Поиск

Поток

ХИМИЯ КАК ОБЛАСТЬ ЧУДЕС

Ольга Спехова

Ольга Спехова

Пресс-секретарь концерна "Белнефтехим"

Искусство превращения одних веществ в другие многие столетия называли волшебством. Сегодня мы называем волшебством неуемную фантазию химиков. Когда уже придумано многое, настоящие ученые умеют по-новому увидеть возможное решение проблем. О потенциале отечественной нефтехимии «Вестник Белнефтехима» беседует с председателем общественного объединения «Белорусское химическое общество» Сергеем Рахмановым.


председатель общественного объединения «Белорусское химическое общество» Сергей Рахманов


СПРАВОЧНО - Сергей Рахманов:

  • председатель ОО «Белорусское химическое общество»,
  • председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по международным делам и национальной безопасности,
  • председатель Комиссии по вопросам внешней политики Парламентского собрания Союза Беларуси и России,
  • руководитель рабочих групп по сотрудничеству с Парламентом Японии и Парламентом Турецкой Республики.
  • занимал должность Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Беларусь в Японии.
  • доктор химических наук, профессор, член-корреспондент НАН Беларуси, заслуженный деятель науки Республики Беларусь.

— Сергей Кимович, какой вы видите нефтехимическую отрасль Беларуси в ближайшей и долгосрочной перспективе?

— Исторически сложилось, что наша и российская нефтехимия — это по-преимуществу топливная химия. То есть мы нефть разделяем на составляющие, которые используем как топливо и функциональные добавки: различные виды бензинов, масел, присадок и т.д. Современная передовая нефтехимия ориентирована на получение продуктов второго и третьего передела, имеющих более высокую добавленную стоимость. Ведущие страны мира, такие как ФРГ (BASF) и Япония (Sojitz Corporation), производят до 7 тыс. видов продуктов из нефти. Белорусские и российские нефтепереработчики пока остановились примерно на 600 наименованиях. В этих условиях требуется в том числе развитие малотоннажной химии наряду с традиционной крупнотоннажной.

Определенная часть продукции наших производственных нефтехимических гигантов может использоваться как первичное сырье или полуфабрикат для дальнейшей более глубокой переработки малыми, в том числе частными, предприятиями. Малотоннажное производство более гибкое, с широким ассортиментом, требует быстрой реакции и чувства рынка. Хороший пример частной фирмы, которая на основе полимеров делает высококонкурентные детские игрушки из пластика, — «Полесье» из Кобрина. Эта компания вышла на рынки ведущих стран и оттесняет даже некоторых глобальных игроков благодаря высокому качеству. Очевидная перспектива — новые материалы с высокой добавочной стоимостью.

Предприятия переходят от выпуска полимеров к производству полимерных композитов. Композиты на основе полимеров, стекловолокна и изделия из них очень востребованы во всем мире. Например, предприятие концерна ОАО «Полоцк-Стекловолокно» почти всю свою продукцию продает зарубежным компаниям, таким как Boeing, Airbus, BMW, VW, и многим другим. В мире производят сложные композиты, где есть и неорганическая составляющая, и металл. Небольшие функциональные добавки радикально меняют свойства композитов, повышают их качество и стоимость на мировом рынке. Детали машин все чаще производят не из металла, металлоконструкции в строительстве вытесняются композиционными материалами. Таким образом, в орбите крупных производств по переработке нефти мы сможем создать огромный шлейф, который будет в сотни раз по номенклатуре продукции больше, чем первичное производство.

цитата

Ведущие страны мира, такие как ФРГ (BASF) и Япония (Sojitz Corporation) производят до 7 000 видов продуктов из нефти. Белорусские и российские нефтепереработчики пока остановились примерно на 600 наименованиях.

— Чтобы идти по пути глубокой переработки нефти, нужна значительная модернизация действующих предприятий, требующая финансовых вложений. Какие источники инвестиций вы видите?

— Наш научно-консультативный совет Парламентского собрания Союза Беларуси и России считает, что нужно объединять усилия двух стран, делать совместную программу в рамках Союзного государства. Это может быть общей задачей, поскольку в химической отрасли конкуренция будет расти, заводы, аналогичные нашим, строятся по всему миру, в том числе в тех странах, куда мы поставляем свою продукцию. Мировые тенденции нужно не только знать, но и работать на опережение. И здесь мы можем и должны конкурировать за счет интеллекта: претворять знания в производство, чтобы получать более сложные продукты. Если хотим быть глобальными игроками на этом рынке, нам обязательно нужно вступать в кооперацию с серьезными партнерами за рубежом. К счастью, мы можем предложить собственные разработки высокого уровня.

Создавая логистические и производственные цепочки, используя уникальное географическое положение Беларуси, в том числе в глобальном проекте «Один пояс — один путь», мы можем быть интересны для партнеров. Приоритетами внешнеэкономической деятельности должны стать не только работа на экспорт и привлечение финансовых инвестиций (как сейчас это делается), но и поиск технологических инвестиций. Япония, ФРГ, Южная Корея и некоторые другие страны — лидеров в химической сфере не так много. Чтобы претендовать на совместные проекты, нужно серьезно готовиться. Для этого требуется интеллектуализация отрасли.

Группа экспертов есть в концерне «Белнефтехим», но этот экспертный совет можно было бы расширить, привлекая тех, кто имеет хороший опыт в частном бизнесе, а также экспертов, работающих на стыке научных областей. Этот мозговой центр может разрабатывать стратегические подходы и содействовать подготовке проектов, чтобы предложить их нашим партнерам.

— Каким вы видите научно-технологическое обеспечение отрасли?

— Это один из ключевых вопросов, он касается всех отраслей, не только нефтехимического комплекса. Необходимы исследовательская база, альянсы заводов с учреждениями высшего образования, создание совместных лабораторий. Возможно, надо снова на новом этапе вернуться к идее создания института нефтехимии. Есть значительные перспективы и международного технологического сотрудничества. Мы можем вовлекать в работу наших российских партнеров, которые зачастую не могут найти применение тем разработкам, которые у них есть (я знаю, что у них есть готовность работать над совместными проектами, в т.ч. в рамках Российского химического общества). Целесообразно активизировать отношения с Германией, Японией, Южной Кореей. При этом нужно выделить приоритетные направления и по ним активно работать.

цитата

Предприятия переходят от выпуска полимеров к производству полимерных композитов. Композиты на основе полимеров, стекловолокна и изделия из них очень востребованы во всем мире. Например, предприятие концерна ОАО «Полоцк-Стекловолокно» почти всю свою продукцию продает зарубежным компаниям, таким как Boeing, Airbus, BMW, VW, и многим другим.

Сегодня в большинстве случаев решение крупной проблемы невозможно без междисциплинарного взаимодействия ученых. Уже трудно отделить химическую сферу от биохимии, биотехнологии или физики твердого тела. Наша организация будет вовлекать в решение задач тех специалистов, которые работают в смежных областях. Потому что те же лекарственные препараты — это частично биология, частично химия, частично медицина. И таких примеров сейчас более чем достаточно.

— В конце прошлого года вы возглавили Белорусское химическое общество. К достижению каких целей вы будете стремиться?

— Прежде всего, стоит обратить внимание на целевую подготовку специалистов. Школьное образование, университетское, специальное химическое, выход на производство, научно-технологическое обеспечение предприятий, работа на мировых рынках. У нас неплохая система подготовки кадров в химической отрасли, но она требует корректировки с учетом изменений, которые происходят в мире, а именно формирование предпринимательских способностей у студентов-химиков, адаптация к применению знаний в реальной жизни. Будем готовить рекомендации, не подрывая базовых основ, добавлять новые аспекты, необходимые на современном этапе.

Специалисты, которые ориентированы на международное технологическое сотрудничество, должны иметь опыт контактов с теми странами, которые являются для нас приоритетными. Будем содействовать направлению лучших специалистов на практики в страны, где есть наши партнеры, для того чтобы появлялись профессиональные связи. В 2018 году впервые в истории планируется проведение совместного форума Белорусского химического общества и Российского химического общества. Скорее всего, мы проведем его в сентябре в рамках форума регионов в Могилевской области.

В течение года организуем локальные мероприятия по линии Парламентского собрания союза Беларуси и России. В частности, одно из трех выездных заседаний комиссии по вопросам внешней политики запланировано в Новосибирске, где существует мощный центр химической науки. Это отделение возглавляет белорус, академик Валентин Николаевич Пармон, — именно он усиленно занимается определенными вопросами нефтехимии. На мой взгляд, перед Белорусским химическим обществом стоят задачи по координации усилий ученых и производственников, привлечению частного бизнеса, развитию международного партнерства.

Научный гений Михайло Ломоносов когда-то сказал:«Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие… Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются перед очами нашими успехи ее прилежания».


Этот тезис и в те времена был актуален, а сейчас в миллион раз актуальнее. Мы должны это видеть и практически использовать: химическая сфера играет огромную роль в экономике нашей страны. Однако эту роль можно еще усилить, если грамотно спланировать свою работу.

Ольга Спехова, фото Юрия ИВАНОВА

 

02 Февраля 2018
2913
Рейтинг: 4