— Действительно, начало года было, мягко говоря, нестандартным. Пришлось работать в условиях стресс-сценария: за короткий период надо было обеспечить поставки нефти по альтернативным маршрутам и в достаточно больших объемах.
Для «Нафтана» были закуплены две партии нефти, добытой в Норвегии. Это относительно новый на рынке сорт Johan Sverdrup, промышленная добыча которого начата в Северном море в 2019 году. Он близок по своим качественным характеристикам к российскому сорту Urals, поэтому завод достаточно оперативно смог приспособиться к его переработке.
Также для «Нафтана» закупалась и российская нефть Urals с погрузкой на танкеры в портах Приморск и Усть-Луга (Российская Федерация).
Танкеры с нефтью поступали в порт Клайпеда на терминал Klaipedos Nafta — с ним нас связывают многолетние партнерские отношения. Там нефть перегружалась в железнодорожные цистерны и доставлялась в Новополоцк.
Поставки для Мозырского НПЗ организованы через принадлежащие компании «Укртранснафта» нефтяной терминал в порту Южный и нефтепровод «Одесса — Броды — Мозырь». Поскольку магистраль изначально была заполнена частично азербайджанской и частично российской нефтью, нами для поставки были выбраны такие же сорта (три танкера азербайджанской нефти Azeri Light, один танкер сорта Urals). Это позволило оперативно решать технические вопросы, связанные с транспортировкой и сохранением качества нефти, отдаваемой в начале маршрута
и принимаемой на НПЗ.
Азербайджанская и норвежская нефть закупалась у производителей: у государственной нефтяной компании Азербайджана SOCAR и у Total — одной из крупнейших нефтяных компаний мира. Нефть сорта Urals закупалась на рынке у трейдеров. Причем не вся нефть из России, часть сырья казахстанского происхождения.
Всего в I квартале было закуплено десять танкерных партий альтернативного сырья общим объемом около 850 тыс. т.
— Наши заводы ведут системную работу с альтернативной нефтью. Каждый НПЗ создает собственную карту альтернативных сортов, есть наработанная база, которая формируется не только на основании «бумажных» паспортов качества. В заводские лаборатории доставлено много опытных образцов, все они тщательно проанализированы. Предприятия осуществляют ранжирование сырья, исходя из качественных характеристик нефти выбирают наиболее приемлемую. Изучаются возможности смешения различных сортов уже на этапе закупки и доставки для получения смеси оптимального качества.
— По плану необходимо обеспечить два альтернативных маршрута поставки — с севера и юга.
Если говорить о южном направлении, то это маршрут «Одесса — Броды — Мозырь». Украинская сторона подтверждает готовность к долгосрочному сотрудничеству. Так что с этим направлением план работы понятен: готовим программу, выбираем поставщика и осуществляем поставки.
С северного направления пока возможна доставка только железнодорожным транспортом через уже упомянутый терминал Klaipedos Nafta. Задача состоит в том, чтобы обеспечить трубопроводные поставки и с этого направления. Во-первых, вагонные поставки пусть не намного, но все же дороже. Во-вторых, труба априори удобнее: более короткие сроки доставки, отсутствие проблем со сливом, особенно зимой, когда вагоны могут замерзать, снижение зависимости от наличия подвижного состава и т.д. Это обеспечивает логистические преимущества с операционной точки зрения — становишься более мобильным и быстрее реагируешь на рыночную ситуацию.
Хочу напомнить, что в северном направлении до «Нафтана» есть два нефтепровода: «Вентспилс — Полоцк» и «Мажейкяй — Полоцк». Почти 15 лет (с 2005—2006 годов) эти нефтепроводы не используются. Поэтому в нынешних условиях актуальным становится превращение данной теоретической возможности в практическую.
Есть понимание, что эта тема не простая. Кроме технических существуют экономические и юридические аспекты, которые требуют детальной проработки. Мы планируем проведение переговоров с нашими зарубежными партнерами для обсуждения всех вопросов.
Не будем забывать и про польский маршрут «Гданьск — Адамова Застава — Мозырь». После завершения строительства перемычки «Гомель — Горки» можно будет доставлять нефть по трубопроводу из порта Гданьск до «Нафтана». Концептуально польская сторона готова к такому транзиту. В Польше начата работа по прокладке второй ветки нефтепровода на участке от Гданьска до Плоцка. После того, как эта ветка будет готова, появится возможность прокачивать нефть в Республику Беларусь с сохранением ее качества.
Мы готовы к мнению скептиков, которые скажут, что российская нефть все равно дешевле. Но это вопрос диверсификации поставок и энергетической безопасности. По такому пути идут многие страны, в том числе Польша, выстраивая систему поставок нефти из нескольких источников как по нефтепроводу, так и танкерами с моря. Очевидно, что Беларусь не одинока в желании минимизировать свою зависимость от одного направления поставки.
Давайте вспомним апрель — май 2019 года, когда единственный источник поставки был закрыт (ситуация с «грязной нефтью» — прим. ред.). В подобной ситуации наличие дополнительного маршрута поставки позволило бы более оперативно решать вопросы обеспечения заводов «чистым» сырьем.
— Да, мы не собираемся прекращать поставки альтернативной нефти. Для этого разработан комплекс мер. По данному плану и работаем. Регулярные поставки альтернативной нефти начинаются уже в текущем году.
В продолжение работы, начатой в I квартале, в мае в порт Клайпеда доставлена первая партия нефти из Саудовской Аравии. В начале июня ожидается прибытие первой партии нефти из США.
В планах — заключение долгосрочных контрактов. Диалог об условиях долгосрочного сотрудничества ведется с нашими партнерами из Азербайджана и Саудовской Аравии.
В вопросах поставки нефти долгосрочные отношения особенно важны, партнер на одну-две сделки стратегически не интересен. После масштабных поставок альтернативной нефти на белорусские НПЗ в 2010—2012 годах был достаточно длительный перерыв, и сложилось мнение, что такие поставки нам интересны только на короткий период, пока не договоримся с Россией.
Сегодня есть четкое понимание, что альтернативные поставки необходимы на постоянной основе. Более того, планируется поэтапное ежегодное увеличение их объемов. Тем более, что с каждым годом, по мере приближения к финишу российского «налогового маневра», конкурентоспособность альтернативных поставок в сравнении с поставками из России будет возрастать.
— У нас горизонт планирования — 2024 год. Возможные объемы поставок просчитываем на пять лет.
— Формально партию нефти может купить кто угодно. НПЗ могут сами заняться покупкой. Но это неэффективно. Мы решили, что единым оператором будет выступать БНК. На деле крупные продавцы не работают с теми, в чьих возможностях не уверены или с кем не знакомы.
Тот факт, что компании Saudi Aramco, Total и SOCAR работают с нами, подтверждает, что у нас хорошая репутация. Крупнейшие мировые трейдеры также с удовольствием поставляют нам нефть, понимая, что в Беларуси есть НПЗ и нефть мы покупаем себе для переработки. Они рассматривают нас как серьезного и перспективного партнера.
ФОТО Виктория Анискевич-Клопоцкая
Самое интересное в белорусской нефтехимии всегда на нашем Telegram-канале. Присоединяйтесь!