Поиск

Поток

ВОЗМОЖНЫ ВАРИАНТЫ

07 Февраля 2020
Светлана Сабило

Светлана Сабило

Обозреватель

Диверсификация поставок нефти в Беларусь предполагает использование украинского вектора. Каковы варианты сотрудничества и насколько они реальны? При каких условиях их можно воплотить в жизнь? На эти и другие вопросы журнала отвечает директор ООО «Консалтинговая группа А-95» (Киев) Сергей КУЮН.

директор ООО «Консалтинговая группа А-95» (Киев) Сергей КУЮН отвечает на вопросы журнала "Вестник Белнефтехима"

— Сергей, каково ваше мнение о возможности поставок нефти в Беларусь через Украину по трубопроводу «Одесса — Броды»?

цитата

— Это абсолютно рабочий вариант. Мощности нашего трубопроводного коридора и портовые готовы на 100%. Тем более, может быть использован как государственный терминал в порту «Южный», так и частный терминал в Одессе.

 

Этот коридор способен обеспечить всю мощность Мозырского НПЗ — 12 млн т. Однако я не открою большого секрета, если скажу, что эта нефть будет значительно дороже. По моим расчетам, больше долларов на 100—120 на тонне, чем нефть из России, которая идет без экспортной пошлины. Поэтому украинский маршрут — это, скорее, на перспективу, когда Россия закончит налоговый маневр и цена на внешнем и внутреннем рынке выровняется.

— Не первый год звучит информация о том, что Украина рассматривает возможность поставок нефти как давальческого сырья для переработки на белорусских предприятиях с последующим вывозом нефтепродуктов. Сколько сырья могла бы дать Украина на переработку?

цитата

— Такое взаимодействие полностью отвечает духу общения наших стран. Украина — крупнейший покупатель белорусских нефтепродуктов. Достаточно сказать, что начиная с августа и до конца 2019 года Мозырский НПЗ практически полностью работал на Украину, если смотреть на объемы поставок дизтоплива. Немало покупаем и бензина, забираем практически весь сжиженный газ. Почему бы не углубить работу?

Но у этого пути много особенностей, тем более что речь должна идти о больших объемах, думаю, от 2 млн т нефти, потому что меньше качать будет невыгодно «Укртранснафте» — нефтетранспортной компании Украины. Неизвестно также, какой процессинг предложит Мозырский НПЗ, и так далее. И самый важный вопрос: будет ли возможность принять нефть со стороны? Имеется информация, что в 2020 году Беларусь хочет загрузить свои заводы российской нефтью на 100%, а это 24 млн т. В таком случае для украинских поставок попросту не остается места.

— Несколько лет назад прозвучала идея восстановить речной маршрут между Балтийским и Черным морями через Варшаву, Брест, Пинск, Киев и Днепр, чтобы перевозить грузы в обоих направлениях по воде. Так дешевле, чем по железной дороге или автотранспортом. Хотя бы в перспективе этот проект интересен?

— Вопрос состоит из двух частей: технической и экономической. К первой я отношу, главным образом, проблему обмеления Припяти и Днепра, а также инфраструктуру по приемке нефтепродуктов с воды. C дноуглублением проблема решаема: в 2019 году на Днепре велись активные работы, думаю, за Припятью дело тоже не станет. В целом у нас действительно активизировались перевозки по Днепру, но это преимущественно касается сельхозпродукции.

Сложнее с инфраструктурой: ее как не было, так и нет. Украинское подразделение компании Socar в свое время обустроило накопитель немного ниже Киева, но это вряд ли можно назвать решением проблемы.

В итоге все упирается в экономику. Есть опыт нескольких поставок дизтоплива из Мозыря в Киев в 2013—2015 годах, и он говорит о том, что проект изобилует множеством нюансов, которые в конечном итоге делают его малоинтересным. Каждая ошибка может загнать сделку в минус. Сегодня, когда к автомобильным и железнодорожным поставкам добавились еще и трубопроводные, водная вряд ли кого-то сильно заинтересует.

— Какие варианты взаимодействия, на ваш взгляд, жизнеспособны?

цитата

— Самый реалистичный вариант — более активное использование белорусской стороной транзитных возможностей Украины. Имеются в виду железная дорога, порты, выход в средиземноморский регион с такими экспортными позициями, как мазут, вакуумный газойль. Понятно, что есть другие направления, но Украина как крупнейший покупатель белорусских нефтепродуктов вправе рассчитывать на часть белорусских транзитных потоков. Дорога должна быть с двусторонним движением!

Реализация этих проектов зависит также от двух сторон. Наша железная дорога переживает серьезнейший кризис, а ее роль — важнейшая. Необходима и активная объединяющая позиция министерства инфраструктуры Украины, которое должно создать привлекательные условия для нового потока. Весь мир борется за транзитные ресурсы. Как говорится, под лежачий камень транзит не течет.

Но в ближайшее время основным проектом остается поставка белорусских нефтепродуктов, главным образом дизтоплива. В 2019 году установлены абсолютные рекорды поставок, когда в августе —сентябре импортировалось более чем по 300 тыс. т в месяц (для справки: в первом полугодии поставлялось по 180 тыс. т в месяц). Я ожидаю, что в 2020 году будет 220—250 тыс. т ДТ ежемесячно. Думаю, сыграет свою роль и нефтепродуктопровод «Прикарпатзападтранс», 50% акций которого в прошлом году приобрел белорусский предприниматель Николай Воробей. И не только для прокачки на внутренний рынок. Если переработка действительно будет увеличена до 24 млн т, то перед Беларусью встанет вопрос о размещении возросших объемов нефтепродуктов. «Прикарпатзападтранс» может также сыграть свою роль как транзитная магистраль, которая в последние годы активно прокачивает топливо в Венгрию.

Уверен, что сейчас время активизировать совместную работу. Беларуси нужно быть представленной мощными проектами в Украине. Время от времени украинские производители, контролируемые влиятельными бизнес-группами, выносят на повестку дня вопрос об ограничении поставок нефтепродуктов из Беларуси. По большому счету, противопоставить им нечего. Украина тратит огромные деньги на закупку топлива, но возврата этих средств в виде инвестиций или загрузки нашей инфраструктуры нет. Развивая здесь свои проекты, Минск смог бы решить сразу две задачи: диверсифицировать экспорт и иметь статус инвестора украинской экономики. Это сделало бы позиции Беларуси в Украине более надежными.

 ФОТО enkorr.ua

 

Самое интересное в белорусской нефтехимии всегда на нашем Telegram-канале. Присоединяйтесь!

 

Сергей КУЮН Консалтинговая группа А-95 Диверсификация поставок нефти Украина "Одесса-Броды"
07 Февраля 2020
930
Рейтинг: 4