспечивать свою заявленную грузоподъемность и повышенную ходимость, а это значит, что теплообразование в шине должно снижаться. Чтобы не нарушить баланс при улучшении какого-то из показателей, такие работы необходимо проводить в комплексе, а именно улучшение конструкции, использование новых резиновых смесей и усовершенствование технологии производства шин.
Все эти процессы — дело не быстрое, каждое изменение должно быть проверено на испытательных полигонах и в условиях реальной эксплуатации. Только после получения положительных результатов новинки поступают в массовое производство. Правда, иногда из-за длительности эксплуатационных испытаний для получения точной картины доработка изменений может достигать пяти лет.
На начальных этапах развития предприятия разработками типоразмеров шин, смесей и технологий изготовления шин занимались специалисты НИИ шинной промышленности в Москве и Днепропетровского НИИ крупногабаритных шин. К слову, в то время гарантийный срок эксплуатации СКГ шин составлял до 7 000 км, а для грузовых ЦМК шин — 60 000 км, сейчас, соответственно — 60 000 и 150 000 км.
В 1997 году на «Белшине» создан инженерно-технический центр, и мы сами разрабатываем шины, пресс-формы, резиновые смеси, что позволяет значительно экономить средства предприятия. С того момента серийно может производиться 260 типоразмеров шин различного назначения.
— Основные конкуренты ОАО «Белшина», в том числе на зарубежных рынках, — российские шинные производители. В сегменте сверхкрупногабаритных шин, принимая во внимание, что данный вид продукции на территории стран СНГ производится только в Беларуси, — ведущие мировые шинные производители Michelin, Bridgestone, Goodyear.
Нашему предприятию нет равных в том, что, как мы говорили в самом начале, в Бобруйске на одной площадке производится самый большой ассортимент шин, в том числе уникальных. На достойном уровне мы выдерживаем качество своей продукции. Легковой ассортимент, например, практически не вызывает нареканий, и я с уверенностью могу сказать, что он сегодня полноправный конкурент продукции мировых производителей. У нас разработаны новые рисунки протектора, подобраны оригинальные резиносмеси, закуплено и освоено передовое оборудование, на котором эти шины производятся. То же самое касается сельскохозяйственных шин. На отдельные типоразмеры мы даем гарантию даже больше, чем ведущие мировые производители, — к стандартным пяти годам добавляем еще один. Эти шины тоже устраивают всех потребителей. Движемся вперед мы и по остальным направлениям.
— Внутренний рынок — наша опора, а сотрудничество с белорусскими потребителями имеет для предприятия стратегическую важность.
Наши основные деловые партнеры в Беларуси — комплектующие предприятия: ОАО «БЕЛАЗ», ОАО «МТЗ», ОАО «МАЗ». Развитие товарных портфелей этих автогигантов диктует предприятию необходимость разрабатывать соответствующие шинные продукты. К примеру, инвестиционный проект по производству сверхкрупногабаритных шин радиальной конструкции с посадочным диаметром 57—63 дюйма разрабатывался под потребности ОАО «БЕЛАЗ» в шинах, способных выдерживать нагрузку в 450 тонн.
Особая роль отводится нашему сотрудничеству с СЗАО «БЕЛДЖИ». В целом сегодня мы обеспечиваем шинами это предприятие на 95%. Отдельные ассортименты могут закупаться у других производителей шинной продукции, если у «Белшины» нет экономической целесообразности осваивать их выпуск в силу небольшого объема.
Кроме того, мы обеспечиваем вторичный рынок Беларуси. Для этого анализируем, какая техника, какие автомобили ввозятся в страну по импорту, что из них и в чем будет нуждаться.
Затем в соответствии с запросами и прогнозами запускаем в производство массовые модели шин.
Ежегодно как для комплектующих предприятий, так и для вторичного рынка осваиваем от 20 до 30 типоразмеров шин.
— Сегодня доля присутствия ОАО «Белшина» на белорусском рынке чуть выше 27%. Поэтому показатель 33% вполне реален. Более того, в горизонте расчета до 2026 года планируем поэтапно «закрыть» внутренний рынок на 50%.
Предприятие активно насыщает товарный портфель новыми востребованными типоразмерами и моделями шин, что позволяет удовлетворять все большее число потребителей и, следовательно, ежегодно увеличивать объемы реализации. Так, в 2022 году к постановке на серийное производство планируется восемнадцать новых моделей.
Кроме того, для увеличения объемов продаж на внутреннем рынке мы реализуем совместный с РУП «Производственное объединение «Белоруснефть» проект. Наша фирменная торговля смещается на крупные автозаправки этой сети: разработана программа по их оснащению торговыми павильонами, где взамен стоек с 12—20 шинами будут представлены 200—400 шин. Начинаем с областных центров и Минска. Пилотный проект запустили в Витебской области и уже видим рост реализации нашей продукции на АЗС «Белоруснефти» до 170%. В течение года будем этот проект активно развивать. Мы хотим показать потребителю, насколько это удобно, когда можно приехать на современный автозаправочный комплекс, выбрать из большого ассортимента и приобрести все, что необходимо. В дальнейшем, возможно, укомплектуем эти павильоны шиномонтажом.
— Планку по качеству продукции необходимо повышать всегда вне зависимости от опыта, авторитета и статуса. То же самое относится к освоению новых типоразмеров шин, необходимых рынку.
Сегодня мы делаем упор на загрузку завода СКГШ, который располагает соответствующими мощностями. Заняв нишу в сегменте сверхкрупногабаритных шин, мы улучшим экономику всего предприятия. А вот в производстве легковых и сельскохозяйственных шин ощущается дефицит мощностей. Поэтому нам надо предпринимать шаги по оптимальной загрузке оборудования с учетом ассортимента, который мы производим, и по вводу дополнительных мощностей как сборочного, так и вулканизационного оборудования.
А позволить себе не делать можем ту продукцию, которая не пользуется устойчивым спросом на рынке. Ведь мы уже освоили широкий ассортиментный ряд шин различных брендов и моделей.
— Это был обычный необычный рабочий день, традиционно сокращенный в связи с календарным праздником. Смены четко отработали по графику. В последний день года сложно собрать коллектив, чтобы отметить день рождения предприятия. 31 декабря после работы все спешат по домам. Поэтому мы решили официальную часть торжества перенести на середину января — на старый Новый год.
Но к финальной части торжества мы шли долго: в течение года на предприятии проводилось много тематических акций, флешмобов, спортивных состязаний, встреч с ветеранами, других мероприятий. Непосредственно в канун Нового года в рамках празднования 50-летия выпуска первой белорусской шины в коллективах технологических заводов прошли чествования лучших работников, им вручены награды предприятия и профкома.
Хороший подарок мы сделали сами себе, отработав четвертый квартал 2021 года с положительной рентабельностью — встретили юбилей трудовыми успехами. Каждый сотрудник получил премию в связи с юбилеем ОАО «Белшина».
На торжественном вечере главными героями стали лучшие работники предприятия, заслуженные белшиновцы, бывшие руководители. В качестве почетных гостей нас лично приехали поздравить представители органов власти, государственных и общественных организаций и, конечно, руководство концерна «Белнефтехим».
— Предприятию — крепкого экономического здоровья. А это возможно, когда здоровы работники, когда они чувствуют себя счастливыми и востребованными, когда уверенно смотрят в завтрашний день.
Так совпало, что я родился в год основания «Белшины» и уже почти два года здесь работаю. В систему концерна «Белнефтехим» пришел 25 лет назад — ровно столько ему исполняется в апреле. Над такими знаками судьбы невольно задумываешься. В своей нынешней должности хотелось бы добиться успеха вместе с предприятием. Нам всем предстоит активно работать и преодолеть на этом пути немало трудностей. Но это уже не долгосрочные планы, а задачи ближайшей перспективы. Хочется, чтобы каждый работник почувствовал: качество его жизни улучшается потому, что он трудится на «Белшине», — есть стабильность, рост уровня зарплаты и гарантированный социальный пакет.
Желаю, чтобы во все времена стать частью дружного коллектива ОАО «Белшина» было престижно, почетно и выгодно.
ФОТО Виктория Анискевич-Клопоцкая