Поиск

Поток

СМАРТ ИЛИ НЕ СМАРТ — ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС

31 Октября 2019
Дарья Шупенька

Дарья Шупенька

Специальный корреспондент

В сентябре концерн «Белнефтехим» участвовал в международном выставочном проекте «Белорусский промышленно-инвестиционный форум».

Пульсирующая тема форума, которую обсуждали у стендов и в конференц-залах, — смарт-индустрия. Если точнее — судьба белорусского промышленного сектора в условиях цифровой трансформации экономики и развертывания 4-й промышленной революции во всем мире.

Мы собрали выдержки из выступлений спикеров. В конце статьи суммируем выводы и выясним, в чем же главные проблемы смарт-индустрии в Беларуси.

 

Дмитрий КРУПСКИЙ — начальник управления экономики инновационной деятельности Министерства экономики Республики Беларусь

Дмитрий КРУПСКИЙ — начальник управления экономики инновационной деятельности Министерства экономики Республики Беларусь:

Есть три важных вопроса. Во-первых, мы пока не можем преодолеть зависимость от поставок углеводородов. Во-вторых, последние лет десять темп роста ВВП у нас заметно ниже среднемировых показателей. В-третьих, заметно сжался научно-технический потенциал.

В условно инновационном секторе Беларуси занято 120 тыс. человек. Это мало, потому что это 2,8% от занятых в экономике страны. При наличии критической массы в 10% происходит качественное изменение в структуре кадров. Страны-соседи по производительности труда нас превосходят. Мы должны преодолеть отставание, в том числе в цифровой трансформации экономики.

Для институционального оформления цифровой экономики должны быть параллельно развернуты два процесса: инициатива снизу, что требует консолидации всех заинтересованных, и решение сверху, что предполагает проведение целенаправленной политики и наличие воли на развертывание цифровой трансформации экономики. Не до конца понятно, насколько высока самоорганизация бизнеса и кто из государственных органов возьмет на себя роль лидера перемен.

Ближайший экономический кризис мы можем ожидать в диапазоне от полугода до года. Можно смело рассчитывать на то, что темпы внедрения концепции «Индустрия 4.0» резко ускорятся во всех странах мира.

Нужен концептуальный стратегический документ. У нас на сегодня нет ни одного всеобъемлющего документа, который посвящен именно вопросам цифровой трансформации. Есть Государственная программа развития цифровой экономики, но она носит отраслевой характер. И мероприятия, выходящие за рамки компетенций минсвязи, только лоскутно и локально решают вопросы, которые требуется решать масштабно и глобально.

 

Что делать?

Министерство экономики предлагает сформировать организационный инструмент в виде платформы, подготовить соответствующие программы и привлечь внешние финансовые ресурсы.

Структура смарт-платформы в белорусском варианте — это фактически три блока и семь тематических комитетов. Первый блок — производственные компании. Те, которые имеют наибольший ресурсный потенциал (финансовый и инновационный) — фармацевтика, приборостроение, включая машиностроение, и нефтехимия. Второй — инфраструктура — технопарки, бизнес-инкубаторы и другие организации, а также эксперты, которые могут оказывать консультационно-методологическую поддержку. Третий — научно-инновационный блок. Функции секретариата предполагается возложить на министерство экономики.

По мнению Дмитрия Крупского, такая платформа поможет разработать технологические стандарты и нормативно-правовые акты для смарт-индустрии страны.

 


Справочно:

Совет по развитию цифровой экономики создан в феврале 2018 года. В цели его деятельности также входит формирование благоприятной правовой и регуляторной среды для развития национальной цифровой экономики. Представители бизнеса, присутствующие в зале, прокомментировали «Вестнику Белнефтехима», что считают создание такого рода объединения скорее «постановкой на учет» и привлечением к обязательствам, чем эффективным инструментом развития экономики.

 

 

Дмитрий ДИЧКОВСКИЙ — кандидат экономических наук, МВА, профессор Бизнес-школы ИПМ

Дмитрий ДИЧКОВСКИЙ — кандидат экономических наук, МВА, профессор Бизнес-школы ИПМ:

Мотивация и инфраструктура — эти направления актуальны не только для кадров на предприятиях, но и для системы управления этими предприятиями со стороны собственника — государства. На сферу труда влияют различные актуальные глобальные тенденции, в том числе демографическое развитие — старение общества и трудоспособного населения, сокращение населения, нехватка молодых специалистов. А также некоторые особенности общественного развития — феминизация, индивидуализация, переоценка ценностей.

Мне известно, что у некоторых сотрудников на предприятиях нет внутреннего желания развиваться. Часто слышу, что дело в возрасте. Держать себя в форме и быть готовыми учиться в 70 лет — это та смена менталитета, которая должна произойти у каждого из нас, чтобы быть полезным и нужным.

В 2020 году конкурентные преимущества и лидерство компаниям обеспечат когнитивные (ментальные) компетенции — навыки мышления и творческие способности.

Насколько опасна автоматизация, проверьте с помощью робота вашего рабочего места или вашей должности на этом сайте: https://willrobotstakemyjob.com/

 

Что делать?

Дмитрий Дичковский считает, что обеспечить производственные площадки и занятость можно с помощью интеллектуального формирования производства, инжиниринга и производственного окружения, прежде всего в свете демографических изменений и связанных с этим вызовов в организации труда в соответствии с возрастом. Кроме того, нужно создавать новые формы взаимодействия при организации труда в Smart Factory, ориентированные на качественное обогащение, интересное рабочее окружение, увеличение личной ответственности и саморазвитие. Управление отношениями с клиентами, обращение со специфическими IT-системами, IT-безопасность, междисциплинарное мышление и деятельность — это основные потребности предприятий в навыках будущих сотрудников.

 

Комментарий Дмитрия КРУПСКОГО:

цитата

— Наша система управления и хозяйствования — наследница и генетическая родственница той административно-командной системы, которая сложилась в советском периоде нашей истории. Идеология и карательный аппарат — страх и совесть — исчезли, не работают. А форма вроде осталась. Опираясь на меритократический подход (то есть власть по заслугам), нужно выдвигать тех людей, которые реально стремятся обеспечить прогресс, кто может выступить лидером. Проводить постепенное омоложение кадров. Сейчас внутри страны нужно обеспечивать, выражаясь политкорректно, «селективную модернизацию».

 

 


Справочно:

На данный момент большинство предприятий рассматривают инвестиции и персонал как ограничения применения «Индустрии 4.0», то есть потребность в инвестициях слишком высока, персонал недостаточно квалифицированный и экономический эффект нечеткий.

 

 

Максим ЗУБОВ — директор ООО «Сименс Технологии"

Максим ЗУБОВ — директор ООО «Сименс Технологии»:

Цифровая экономика — это безусловная и жесткая глобализация, соответственно, оценка проектов цифровой трансформации всегда производится по отношению к уровню мировых стандартов. Если задача классического IT — ускорять, упрощать, то задача цифровизации — изменение бизнес-модели, трансформация самого IT-сектора. 

Наиболее восприимчивы к внедрению «Индустрии 4.0» те белорусские предприятия, которые уже работают на международном рынке и чувствуют давление конкурентов. Дискретные производства, автомобилестроение, станкостроение, например, чуть более восприимчивы к новым цифровым проектам, чем непрерывные процессы вроде химии и нефтехимии. Возможно, нишевые и локальные компании пока не так остро чувствуют необходимость внедрения цифровых технологий и новых бизнес-моделей.

Цифровые технологии ставят под угрозу классические модели бизнеса. Новые международные лидеры рынка в сфере B2C являются только владельцами платформы и экосистемы (Facebook, Uber и другие). Производство в парадигме «Индустрия 4.0» подразумевает создание и выпуск индивидуализированной продукции при уменьшении ее стоимости, значительное снижение простоев и отходов, выпуск продукции с меньшим количеством дефектов и брака, снижение потребления дорогостоящих материалов, ресурсов и энергии. В Беларуси 54% населения прямо или косвенно задействовано в промышленном секторе, в США — около 20%.

 

Что делать?

Ведущие компании предлагают развивать производство с использованием цифрового двойника: сначала виртуальный продукт и виртуальное производство, а только потом реальное производство с полной автоматизацией. Такой подход к производству позволит рассчитать все параметры для успешного и быстрого вывода продукта на рынок. Также это обеспечит прозрачность потребления энергоресурсов и поможет его спрогнозировать.

 


Справочно:

Цифровой двойник — это виртуальный аналог физического объекта, основанный на применении интернета вещей. Нефтегазовые компании во всем мире используют технологии построения цифрового двойника. Например, в России такие разработки начались в 2014 году.

 

 

Виктор ХАМЕНОК — основатель и руководитель компании «Розум Роботикс»

Виктор ХАМЕНОК — основатель и руководитель компании «Розум Роботикс»:

После переноса производства в развивающиеся регионы промышленные страны осознали, что начали стремительно терять производственную экспертизу. В результате в 2010 году Германия начинает программу «Индустрия 4.0», а в Америке появляется onshoring — процесс возврата производственных предприятий назад в Америку. Отныне лозунг Америки — «сделаем Америку снова великой» (Make America Great Again). При этом промышленные страны понимают, что единственная возможность вернуть производство в страны с высокими зарплатами — это автоматизация и роботы.

Активное инвестирование в вузы и производственные предприятия вызвало бурное развитие робототехники в Китае. Каждый год число установленных в Китае роботов увеличивается на 20—30%. В России на 10 тыс. рабочих работают три робота, при этом 70% роботов осуществляют сварочные работы.

Стоимость производства роботом равна стоимости электроэнергии и примерно равна и в Китае, и в Америке, и в Беларуси. Окно возможностей для стран с дешевой рабочей силой, в частности для Беларуси, стремительно «схлопывается».

По моим оценкам, на модернизацию производства у нас остается буквально 5—10 лет, после чего технологическое отставание от мировой экономики станет критическим.

 


Справочно:

Аналитики говорят, что за следующие десять лет ожидается увеличение числа коллаборативных роботов в сто раз. Срок окупаемости кобота в Европе при работе в одну смену составляет менее года, а стоимость человеческого труда растет.

 

Что делать?

Виктор Хаменок предлагает развивать и внедрять коллаборативную робототехнику (это небольшие роботы размером с человеческую руку или чуть больше, которые могут поднимать примерно такой же вес, как и человек). Благодаря своим небольшим размерам и скоростям такие роботы абсолютно безопасны для человека. Это позволяет делать частичную автоматизацию: ряд простых операций на конвейере выполняет кобот (коллаборативный робот — Прим. ред.), а люди занимаются сложноавтоматизируемыми операциями. Обучение кобота может провести мастер участка или рабочий. При этом кобота можно руками переносить с участка на участок в случае изменения производственного плана. Внедрение кобота доступно силами самого предприятия.

 


Таковы экспертные мнения. Нужно сказать, что выступления спикеров конференции вызвали в зале довольно оживленную дискуссию об образовании и кадрах. Сложилось впечатление, что это и есть главная проблема развития цифровой экономики в стране. Но ведь в Беларуси и сейчас готовят достойные кадры. Согласно опубликованным рейтингам из 30 тыс. вузов по всему миру БГУ регулярно входит в топ-500. В первой тысяче находится и БНТУ. По словам одного из спикеров, Беларусь — уже «парник» специалистов для близлежащих государств: России, Польши, стран Прибалтики и ЕС.

Создание отдельно выделенной системы высшего образования, в том числе для управленцев, ничего не решит. Пока выпускники и специалисты, владеющие обширными знаниями и высокими технологиями, не найдут внутри страны себе применение, а работающие на предприятиях сотрудники не примут как факт необходимость постоянного самообучения и совершенствования навыков, о смарт-индустрии и цифровизации экономики Беларуси можно только рассуждать на форумах и конференциях.

 

ФОТО Виктория Анискевич-Клопоцкая, УП «Экспофорум»

 


 

Самое интересное в белорусской нефтехимии всегда на нашем Telegram-канале. Присоединяйтесь!

 

 

Смарт-индустрия Индустрия 4.0 Цифровая экономика Цифровой двойник
31 Октября 2019
2538
Рейтинг: 4