Результаты поиска

Поток

ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЕ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ В ТРУБОПРОВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ: запуск 1-го пускового комплекса магистрального нефтепродуктопровода «Новополоцк — Фаниполь»

Наталья Нияковская

Наталья Нияковская

обозреватель
ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЕ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ В ТРУБОПРОВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ: запуск 1-го пускового комплекса магистрального нефтепродуктопровода «Новополоцк — Фаниполь»

Начало 2017 года стало для ОАО «Полоцктранснефть Дружба» точкой отсчета эксплуатации первого пускового комплекса магистрального нефтепродуктопровода «Новополоцк — Фаниполь»

Строительство трассы для трубопровода, который предназначен для соединения ОАО «Нафтан» с двумя складами хранения нефтепродуктов, расположенными в поселке Крулевщизне Витебской области и городе Фаниполе Минской области, — важнейший инвестиционный проект Программы развития предприятия.

truboprovod_polocktransneft

Головная нефтепродуктоперекачивающая станция (ГНПС) «Полоцк» играет в этой цепочке основополагающую роль: именно она служит своеобразным перевалочным пунктом светлых нефтепродуктов, которые, поступая сюда напрямую с нефтеперерабатывающего завода, транспортируются в пункт назначения.

О системе энергоснабжения нефтепродуктопровода рассказывает главный энергетик — начальник отдела ОАО «Полоцктранснефть Дружба» Алексей СОЛОВЬЕВ.

— В перспективе магистральный продуктопровод «Новополоцк — Фаниполь», которым предусматривается транспортировка как дизельного топлива, так и бензина, общей протяженностью 293 км решит задачи по минимизации транспортных расходов и времени на доставку светлых нефтепродуктов на нефтебазы РУП «Производственное объединение «Белоруснефть». На сегодня задействован первый пусковой комплекс протяженностью 87 км. Чуть больше года назад мы начали транспортировку светлых нефтепродуктов с ОАО «Нафтан» из начальной точки — ГНПС «Полоцк» в конечную — на нефтебазу в Крулевщизне.

Объект оснащен 21 точкой электроснабжения, где у нас находятся щитовые управления с задвижками, укрытия электрохимической защиты. Задвижки с электроприводом служат для деления магистрального нефтепродуктопровода на участки в случае возникновения аварийных ситуаций, ремонта продуктопровода. Оборудование на ГНПС «Полоцк» запущено 1 января 2017 года. Схема начального этапа транспортировки выглядит следующим образом: насосное оборудование, установленное на «Нафтане», перекачивает по трубам светлые нефтепродукты до ГНПС «Полоцк».

Трубы проложены подземным способом, т.е. наружу выходят только приводы задвижек.

nasos_polocktransneft

В целом на ГНПС «Полоцк» установлено три насосных агрегата с электродвигателями мощностью по 400 кВт. До нефтебазы в Крулевщизне транспортировка осуществляется одним насосным агрегатом — этого достаточно для поддержания технологического процесса. В дальнейшем нефтепродукты на конечный пункт Фаниполь будут перекачиваться с применением двух насосных агрегатов. Для увеличения объемов транспортировки при необходимости в одном из пусковых комплексов предусмотрено строительство насосно-подпорного сооружения.

В основе любого затратного проекта всегда лежат вопросы энергосбережения. В данном случае эта проблема решается благодаря частотным преобразователям. На начальном этапе наиболее эффективным решением является регулирование частоты вращения насосных агрегатов. Исследования показывают, что на эти механизмы приходится не менее 70% потребления электроэнергии.

цитата

С использованием преобразователей частоты при транспортировке светлых нефтепродуктов потребление электроэнергии можно уменьшить до 40%. Преобразователи частоты среднего напряжения, применяемые в технологическом процессе, обладают высокой надежностью и в то же время просты в эксплуатации и обслуживании.

Они предназначены для управления трехфазными асинхронными двигателями с номинальным напряжением 6 кВ. Благодаря использованию IGBT-транзисторов последнего поколения, необходимых для управления двигателями, частотные преобразователи удовлетворяют самым жестким требованиям по поддержанию заданной частоты вращения приводов насосных агрегатов. Топология преобразователя частоты позволяет использовать его для управления установленными двигателями стандартного исполнения без применения дополнительного согласующего оборудования, что обеспечивает быстрый возврат инвестиций.

Качество напряжения на выходе преобразователя частоты позволяет управлять двигателями, не имеющими специального исполнения и усиленной изоляции.

truboprovod_polocktransneft

Еще одним из преимуществ используемых частотных преобразователей является и то, что отсутствуют специальные требования к кабелю между преобразователем и двигателем. Профессионально спроектированная система распределения потоков охлаждающего воздуха позволила нам отказаться от дополнительных вентиляторов охлаждения трансформаторов, устанавливаемых обычно в их нижней части секции.

Отсутствие вентиляторов охлаждения трансформатора дает возможность увеличить КПД преобразователя частоты (до 0,3%) и облегчает расчет фактической экономии электроэнергии. Формирование кривой выходного напряжения осуществляется последовательным соединением двухуровневых инверторных ячеек, созданных на низковольтных IGBT-транзисторах с высокой надежностью. Благодаря модульной конструкции замена ячейки инвертора занимает несколько минут.


Использование в технологическом процессе частотных преобразователей не только влияет на экономию электроэнергии, но и уменьшает износ трубопровода.


Повышение давления с помощью частотного преобразователя идет постепенно: разгон двигателя начинается с минимальной частоты 10 Гц и в течение 5—6 минут достигает установленной — 40—50 Гц. Таким образом обеспечивается плавность поднятия давления и уменьшается вибрация в трубопроводе при производственной транспортировке нефтепродуктов.

Особенность данного проекта в том, что помимо электрической связи каждая щитовая оснащена оборудованием для телемеханики и связи. То есть параллельно с трубопроводом по всей трассе проложен оптоволоконный кабель, обеспечивающий прямую связь для управления диспетчером. Кроме того, на случай повреждения оптоволоконного кабеля имеется резервный канал управления и контроля — GSM.

Комплекс мероприятий, объединенных в ОАО «Полоцктранснефть Дружба» в технологическом процессе, обеспечивает автоматизированное управление транспортировкой светлых нефтепродуктов на трассе протяженностью почти 300 км.

ТЕКСТ Наталья Нияковская

ФОТО ОАО «Полоцктранснефть Дружба»

 

12 Марта 2018
641
Рейтинг: 4