В скором времени завершатся реконструкции российских и белорусских НПЗ.
В 2020 году прирост экспортного потенциала дизтоплива белорусских НПЗ достигнет примерно 3 млн т.
— Это ближайший вызов, на который должна ответить ЗАО «Белорусская нефтяная компания» (БНК), качественно разместив ДТ на соседних рынках, — заявил заместитель генерального директора ЗАО «БНК» Сергей Гриб в Минске в ходе международной отраслевой конференции.
Белорусы готовы к «выплескиванию» на рынок значительных объемов этого продукта и рассчитывают на увеличение реализации.
Отвечая на вопрос по поводу того, способны ли белорусы уже сегодня конкурировать на украинском рынке в цене с более дешевым российским дизтопливом, Сергей Гриб заявил следующее:
— Считаю, что наша цена на рынке в текущий момент справедливая.
Говоря о тенденциях на украинском рынке, представитель ЗАО «БНК» отметил, что снижение потребления бензина продолжится за счет замещения его автогазом.
— Тенденция понятна, она прослеживалась в Украине последние годы. Потребление газа в этой стране ежегодно растет на 10—15%, а то и на все 20%. Произошло небольшое снижение в объеме реализации нашей доли на рынке Украины — основной ниши белорусских светлых нефтепродуктов. Объективный фактор заключается в том, что это высококонкурентный рынок, где одним участникам интересна доля, другим — цена, — уточнил Сергей Гриб.
— БНК выбрала золотую середину и является своего рода маркетмейкером на украинском рынке. Поэтому к нам прислушиваются. Планируем и в следующем году сохранить свою долю, объявили ряд тендеров на реализацию долгосрочных поставок дизельного топлива и бензина в эту страну. Мы учитываем, что в Украине высокая диверсификация поставок. Нам приходится конкурировать, и это придает как минимум дополнительный импульс нашему развитию. Однако белорусское качество пользуется стабильным спросом в данной стране.
Белорусам интересны и рынки Восточной Европы, в частности Польши, Чехии, Словакии.
В этих странах достаточно большая доля импорта, стабильный спрос, постоянный рост ВВП и, соответственно, потребления. Учитывая скорое завершение модернизации белорусских нефтеперерабатывающих заводов, ЗАО «БНК» рассчитывает на стабильные и гарантированные поставки в страны Восточной Европы, чтобы к концу 2020 года иметь возможность значительно нарастить экспорт на рынки этих стран, поскольку они будут наиболее премиальными.
По поводу поставок в Польшу Сергей Гриб отметил, что существуют хорошие логистические решения, учитывающие проблемы с шириной железнодорожной колеи. ЗАО «БНК» видит ряд возможностей для наращивания экспорта в эту страну.
Компания готова развивать гарантированные поставки топлива арктических классов, которое выпускает ОАО «Нафтан». Белорусы рассчитывают, что на него будет хороший спрос на рынках стран Балтии и Польши.
Большой объем экспорта, в т.ч. перевалка, идет через порты. Основные танкерные поставки в январе — августе 2018 года ЗАО «БНК» осуществляло через порты Латвии, Литвы, Эстонии в связи с гибкой тарифной политикой, проводимой терминалами и экспедиторами данных стран.
В прошлом году ЗАО «БНК» начало работать с новым для компании продуктом — битумом. Сегодня можно констатировать, что она справляется с его поставками весьма удачно. Если в прошлом году за восемь месяцев реализовано более 17 тыс. т битума, то в 2018 году за аналогичный период продано 267 тыс. т. При этом 89% поставок направляются на рынок Украины, 5% — в страны Балтии, 3% — Молдову, а также в Россию и Казахстан. Доля ЗАО «БНК» в украинском импорте битума составляет 71%.
В 2017 году ЗАО «Белорусская нефтяная компания» приступила к реализации смазочных масел ОАО «Нафтан». Сегодня она продает их примерно в 20 странах. За январь — август 2018 года экспорт этой продукции составил около 68,5 тыс. т.
Ближайший перспективный продукт для продажи через ЗАО «БНК» — нафтановский кокс, появление которого на рынке ожидают в 2020 году.
По словам Сергея Гриба, уже проходят п ереговоры с основными потребителями этого продукта:
— Вижу, что существует достаточно устойчивый спрос на него. Планируемые объемы поставок в 2020 году составят 30—40 тыс. т в месяц.
Перспективным был также назван экспорт авиатоплива на рынки соседних стран. Среди тенденций текущего времени отмечен повышенный спрос на автомобильное, в частности дизельное, топливо на внутреннем рынке нашей страны.
Текст Светлана Сабило
Фото с сайта belorusneft.by