Поиск

Поток

Ассортимент отечественных полимерных композитов расширяется

23 Августа 2023
Светлана Сабило

Светлана Сабило

Обозреватель

Давний партнер предприятий концерна «Белнефтехим» — Институт механики металлополимерных систем имени В.А. Белого Национальной академии наук Беларуси. Благодаря исследованиям и разработкам, проводимым в организации, расширен ассортимент отечественных полимерных композитов и изделий из них, налажено серийное производство ряда материалов на заводах концерна. В этом году институт шестой раз занесен на Доску почета НАН Беларуси за достижение наиболее высоких показателей в научной, научно-технической, инновационной, производственной и социальной деятельности. Медалью Франциска Скорины награжден директор ИММС — член-корреспондент НАН Беларуси, доктор технических наук, профессор Андрей Григорьев.

— Андрей Яковлевич, можно сказать, что институт процветает в это сложное время? 

— Сейчас у нас много работы. За два квартала удалось более чем на 2/3 выполнить годовой план социально-экономического развития института, объем экспортных поставок уже превысил прогнозный показатель 12 месяцев. В ИММС развивается не только фундаментальная, но и прикладная наука, функционирует лабораторно-технологический отдел, где мы изготавливаем опытно-промышленные партии разрабатываемых материалов. Наша организация занимается инновационной деятельностью, но на налоговом обложении это не отражается. Сейчас дотации из госбюджета составляют 17%, а средства от договорных работ — 83%. При этом налоги с заработанных денег превышают сумму, которую мы получаем из госбюджета.

В портфеле института почти 2 500 патентов на изобретения, более 200 технических условий на выпуск полимерных композиционных материалов. Апробация проводилась в промышленных условиях, часть использовалась, а другая, как говорится, лежала на полке и ждала своего часа. В рамках глобального разделения труда производственникам было проще покупать технологии «под ключ». Но в условиях санкций оказалось, что обратиться не к кому, кроме отечественных разработчиков.

И у нас сразу увеличилось количество заказов от белорусских и еще больше от российских предприятий. Сегодня специалисты производственной сферы обращаются в наш институт со стандартным вопросом: можно ли изготовить аналог полимерного материала или детали?

В результате та часть разработок, которая раньше не находила применения, стала востребованной. Причем больше всего в нефтехимии. Например, до недавнего времени в отрасли использовались сетчатые фильтры буровых растворов американского производства, теперь их заменит отечественная продукция, полученная в результате совместной работы ученых ИММС и специалистов «Белоруснефти». Вероятно, нам придется разворачивать новый производственный участок, чтобы выполнить заказ. Продолжается партнерство с ОАО «СветлогорскХимволокно» по композитным материалам серии «Флувис». Совместно с ОАО «Гродно Азот» внедряем модификаторы ударной прочности — добавку к композитам на основе полиамида. Этот материал мы разработали довольно давно и уже наладили его производство в Китае. Сейчас ведем переговоры о возможности реализации аналогичного проекта на базе филиала «Завод Химволокно» ОАО «Гродно Азот».

— Хотелось бы узнать подробности сотрудничества с Китаем.

— Институт организовал в городе Цзинянь провинции Шаньдун промышленный участок по выпуску ударопрочного полиамида. Недавно я летал в эту страну на сдачу объекта и выступал с отчетом о нашей работе на конкурсе совместных проектов науки и промышленности, проводимом правительством провинции. Без ложной скромности отмечу, что взаимодействие института с китайскими партнерами признано в провинции достойным подражания. Наш восточный партнер уже выпускает каски из ударопрочных материалов для велосипедистов и строителей. Было непросто запустить производство в КНР, но сделать это удалось довольно быстро. Время сегодня такое, что нужно действовать оперативно, максимально сокращать бюрократические процедуры.

Обсуждение планировки участка для выпуска разработанного в ИММС нового полимерного композиционного материала с президентом компании «Хуалин» Ван Чжобо

— Сейчас у молодежи на пике популярности программирование. Насколько перспективна, на ваш взгляд, карьера химика?

— Думаю, нехватка на рынке труда программистов — временное явление. Кстати, в западных странах у них не самый высокий заработок. Мне тоже приходилось заниматься программированием на заре научной деятельности, участвовать в создании специализированного программного обеспечения, которое даже имело коммерческий успех. Это интересно до 35—40 лет. Затем либо ты становишься руководителем проектов, либо уходишь в другую профессию. Скажу прямо: по моему мнению, у программистов нет таких заманчивых перспектив, как у научного сотрудника.

Мне нравится научная деятельность. Можно заниматься тем, что никто до тебя не делал, и так, как никто не пробовал. Это высокоинтеллектуальная творческая работа. Когда идешь к результату год-другой, и, наконец, все получается, то испытываешь невероятное чувство счастья, так называемый восторг творца.

Образец продукции из созданного в ИММС полимерного композита — строительная каска

Молодежи рекомендую обратить внимание и на производство. После окончания авиационного техникума я начинал трудовую деятельность токарем на авиационном заводе. Более того, когда оканчивал институт, долго колебался с выбором: пойти в науку или на завод инженером. Сейчас очень не хватает рабочих-станочников, технологов, большой недостаток инженерно-технического персонала, конструкторов. Причем они востребованы во многих странах.

— Что нужно делать для того, чтобы не прерывалась преемственность научной деятельности, развивалась фундаментальная наука?

— Сложно ответить на этот вопрос. Считаю, должна быть заинтересованность и предприятий. Чтобы стимулировать, можно, например, финансировать науку через производство, направляя на заводы определенные средства из госбюджета. Тем, кто их тратит и внедряет научные разработки, следует повышать налоговые вычеты. Напомню, во времена Советского Союза 2% прибыли предприятия должны были тратить на науку, поэтому они сами предлагали ученым темы и были заинтересованы во внедрениях. Сегодня это особенно актуально. Ведь страна фактически отрезана от западного инвестиционного пространства. Нужно развивать свою научную мысль. Все наши разработки делаются не один год и появляются не внезапно. То, что используется сегодня, начинали создавать еще наши учителя.

Радует, что сейчас производители проявляют интерес к отечественной науке. Совместная работа приносит пользу не только нам, но и экономике страны в целом.

Члены белорусско-китайской команды после успешного испытания линии по выпуску разработанного в ИММС полимерного композита

— При этом в Беларуси создано крепкое химическое производство. Вы как-то сказали, что мы — полимерная страна.

— «Гродно Азот», «СветлогорскХимволокно», «Могилевхимволокно» — это крупнейшие предприятия, которые по объемам выпуска ориентировались на весь Советский Союз. И переработка в нашей стране тоже создана, в качестве примера приведу Борисовский завод пластмассовых изделий. Мы выпускаем и используем достаточно большое количество полимеров. Но другое дело, что номенклатура их не очень широкая и в последнее время она сократилась. Нам даже пришлось остановить из-за этого изготовление востребованных на рынке подрельсовых амортизирующих прокладок. К тому же много полимерных материалов «выпало» из производства в России.

В Беларуси не выпускается полиэтилен низкого давления. Да, это дорогое удовольствие, но существуют два пути развития. Один связан с валовым производством продукции, когда низких цен достигают за счет больших объемов выпуска. И есть направление малотоннажной химии, когда малыми партиями изготавливают не широко известные пластики, а, например, полиимид. По сути, это новый космический полимерный материал, обладающий уникальными свойствами, — самый термостойкий и очень прочный. Мировой объем его выпуска небольшой, составляет пару тысяч тонн. Учитывая, что стоимость полиимида достигает несколько сот долларов за килограмм, может получиться хороший бизнес даже при сравнительно малом объеме выпуска. А изготовление композитов на его основе запускает мультипликативный эффект.

Разумеется, прежде чем браться за малотоннажную химию, необходимо просчитать стратегию производства. Да и сам синтез — задача нетривиальная. Базовые полимеры, которые выпускаются в стране, — это большое достижение. Но хотелось бы расширить их номенклатуру для решения задач в машиностроении, строительстве и т.п. 

Переговоры о результатах и перспективах международного сотрудничества с заместителем мэра Цзинянь госпожой Ян Ли

— Год назад вы критиковали слишком резкие попытки заменить полимеры на биоразлагаемые материалы. Ваше мнение не изменилось?

— По-прежнему убежден: заменить все и сразу нельзя, не нужно и невозможно. Как вы думаете, что самое главное в колбасе? Нет, не мясо, как мне сказали специалисты. В Беларуси с мясом все отлично. Оказывается, очень важна оболочка. Часть ее номенклатуры белорусские компании покупали за рубежом. Теперь нет такой возможности, но спрос на рынке громадный. Натуральной оболочки тоже не хватает. Кстати, срок хранения в ней мясной продукции — до трех дней, а в полимерной — до десяти. А это уже серьезная экономика.

Для решения проблемы наш институт взялся разрабатывать полимерную колбасную оболочку. Мы сделали несколько прототипов. В них до пяти слоев, и все обладают определенными функциями, в частности не дают проникать кислороду, пару, но пропускают CO2 и т.д. Ученые ИММС разработали также дымопроницаемую полимерную оболочку для копчения.

Подчеркну, сегодня мы заняты ситуативной проблемой импортозамещения. Выпал поставщик — срочно нужна замена. Мы не решаем фундаментальную задачу как разработчики биоразлагаемых оболочек. В перспективе, наверное, упаковка будет именно такая. Однако созданная в ИММС оболочка не станет причиной бедствия окружающей среды, в бытовом мусоре всего 6% полимеров, остальное — это бумага, стекло, пищевые отходы. Идти сейчас слепо за западными странами, которые запретили полиэтиленовые пакеты, считаю не очень разумным. Там перерабатывают от 70% до 90% полимеров, находящихся в бытовом мусоре. Оставшиеся 10—30% пока невозможно использовать вторично, их можно «победить» только за счет прекращения производства. В нашей стране совсем другая ситуация. Прежде всего необходимо довести сбор и переработку пластиковых отходов до тех самых 70—90% с сегодняшних 30%.

Напомню, ИММС разработал технологию рециклинга, позволяющую смешивать несовместимые полимеры и получать из них прочные изделия. На ее основе мы создали плитку для грунтовых покрытий, выдерживающую большие нагрузки. Изучив экономическую составляющую проекта, поняли, что институту реализовать требуемые объемы не по силам, поэтому решили продать лицензию. Ее покупатель намерен вложить в это дело крупные инвестиции и развивать новое производство в стране.

— Ваш прогноз на ближайшее время?

— Уже сегодня видно, что отечественная промышленность переключилась на внутренний рынок. Да, было тяжело первые три-пять месяцев после введения санкций, для некоторых трудности длились около года, пока не выстроились новые логистические цепочки поставок и продаж. Мы тоже налаживали экспорт своей продукции в Китай. ИММС работает, образно говоря, в две смены. Не сомневаюсь, что в ближайшие несколько месяцев удастся выполнить годовой план развития. Мои прогнозы оптимистичны, если говорить о деятельности нашей организации. А в мире идут тектонические изменения. Возврата к прежнему не будет. Учитывать нужно, в первую очередь, потребности страны и опираться только на собственные силы. 

ФОТО Виктория Анискевич-Клопоцкая, архив журнала «Вестник Белнефтехима»

НАН Беларуси Полимеры Андрей Григорьев
23 Августа 2023
1173
Рейтинг: 4