Поиск

Поток

БЕЗОПАСНЫЙ ПУТЬ ТОПЛИВА

25 Августа 2020
Игорь Рубан

Игорь Рубан

Любое из подразделений нефтепродуктообеспечения РУП «Производственное объединение «Белоруснефть» — это сложный многоступенчатый механизм, который требует взвешенных подходов к организации производственных процессов и повышенных мер безопасности. На примере РУП «Белоруснефть-Брестоблнефтепродукт» рассказываем о том, какой путь проходят нефтепродукты от нефтебазы до АЗС.

На вопросы журнала отвечает директор предприятия Василий КОЗОДОЙ.

РУП «Белоруснефть-Брестоблнефтепродукт» директор предприятия Василий КОЗОДОЙ

 

— Василий Петрович, насколько сложен путь нефтепродуктов от нефтебазы РУП «Белоруснефть-Брестоблнефтепродукт» до колонки на АЗС?

— На склады хранения РУП «Белоруснефть-Брестоблнефтепродукт» нефтепродукты поступают от нефтеперерабатывающих заводов ОАО «Нафтан» и ОАО «Мозырский НПЗ». Лабораторный контроль качества нефтепродуктов осуществляется по всей цепочке их движения, в тмо числе на складах хранения аккредитованной лабораторией предприятия с выдачей паспорта качества.

При приеме нефтепродуктов на склады хранения перед сливом в резервуары из транспортной тары (железнодорожной, автомобильной цистерны, нефтеналивного судна) отбирается проба. Устанавливается соответствие прибывшего нефтепродукта по показателям качества требованиям ТНПА, указанным в документах завода-изготовителя. Перевозка нефтепродукта на АЗС осуществляется автомобильным транспортом. Каждая секция автоцистерны сопровождается паспортом качества на резервуар, из которого произведен налив. Не реже одного раза в месяц лаборатория предприятия осуществляет отбор проб из всех резервуаров АЗС для проведения контрольных испытаний в целях недопущения реализации нестандартных нефтепродуктов.

Терминал  и АЗС № 50 Брестоблнефтепродукт
Терминал и АЗС № 50

 

— Какие объемы потребления нефтепродуктов обеспечивает предприятие, кто основные потребители и как формируется логистика?

цитата

— Основными оптовыми потребителями нефтепродуктов являются предприятия агропромышленного комплекса Брестской области. Отпуск нефтепродуктов оптовым клиентам производится с трех складов хранения нефтепродуктов — в Кобрине, Пинске и поселке Бернады, а также с четырех терминалов налива бензовозов — в Столине, Барановичах, г.п. Ружаны Пружанского района и деревне Лахва Лунинецкого района.

 

— В прошлом году произведена пробная доставка дизельного топлива из Мозыря водным путем. Насколько оправдан и безопасен этот маршрут и будет ли он использоваться в дальнейшем?

— Выстраивая логистику доставки нефтепродуктов с нефтеперерабатывающих заводов на склады хранения, мы в ноябре 2019 года оценили возможность перевозки нефтепродуктов внутренним водным транспортом. В сотрудничестве с РУЭСП «Днепро-Бугский водный путь» выбрали маршрут доставки дизельного топлива из Мозыря в Брест и доставили водным транспортом 350 т дизельного топлива. Примечательно, что на территории Беларуси регулярные перевозки нефтепродуктов водным транспортом до недавнего времени не осуществлялись.

Прием нефтепродуктов ведется из наливных устройств по трубопроводу от баржи-танкера с причала в автоцистерны с дальнейшей доставкой на АЗС предприятия.

цитата

В 2020 году дважды опробована новая транспортно-логистическая схема доставки нефтепродуктов по маршруту Мозырь — Пинск — Брест — Мозырь. Только за один кругорейс по воде можем доставить 1 500 тонн, но первый был с половинной загрузкой из-за низкой воды. А общее время доставки нефтепродуктов по данному маршруту с учетом погрузки и разгрузки нефтеналивных барж составляет 15 суток.

 

Перевозка нефтепродуктов водным транспортом по Днепро-Бугскому водному пути
Перевозка нефтепродуктов водным транспортом по Днепро-Бугскому водному пути

 

— Как организована работа на складах хранения нефтепродуктов в плане безопасности?

— В 2015 году в составе РУП «Белоруснефть-Брестоблнефтепродукт» было пять нефтебаз, относящихся к группе стратегических складов. Сейчас у нас три склада хранения нефтепродуктов (СХН).  Модернизирован фронт налива светлых нефтепродуктов на СХН Пинск. Вместо выведенного из эксплуатации склада хранения построен терминал, состоящий из наливного пункта на АЗС № 22 с автоматизированной системой налива с установкой дозирования присадок, контейнера дозированной выдачи масел и заглубленного резервуарного парка в городе Барановичи.

На СХН Бернады независимо от существующих систем безопасности видеонаблюдения, пожарной автоматики и пожаротушения, автоматизированной системы управления технологическими процессами, автоматизированных систем налива нефтепродуктов в автоцистерны, контроля загазованности проведена модернизация технологической схемы. Увеличен резервуарный парк до 13 700 м3. Установлена система рекуперации паров, усовершенствована система контроля уровня нефтепродуктов в резервуарах. Валовой выброс загрязняющих веществ после установки рекуперации составляет всего 1,4 т в год вместо 46 т в год.

СХН Бернады. Автоналив
СХН Бернады. Автоналив

 

В 2020 году здесь реализован проект по модернизации технологической схемы в целях увеличения номенклатуры отпускаемых нефтепродуктов, решен вопрос о приеме, хранении и отпуске автобензина АИ-95-К5-Евро.

Кроме того, началась реконструкция СХН Кобрин со строительством новой станции полуавтоматического налива светлых нефтепродуктов. Установка рекуперации позволит снизить объем выбросов загрязняющих веществ на 112 т в год.

Все склады хранения находятся под надежной охраной сотрудников Департамента охраны МВД. Безопасная эксплуатация технологического оборудования и систем, своевременное и качественное обслуживание, ремонт и поверка являются результатом совместных действий работников предприятия и обслуживающих организаций ГП «Белоруснефть-Промсервис» и ПУ «Белоруснефть-Связьинформсервис».

цитата

Автоматизация производственных процессов, внедренная на каждом этапе движения нефтепродуктов на складе, позволяет взвешивать вагоно-цистерны на железнодорожных весах с отражением в АИС «Мониторинг». Автоматизированная система управления контролирует безопасное выполнение технологических операций и формирует данные о движении нефтепродуктов, сводя к минимуму участие оператора. Важным фактором безопасной работы складов являются теоретическое обучение и практическая подготовка работников.

 

 

— Какие особенности подготовки персонала к работе в опасных условиях?

— Автозаправочные станции и склады хранения нефтепродуктов относятся к потенциально опасным объектам. К подготовке персонала для работы на данных объектах предъявляются особые требования. В учреждениях профессионально-технического образования учебная дисциплина «Охрана труда» преподается в объеме не менее 60 часов, а при обучении непосредственно в организации — не менее 20 часов. Продолжительность производственного обучения по профессиям рабочих, занятых на работах с повышенной опасностью, устанавливается не менее 12 рабочих дней, а на других работах — не менее четырех рабочих дней.

цитата

Для допуска к самостоятельной работе на объектах предприятия недостаточно подготовки по профессии. Каждый вновь принятый рабочий, а также сотрудник, имеющий перерыв в работе более одного года, должен пройти стажировку не менее 12 дней с последующей проверкой знаний по вопросам охраны труда и техники безопасности.  

 

Предприятие уделяет большое внимание обучению персонала работе в опасных условиях в ходе реализации программ непрерывного образования взрослых. Постоянно проводятся занятия по пожарно-техническому минимуму, по безопасности проведения погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном и железнодорожном транспорте, а также огнеопасных работ.

Управление повышения квалификации РУП «Производственное объединение «Белоруснефть» в рамках обучения мастеров автозаправочных станций организует занятия по безопасному проведению всех видов работ на АЗС.

В настоящее время в сложной эпидемической ситуации мы продолжаем обучение своих работников в форме вебинаров, с использованием интернет-ресурсов.

 

— С какой периодичностью проводится проверка безопасности объектов и кто ее контролирует?

— Руководитель трудового коллектива ежедневно проверяет и контролирует соблюдение требований промышленной, пожарной и электробезопасности, технического состояния объекта в части сохранности ТМЦ, безопасности персонала и охраны труда. Ежемесячно начальник участка АЗС, начальник управления розничной торговли, начальник склада хранения нефтепродуктов, начальник цеха эксплуатации складов хранения нефтепродуктов осуществляют проверки и контроль в структурных подразделениях. Вопросы контроля и ответственности закреплены в их должностных инструкциях. Периодический контроль проводит постоянно действующая комиссия по безопасности труда. В проверках на объектах принимают участие общественные инспекторы профсоюза по охране труда. Кроме того, на опасных производственных объектах (АГЗС, ГНС) ежеквартально проводится контроль состояния промышленной безопасности лицами, ответственными за осуществление производственного контроля.

— Какие особенности обучения и переподготовки персонала АЗС? Как отрабатываются внештатные ситуации (неадекватное поведение, угрозы, нападение)?

цитата

— АЗС — это объект повышенной пожарной и взрывопожарной опасности. Но она также может стать объектом посягательства криминальных элементов. Персонал обучается действиям по предупреждению и ликвидации аварийных ситуаций, пожаров, инцидентов и аварий, в том числе отрабатываются действия по оповещению производственно-диспетчерской службы, руководства предприятия, специальных служб и аварийно-спасательных подразделений, умение применения первичных средств пожаротушения. Все работники ежегодно проходят обучение по соответствующей программе пожарно-технического минимума со сдачей зачетов и получением талона о прохождении подготовки.

 

В целях предупреждения противоправных действий посторонних лиц проводятся организационно-технические мероприятия по обеспечению безопасности персонала и сохранности товарно-материальных ценностей. Обеспечена работа систем видеонаблюдения, освещения территории и входных дверей с включением света от датчиков движения, установлены «глазки» в дверях эвакуационных выходов. На отдельных объектах установлены бронированные витринные стекла.

На каждом объекте установлена охранная сигнализация, имеются как стационарная кнопка тревожной сигнализации для вызова сотрудников Департамента охраны МВД, так и переносные брелоки. Периодически проводятся учебно-тренировочные занятия по методам и способам обеспечения безопасности. Для нас главное — жизнь и здоровье наших работников, поэтому инструктируем и учим персонал спокойно действовать в экстремальных ситуациях.

— Перевалка нефтепродуктов от нефтебазы до бака клиента полностью исключает человеческий фактор?

Человеческий фактор полностью исключить нельзя. Но на предприятии планомерно проводятся модернизация и обновление технологического оборудования, автоматизируются технологические процессы движения нефтепродуктов от нефтебазы до бака автомобиля клиента, что позволяет минимизировать влияние человеческого фактора.

 

ФОТО РУП «Белоруснефть-Брестоблнефтепродукт»

 

 

 

Белоруснефть Брестоблнефтепродукт Василий КОЗОДОЙ Нефтебаза Нефтепродукты Водный транспорт
25 Августа 2020
3424
Рейтинг: 4