— В условиях глобальных технологических трансформаций центры развития и будут являться ключевыми потребителями продукции, выпускаемой нашими предприятиями. В частности, лидерство в промышленном производстве, машиностроении и станкостроении остается за Европой, Азия сохранит лидерство в электронике. Мировым центром спроса на продукцию нефтехимии остается азиатский регион, страны Европы, США по-прежнему входят в тройку крупнейших потребителей.
В настоящее время мы находимся в периоде экономического спада в мировой экономике и, несмотря на сохраняющуюся глобальную тенденцию увеличения объемов потребления химической и нефтехимической продукции, темпы роста спроса существенно снижаются. Это затрагивает все регионы мира, начиная от стран ЕАЭС, Европы, Америки и заканчивая Азией и Ближним Востоком.
С учетом этих прогнозов правительство страны ориентирует наших производителей на принятие мер по равномерному распределению экспортных потоков реализуемой продукции между странами ЕАЭС, ЕС и другими. В товарной структуре экспорта предприятий отрасли по-прежнему преобладают поставки нефти и нефтепродуктов — около 75%, на долю химической и нефтехимической продукции приходятся оставшиеся 25%.
В категории «прочие страны» за отчетный период значительно увеличен экспорт химической и нефтехимической продукции в ОАЭ (в 2,2 раза к уровню января — сентября 2019 года), Таиланд (в 6 раз), Канаду (в 3,6 раза), Узбекистан (в 1,4 раза), Афганистан (в 1,3 раза), Бразилию (темп — 126,1%).
— За девять месяцев этого года крупные нефтехимические производства расширили номенклатуру экспорта товаров.
«Белшина» начала поставки шин в Афганистан, Грецию, Ирак, Йемен, Монголию, Норвегию, ОАЭ, Оман, Словению, Таиланд, Турцию, Францию.
Гомельский химический завод работает на рынках смешанных удобрений Канады, Словакии, Чехии, Эстонии.
«Гродно Азот» продает азотные удобрения в Бельгию, Марокко, Великобританию, полиамид в Бразилию и Узбекистан, синтетические нити в Бразилию, Пакистан и Узбекистан.
«Могилевхимволокно» поставляет полиэтилентерефталат в Армению, Бельгию, Италию, Литву, Чехию и Швейцарию, полиэфирные волокна в Болгарию, Данию и Финляндию, нити технические в Таджикистан.
«Полоцк-Стекловолокно» продает стекловолоконную продукцию в Аргентину, Армению и Канаду.
«СветлогорскХимволокно» реализует полиэфирные нити на Кипр, в Китай и Эстонию, углеродные материалы в Израиль, Сингапур, нетканые материалы в Италию и Румынию.
«Лакокраска» поставляет фталевый ангидрид в Австрию, Алжир, Кувейт, Хорватию, Эстонию.
«Белоруснефть» продает сжиженный газ в Молдову и Словакию.
«Нафтан» поставляет сжиженный газ в Грузию, акриловый жгут в Аргентину, полиэтилен в Азербайджан, Грузию, Китай, Узбекистан, Швейцарию, полиэфирное волокно в Германию и Турцию.
«Завод горного воска» реализует воски в Боснию и Герцеговину.
Особенно отмечу высокотемпературные кремнеземные изоляционные материалы производства ОАО «Полоцк-Стекловолокно» как один из примеров востребованного и высокорентабельного продукта, мировой спрос на который значительно превышает предложение.
— Характер конкуренции действительно меняется в условиях профицитной экономики. Идет изменение психологии покупателя. Теперь покупатель становится «выбирателем» и свой выбор делает все больше на основе ценностей, предлагаемых продавцом, а не на основе своих потребностей. Это в целом меняет политику продажи. Ценовая конкуренция и гонка за инновациями уже не являются эффективными способами конкурентной борьбы. Инновации — уже не способ получения конкурентного преимущества, а обязательное условие присутствия на рынке — новый формат ведения бизнеса. Умение создавать «точку выбора» в конкурентном кластере — новое мышление о конкуренции. Мы это видим и постоянно совершенствуем форматы своего присутствия на рынках. Кроме того, понимаем, что наступает время, когда торговля обходится без посредников. Новые подходы будут реализованы в стратегии развития товаропроводящей сети.
— Текущие макроэкономические условия для белорусской нефтеперерабатывающей отрасли находятся под влиянием сразу нескольких факторов.
Во-первых, это налоговый маневр в Российской Федерации, начавшийся с 2015 года и заканчивающийся в 2024 году. Напомню, что с 2019 года в Российской Федерации в очередной раз изменились его параметры. В соответствии с принятым 3 августа 2018 года Федеральным Законом в течение шести лет предусматриваются поэтапное снижение ставок вывозной таможенной пошлины на нефть и соразмерное повышение ставок налога на добычу нефти и газового конденсата. Для белорусских НПЗ последствиями изменения параметров налогового маневра станут ежегодное повышение цены нефти (при мировой котировке 60 долларов за один баррель нефть ежегодно будет расти в цене на 17,7 доллара за одну тонну) и выход на мировую цену нефти с 2024 года и, как следствие, существенное ухудшение их экономики, требующее принятия компенсационных мер.
Только в 2019 году при переработке нефти в объеме 18 млн т в год суммарное ухудшение по двум НПЗ при мировой котировке 60 долларов за один баррель оценивается около 320 млн долларов. При этом цена нефти составляет уже около 80% от мировой. С 2019 по 2024 годы потери белорусских НПЗ от налогового маневра (по отношению к условиям, действовавшим до его введения в 2018 году, при мировой котировке 60 долларов за один баррель) составят около 5,8 млрд долларов.
В условиях снижения таможенной субсидии стратегия работы белорусских НПЗ требует уточнения с учетом общемировых тенденций развития континентальных заводов.
Во-вторых, с 1 ноября 2018 года ограничен ввоз углеводородного сырья для производства отдельных видов нефтепродуктов.
В-третьих, повсеместное ужесточение требований на рынке к качеству нефтепродуктов. Это выражается в постепенном снижении нормативов допустимого содержания в топливе серы и других вредных примесей. Производители нефтепродуктов вынуждены модернизировать производство и переходить на более жесткие стандарты как для решения накапливающихся проблем с загрязнением в собственных странах, так и для обеспечения возможности беспрепятственной международной торговли и использования транспортной инфраструктуры.
Если дизельное топливо и бензин наших НПЗ соответствуют стандарту Евро-5, то на изменения спроса на высоко- и низкосернистый мазут предстоит реагировать. Так, экспортный рынок сернистого мазута в настоящее время подвержен значительным изменениям из-за ужесточения требований IMO (Международной морской организации) к содержанию серы в бункеровочном топливе. Принятая странами — участниками IMO Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL 73/78) предусматривает с 1 января 2020 года снижение допустимого содержания серы в бункеровочном (судовом) топливе с 3,5% до 0,5%.
По оценкам ряда международных аналитических агентств, от трети до половины мазута в мире потребляется для бункеровки судов. Ужесточение требований к содержанию серы в судовом топливе ведет к резкому снижению спроса на сернистый мазут с содержанием серы до 3,5% и значительному падению цен на него. По данным аналитических агентств, после 1 января 2020 года профицит высокосернистого мазута на мировом рынке составит около 125 млн т.
По данным Администрации морского порта Сингапур, крупнейшего мирового центра потребления мазута в целях бункеровки, за январь — сентябрь 2019 года бункерные продажи флотского мазута MFO 500 cSt (наиболее близкого к качеству белорусского мазута) сократились на 24% (на 1,94 млн т). Бункерные продажи флотского мазута MFO 380 cSt (получаемого в т.ч. путем улучшения вязкостных характеристик крекинг-мазута) сократились на 7% (на 1,87 млн т).
В результате принятых ограничений большинство судовладельцев переходят на низкосернистое топливо, а для меньшей части судовладельцев появляются дополнительные затраты на оборудование судов дополнительными очистительными агрегатами. Оба варианта ведут к удорожанию ставок фрахта.
Из других внешних неблагоприятных факторов я бы назвал волатильность мировых котировок и экспортных цен на нефть, нефтепродукты и химическую продукцию, ужесточение таможенных режимов на отдельных рынках сбыта, появление новых более жестких требований на внешних рынках в части сертификации и маркирования экспортируемой продукции.
На потребление нефтепродуктов также влияют распространение альтернативных видов энергии, нарастающее давление со стороны сектора вторичной переработки (особенно в секторе полиэфирной продукции).
Назову и ряд сложностей в работе на рынках ЕАЭС: это более дешевые энергоресурсы в странах-соседях, несогласованная промышленная политика на межгосударственном уровне, особенно в части намеченных к реализации пересекающихся инвестиционных проектов, рост конкуренции в условиях развития российской нефтехимической отрасли по программам импортозамещения.
Мы также ощущаем нарастание конкуренции на внешних рынках со стороны азиатских производителей (в условиях переизбытка мощностей и перепроизводства по многим продуктам).
— Рынок электромобилей будет расти опережающими темпами — это неоспоримый факт. Однако его влияние на рынок нефтепродуктов станет ограниченным из-за низкой доли. Сегодня доля электромобилей в мировом парке составляет всего 0,3—0,4%, что равняется около 3 млн автомобилей. По оценкам МЭА, к 2030 году ожидается увеличение числа электромобилей до 125 млн штук, или 5% от мирового парка. Поэтому в структуре мирового спроса на нефтепродукты моторные топлива будут преобладать.
Это подтверждают и последние прогнозы стран ОПЕК: к 2030 году на долю транспорта будет приходиться около 57% от глобального спроса на нефть, доля нефтехимии составит 15%.
Но добавленная стоимость заложена именно в глубокой переработке нефти и нефтепродуктов, что, конечно, учтено в разрабатываемой стратегии концерна. Нефтехимический комплекс является базовой отраслью белорусской промышленности. Основными видами экономической деятельности останутся производство кокса и продуктов нефтепереработки, химических продуктов, резиновых и пластмассовых изделий.
Подчеркну, что нефтехимические организации, курируемые концерном, формируют около 20% промышленной продукции Республики Беларусь и 25% экспорта товаров (с учетом экспорта нефти и нефтепродуктов в целом по республике), обеспечивают около 20% поступлений в бюджет по налогам и сборам.
— Мы понимаем, что на протяжении двух последних десятилетий сфера услуг стала одним из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики. Это связано с усложнением производства, насыщением рынка новыми товарами. В области оказания экспортных услуг безусловный лидер — РУП «Производственное объединение «Белоруснефть». Оказываются услуги по добыче нефти, геологоразведке, нефтяному сервису, научно-техническому обеспечению, проектированию как в комплексе, так и отдельными блоками. Статус и репутация компании сформировались за более чем 50-летний период работы в сфере услуг. Успешно реализованы проекты в Российской Федерации, Украине, Венесуэле, Эквадоре.
Основные конкурентные преимущества компании — это высокая квалификация специалистов, оснащенность современным оборудованием, опробованным на собственных месторождениях и адаптированным для оказания услуг самым требовательным заказчикам. Кроме того, в структуре «Белоруснефти» мощный научно-инжиниринговый блок — это позволяет выявить точки роста и эффективно воздействовать на них.
Стратегически важным направлением развития сферы услуг является активный подход к созданию собственных инновационных технологий и оборудования (например, технология СКИФ, радиальное вскрытие пластов). Специалисты следят за мировыми тенденциями в области нефтедобычи, геологоразведки, участвуют в международных конференциях и форумах по обмену опытом.
Перспективные направления наращивания услуг — развитие дальнейшего сотрудничества с российскими и украинскими компаниями, а также расширение сферы деятельности в Индии по развитию проектов в области комплексного изучения месторождений, повышения нефтеотдачи пластов, нефтяного сервиса.
По итогам 2019 года экспорт услуг концерна «Белнефтехим» оценивается на уровне 274,5 млн долларов. Сюда входят трубопроводный транспорт, строительные, инженерные и архитектурные работы. Это основные направления применения услуг, но мы намерены их расширять.
— Подавляющее большинство стран — партнеров Республики Беларусь по внешней торговле уже являются членами ВТО. Практически 98% мировой торговли так или иначе ведется с использованием механизмов ВТО. Следовательно, для наших предприятий не прогнозируется существенное изменение условий доступа на соответствующие рынки, поэтому внимание следует уделить изменениям на отечественном рынке.
Основной риск для национальных производителей при вступлении Беларуси в ВТО связан с более либеральными условиями доступа иностранных товаров на рынок (снижение или отмена на них ввозных таможенных пошлин) и, следовательно, ослаблением позиций отечественных товаров. Возможности тарифной защиты в настоящее время у нас ограничены: необходимо соблюдать обязательства Республики Беларусь перед ВТО, а также перед Российской Федерацией и Республикой Казахстан в рамках Евразийского экономического союза.
Предприятия прилагают усилия для сохранения и повышения конкурентоспособности по отношению к иностранным поставщикам. Проводят анализ как внешнего, так и внутреннего рынка. Оценивают, какие конкуренты действуют на международном рынке и готовы прийти в нашу страну. Определяют свои слабые места (качество, цена, дизайн, упаковка продукции; наличие подготовленных специалистов). Работая над ликвидацией обнаруженных слабых мест, ищут ответы примерно на такие вопросы:
Перед началом реализации намеченных мероприятий специалисты предприятий проводят оценку внешней среды и достигнутых результатов, по мере необходимости вносят корректировки в разработанный план. Среди неотложных задач — своевременный переход на энерго- и ресурсосберегающие технологии, непрерывное переоснащение и модернизация производства. Словом, используются все способы для освоения современных технологий производства, менеджмента, развития сильного бренда. Идет также работа по привлечению иностранных инвесторов.
— Экспортный потенциал традиционно будут определять сырая нефть и нефтепродукты, минеральные удобрения, полимеры, химические волокна и нити, изделия из стекловолокна, а также шины. Все товары, выпускаемые в отрасли, являются ликвидными и востребованными на рынках. Запасы готовой продукции не превышают 15—20% среднемесячного объема производства — это один из самых низких уровней среди отраслей страны.
ФОТО Дарья Хачирашвили, Вячеслав Суходольский