Поиск

Поток

Белорусские композиты широкого спектра

19 Марта 2019
Наталья Нияковская

Наталья Нияковская

Заместитель главного редактора
Белорусские композиты широкого спектра

Строительство завода по производству композитных материалов и изделий из них начнется в Китайско-Белорусском Индустриальном парке «GreatStone» в июне 2019 года. Этот инвестиционный проект реализует НП ООО «Композитные конструкции».

Общая сумма инвестиций составит 220 млн евро. По завершении проекта планируется ежегодно выпускать 15 850 т продукции, сумма продаж прогнозируется более 170 млн долларов (с НДС).

С генеральным директором компании «Композитные конструкции» Виктором ГУРИНЫМ мы поговорили о производстве, уникальном для Беларуси по набору компетенций и технологий, о роли в этом проекте композитного кластера, созданного на базе ОАО «Полоцк-Стекловолокно», и о перспективах развития рынка композитов.

 Генеральный директор компании «Композитные конструкции» Виктор ГУРИН

Единый центр компетенций

Компания «Композитные конструкции» — это деловой альянс четырех структур. По 15% в ее уставном капитале имеют Белорусский инновационный фонд, который участвует в проекте согласно распоряжению Президента Республики Беларуси, немецкая машиностроительная фирма «Диффенбахер» и СЗАО «Компания по развитию индустриального парка», 55% принадлежит ООО «ЭнерджиЭфишиенсиИнвестЕвразия» (Германия).

Предприятие, которое НП ООО «Композитные конструкции» готовится создать под Минском, Виктор Гурин называет одним из трех столь масштабных проектов в мире. В его состав войдут научно-исследовательский центр с возможностью реализации полного комплекса прикладных исследований в области полимерных композиционных материалов и промышленное предприятие по выпуску изделий из полимерных композитов. На площадях завода будут собраны все современные технологии, которые применяются в мировой практике. Наличие исследовательского центра позволит аккумулировать разработки ученых в области материаловедения и композитных технологий, а также создать опытно-внедренческую площадку для их реализации на производстве.

цитата

— Аналогичные по масштабу производства проектируются сейчас только в Канаде и Южной Корее, — говорит генеральный директор. — Фактически впервые в Беларуси формируется единый центр компетенций в области композитных материалов, тесно взаимодействующий с академическими и образовательными учреждениями (БГТУ, НИИ металлополимерных систем имени Белого) и промышленными предприятиями.

 

Сейчас проект находится на предынвестиционной стадии. В процессе реализации предусмотрены два этапа. Стоимость первого, который планируется начать в июне, — 138,6 млн евро. Производственный корпус, включая офисную часть, административное здание и лабораторию, займет около 25 000 м2. Архитектурный проект уже получил положительное заключение Государственной экологической экспертизы и Главгосэкспертизы.

На первом этапе после завершения строительства зданий и сооружений, а также устройства всех коммуникаций и инженерных систем в корпусе установят основное оборудование. Оно обеспечит сбалансированное производство практически всех типов изделий. Дополнительное и вспомогательное оборудование позволит полностью задействовать основные линии. Параллельно будет идти проектирование, инжиниринг деталей и оснастки.

Начало серийного производства изделий на мощностях первой очереди завода запланировано на середину 2020 года. По словам Виктора Гурина, плановый объем выпуска продукции на данном этапе предполагается в объеме 8 780 т в год.

В целом производственная площадка создаваемого предприятия займет площадь 10,2 га, в том числе под все цеха и административно-бытовые помещения отводится 35 000 м2. Будет создано около 340 новых высокотехнологичных рабочих мест. Доля акционеров в бюджете строительства составляет 20%, остальные 80% — заемные ресурсы на условиях проектного финансирования. Реализовать проект предполагается до 2022 года. Плановый срок его окупаемости — 10 лет.

 

С небес на землю

Изделия из углепластика и стеклопластика можно встретить не только во всех отраслях промышленности, но и в быту.

цитата

— Композит — это материал, состоящий из двух и более компонентов, которые усиливают и дополняют свойства друг друга, — поясняет Виктор Гурин. — В его основе лежит пластичная матрица из полимера, термопластичного (размягчающегося при нагреве) или термореактивного (затвердевающего). Ее армируют волокнами либо тканями различной природы — стеклянными, углеродными, синтетическими или натуральными. Композиты — это уникальные материалы. Широкий спектр используемых компонентов, а также управление структурой материала дают неограниченные возможности по оптимизации свойств изделий под конкретные условия эксплуатации. Использование автоматизированных технологических линий «Диффенбахер» с гибкими настройками параметров позволяет обеспечивать воспроизводимость качества продукции при серийном выпуске как простых изделий, так и сложных конструкций из различных видов сырья и материалов.

В качестве примера Виктор Гурин демонстрирует небольшую ребристую панель. Очень легкую и на вид хрупкую. Однако ни сломать, ни разбить, ни тем более деформировать ее практически невозможно. А все потому, что эта деталь выполнена из углеродного композита и отличается высокими прочностными характеристиками. Современные технологии позволяют одной деталью заменить габаритные сборочные узлы, устранить необходимость дополнительной сборки, снизить массу и увеличить технико-экономическую эффективность производства при улучшении эксплуатационных свойств продукции. 

Виктор Гурин демонстрирует элемент автомобильного кузова, выполненный из композитного материала
Виктор Гурин демонстрирует элемент автомобильного кузова, выполненный из композитного материала

Армирующие материалы для композитных материалов:

— стеклянные волокна (ровинги);

— стеклянные ткани/маты;

— углеродные волокна;

— натуральные волокна;

— базальтовые волокна. 


В авиации композитные материалы применяются с 40-х годов прошлого века. На сегодня их доля в некоторых образцах, например в Boeing 787 Dreamliner, достигает 50%. Композитные материалы идеально подходят для изготовления обшивки, руля высоты и руля направления, обтекателей, воздухозаборников и т.п. Будучи легкими по весу и экономичными по стоимости, композиты позволяют и уменьшить вес всего самолета, и снизить его стоимость, и в то же время усилить прочностные свойства его деталей. Так, благодаря замене элементов крепления лопастей к ротору на стеклопластиковые в некоторых моделях вертолетов масса деталей была снижена на 40%, а стоимость — в 2,5 раза.

В 60-х годах прошлого века одними из первых стеклопластиковых деталей, примененных в ракетной технике, стали корпуса двигателей боевых ракет. Дальность таких ракет увеличилась с 1 500 до 4 000 км. Сейчас доля композитных материалов в некоторых типах ракет доходит до 85—90% от общей массы.

В конструкции космического аппарата доля композитов достигла 20%.  А при уменьшении веса всего на 1 кг экономическая выгода при производстве корабля составляет от 10 000 до 50 000 долларов.

цитата

— Основным направлением деятельности нашего завода станет выпуск деталей из композитных материалов для транспортного машиностроения — автомобилей, тракторов, специальной техники, — рассказывает Виктор Гурин. — Набор технологий проекта позволит выпускать как относительно простую деталь, например, крышку багажника или защиту колесных арок, так и сложнейшие комплексные изделия — кузов легкового автомобиля либо кабину грузового. Гибкость и вариативность производственных  решений позволят выпускать широкий спектр и товаров повседневного спроса — от кухонных моек и чемоданов до кровельных покрытий и ступенек эскалатора.

 

Конкурентное преимущество — местное сырье

В основу деятельности нового завода закладываются процессы прямого формования прессовыми линиями «Диффенбахер» с тремя самыми передовыми технологиями, не имеющими аналогов в Беларуси и России.

Технология SMC предназначается для видовых изделий с повышенными требованиями прочности, жесткости и качества поверхности с возможной последующей окраской. Речь о бамперах, дефлекторах воздуха, элементах дверей, облицовке, компонентах корпуса и внутренних элементах кабины автомобиля, кухонных раковинах, листах кровли, корпусных деталях бытовой техники. Так, в последних моделях грузовых автомобилей, сконструированных в Европе, используется до 180 кг деталей из SMC.

Технология LFT-D подходит для изделий со сложной конфигурацией поверхности из материалов со средними показателями прочности и жесткости, но высокой ударной вязкостью, стойкостью ко всем видам агрессивных сред. Это — защитные кожухи, крышки, брызговики, приборные панели, ступени эскалатора, контейнеры, лотки, георешетки.

Технологии HP-RTM и влажной формовки необходимо применять для изделий со сложной конфигурацией поверхности и повышенными характеристиками прочности и жесткости, высоким качеством поверхности с возможной последующей окраской, стойкостью ко всем видам агрессивных сред. Как вариант — для высоконагруженных деталей, элементов несущего каркаса, корпусных изделий, ремонтных муфт, запорных устройств. Например, кузов BMW 7-й серии на 130 кг легче предыдущей модели за счет деталей, армированных углеволокном по технологиям HP-RTM и влажной формовки.

В качестве основных матричных материалов будут использоваться полиэфирные смолы (для термореактивных рецептур) и полипропилен (для термопластичных рецептур).

— Это позволит применять в проекте и продукцию белорусских химических производств, — подчеркивает Виктор Гурин. — Так, стеклоровинг в качестве основного армирующего материала планируем закупать в ОАО «Полоцк-Стекловолокно». Мы уже испытали это сырье, его качество и свойства одобрили наши западные партнеры.

К слову, НП ООО «Композитные конструкции» в числе первых поддержало идею о создании на базе ОАО «Полоцк-Стекловолокно» композитного кластера. Виктор Гурин присутствовал на церемонии подписания соответствующего соглашения:

— Мы заинтересованы в том, чтобы композитная отрасль развивалась, а в этом вопросе без взаимной поддержки было бы трудно. Композитный кластер объединил не просто единомышленников, а производителей, поставщиков сырья и научных сотрудников. Концерн «Белнефтехим» ведет дальновидную политику: потребность в композитных материалах растет с каждым годом, их использование дает значительный экономический эффект, а экспорт — гарантированные поступления в бюджет.

Технологии, применяемые в ООО «Композитные конструкции»


Потребность в композитных материалах растет с каждым годом. Их преимущества:

- низкий вес (по сравнению со сталью и другими популярными металлами);

- пластичность, прочность, упругость, высокая стойкость к напряжениям на разрыв;

- возможность получения уникальных характеристик в каждом конкретном случае.Ваш текст


Тренды и перспективы

По информации аналитиков НП ООО «Композитные конструкции», мировой выпуск композитных материалов ежегодно увеличивается в среднем на 7,5%.В 2025 году мир будет потреблять 20 млн т композитов, что в суммарном выражении составит 143 млрд долларов.

Белорусские предприятия транспортного машиностроения каждый год используют более 1 млн т стали. Значительную часть этого объема можно с сохранением либо улучшением конструктивных показателей экономически эффективно заменить композитами. Ориентировочная оценка потребности предприятий министерства промышленности Республики Беларусь в таких материалах составляет 15 450 т. Потребность субъектов хозяйствования Российской Федерации в изделиях из композитов согласно дорожной карте «Развитие отрасли производства композитных материалов» к 2020 году достигнет 220 тыс. т.

цитата

— Растущий спрос на материалы для выпуска композитов станет стимулом для развития новых направлений в отечественной промышленности, — убежден Виктор Гурин. — Кроме того, производство изделий из композитов обеспечит дополнительный приток инвестиций в экономику страны и высокую добавленную стоимость, превышающую европейские показатели в аналогичных отраслях.

 

 Фото Наталья Нияковская

 

Композитные конструкции GreatStone Композиты Виктор Гурин
19 Марта 2019
6604
Рейтинг: 4