Поиск

Поток

ИНВЕСТИЦИИ В «ДРУЖБУ»

14 Октября 2019
Наталья Нияковская

Наталья Нияковская

Заместитель главного редактора

В основе технического развития ОАО «Гомельтранснефть Дружба» — наращивание мощностей и обновление.

Модернизация самого большого в Беларуси нефтехранилища завершится к 2022 году. В инвестиционную программу ОАО «Гомельтранснефть Дружба», утвержденную в 2018 году, включена не только реконструкция объектов устаревшего парка, но и возведение новых резервуаров. При проектировании и строительстве предприятие использует лучшие технологии, которые обеспечивают экологическую безопасность и экономное расходование сырья, материалов и энергоносителей.

Первый заместитель генерального директора — главный инженер ОАО «Гомельтранснефть Дружба» Андрей ВЕРИГО

цитата

— Наращивание мощностей и обновление резервуарного парка — доминанта технического развития предприятия, — говорит первый заместитель генерального директора — главный инженер ОАО «Гомельтранснефть Дружба» Андрей Вериго. — Объем резервуарного парка должен располагать емкостью в размере двухсуточной производительности нефтепровода.

 

Запас нефти — запас безопасности

В августе в эксплуатацию введен один из резервуаров. Он успешно прошел гидроиспытания и подключен к технологическим трубопроводам линейной производственно-диспетчерской станции (ЛПДС) «Мозырь».

ИНВЕСТИЦИИ В «ДРУЖБУ»

— Резервуар способен принять 20 тыс. м3 нефти, — рассказывает начальник ЛПДС «Мозырь» Сергей Ящин. — Построили мы этот объект в сжатые сроки — за год. Вскоре начнем еще один, тоже 20-тысячный. В следующем году планируем три таких же. Старые емкости, отслужившие свое, постепенно выводим из эксплуатации и демонтируем: освобождаем место для подъезда техники и возведения новых объектов.

 

 

ЛПДС «Мозырь» — узловая станция ОАО «Гомельтранснефть Дружба». На ее территории потоки импортной нефти объединяются с белорусской (с месторождений нефтегазодобывающего управления «Речицанефть») и тут же разветвляются. Часть направляется на запад — в Польшу и Германию, часть идет на юг — в Украину, Венгрию, Словакию, Чехию, часть нефти поступает на Мозырский нефтеперерабатывающий завод. В 1964 году, когда ЛПДС «Мозырь» была введена в эксплуатацию, в ее составе работали две насосные станции и десять железобетонных резервуаров общим объемом хранения 100 тыс. м3. По мере развития одновременно со строительством объектов станции прокладывалась и линейная часть магистральных нефтепроводов. Сейчас у ЛПДС «Мозырь» около 25 резервуаров. Их общий объем — 450 тыс. м3.

цитата

— Мы непрерывно увеличиваем емкости, — говорит Сергей Ящин. — В следующем году сможем принимать уже более полумиллиона кубометров нефти.

 

Главная особенность новых резервуаров — в конструктивном исполнении. Во-первых, они одностенные. Во-вторых, впервые в республике их закрывают купольными алюминиевыми крышами с плавающим понтоном со сроком службы более 50 лет. 

— Такая конструкция снижает нагрузку на стенки резервуара и по сравнению с традиционными резервуарными парками в десять раз уменьшает испарение легких фракций нефти в атмосферу, — поясняет Андрей Вериго. — Алюминий, который используется для изготовления понтона и кровли, отличается повышенной стойкостью к коррозии. Кроме того, весит алюминиевая конструкция гораздо меньше стальной. Это позволяет сократить затратную часть по содержанию резервуара во время эксплуатации и снизить его металлоемкость. Крыша предохраняет содержимое емкости от осадков, внешних воздействий, нагрева. А защитную функцию от разрушения резервуара выполняет обвалование. Оно сделано из доломитового щебня — это искробезопасное заграждение, которое может эксплуатироваться даже в случае выхода нефти на поверхность. Наши приоритеты — безопасность и надежность, выполнение обязательств. Сегодня к этому добавляется эффективность.

Строительство одного резервуара обходится в 6 млн рублей, или 140 долларов из расчета на 1 м3 чистого номинального объема. Этот показатель в числе лучших на постсоветском пространстве, подчеркивает Андрей Вериго. Всего на реконструкцию четырех подземных железобетонных резервуаров, построенных в 1964 году, объемом по 10 тыс. м3 и строительство пяти стальных по 20 тыс. м3 предусматривается около 50 млн рублей. 

цитата

— Наш резервуарный парк — стратегическая инвестиция в будущее ОАО «Гомельтранснефть Дружба», — говорит Андрей Вериго. — Парк должен содержать нефть в объеме, достаточном для двухдневной работы предприятия. Так, если в Польшу мы транспортируем, допустим, более 100 тыс. т в сутки, то, соответственно, в парке должно быть не менее 200 тыс. т резерва.

 

Надежный рубеж

Бесперебойную работу ЛПДС «Мозырь» обеспечивает ряд служб. В полной мере возможности одной из них — испытательной лаборатории — раскрылись во время апрельской ситуации с «грязной» нефтью. Первыми повышенное содержание хлорорганики обнаружили именно здесь.

Бесперебойную работу ЛПДС «Мозырь» обеспечивает ряд служб. Заведующая испытательной лабораторией нефти Татьяна Басько.

 

цитата

— Мы проводим физико-химические испытания пробы нефти, прокачиваемой по трубе, — рассказывает заведующая испытательной лабораторией нефти Татьяна Басько. — «Закрываем» около 11 показателей качества. Приемо-сдаточные испытания проводим каждые сутки, периодические — раз в 10 дней. Когда во время периодических мы зафиксировали повышение уровня содержания хлоридов в поступающей из России нефти, то сразу перешли на круглосуточный режим работы.

 

 

Ситуация с поступлением из России загрязненной нефти внесла коррективы в подходы по обеспечению безопасной и надежной деятельности белорусской части нефтепровода «Дружба». Подробностями делится Андрей Вериго:

— С 1 августа на нефтеперекачивающей станции (НПС) «Гомель» — первой белорусской станции нефтепровода «Дружба» на пути углеводородного сырья из российских месторождений в Западную Европу — введено дополнительное рабочее место лаборанта. Там же мы установили один из двух недавно приобретенных современных анализаторов образцов содержания хлорорганики в углеводородах, поступающих в нашу страну. Сейчас обсуждаем с концерном «Белнефтехим» вопросы строительства узла учета и измерения качества на входе трубопровода в Республику Беларусь. Это дало бы дополнительную гарантию безопасности, контроля количества и качества поступающей нефти. 

По словам Андрея Вериго, к 2021 году этот объект планируют ввести в эксплуатацию.

 

Экономическая отдача

Еще одна составляющая инвестиционной деятельности ОАО «Гомельтранснефть Дружба» — насосные станции.

В сентябре — октябре предприятие приступает к реконструкции насосной № 4 ЛПДС «Мозырь» с системой измерения количества и качества нефти. Насосная предназначена для работы в направлении Украины на участке Мозырь — Броды. Цель — повышение эффективности. Подрядчиком выступает производственное управление нефтепромыслового и специализированного строительства «Нефтеспецстрой» «Белоруснефти». Стоимость объекта — 25 млн рублей. 

цитата

— Мы планируем ввести эту станцию в эксплуатацию в 2020 году и тем самым снизить затраты по транспортировке нефти в направлении Украины примерно на 20%, — говорит Андрей Вериго.

 

По его словам, сейчас для перемещения 1 т нефти на 1 000 км предприятие тратит в среднем 11 кВт электроэнергии, на украинском направлении и того больше — около 29—30 кВт. После завершения реконструкции насосной № 4 руководство ОАО «Гомельтранснефть Дружба» рассчитывает на значительную экономию ресурсов. 

На стадии проектирования находится насосная № 1 ЛДС «Мозырь», которая обеспечит внутрибазовую перекачку. И тоже с экономической отдачей.

Внутритрубная диагностика основана на использовании автономных снарядов-дефектоскопов, движущихся под напором перекачиваемого продукта
Внутритрубная диагностика основана на использовании автономных снарядов-дефектоскопов, движущихся под напором перекачиваемого продукта

 

Что видно в дефектоскоп

Важным и актуальным вопросом для ОАО «Гомельтранснефть Дружба» всегда остается проблема обеспечения надежности и безаварийности магистральных трубопроводов. Поэтому диагностирование их технического состояния при эксплуатации входит в число первоочередных задач. Благодаря своевременному решению появляется возможность снижения потенциальной опасности и статистики аварийных ситуаций на трубопроводном транспорте.

В настоящее время предприятие проводит диагностику трубопроводов от Мозыря до границы Польской Республики с помощью специального диагностического снаряда. Внутритрубный инспекционный дефектоскоп предназначен для определения продольных дефектов в теле трубы и продольных швах, а также для обнаружения стресс-коррозий. 

цитата

— Внутритрубную диагностику мы проводим с 1995 года, — рассказывает Андрей Вериго. — Методы постоянно совершенствуются, и сейчас мы пользуемся новейшими технологиями. Например, с помощью GPS-навигатора можем определить точные координаты дефекта на линейной части магистрального нефтепровода на протяжении всего участка.

 

Всего до конца года планируется продиагностировать около 1 400 км трубопроводов, включая подводные переходы. Одновременно выполняются подготовительные работы по детальному исследованию восточного участка Гомель — Мозырь. Это еще 130 км по двум ниткам. Приступить к работам станет возможным после выбора подрядчика.

— Таким образом мы получим полную картину состояния трубопроводов и сможем сформировать новые планы по их ремонту и замене, — говорит Андрей Вериго.

Реконструкция линейной части магистрального нефтепровода — важное направление инвестиционной программы ОАО «Гомельтранснефть Дружба»
Реконструкция линейной части магистрального нефтепровода — важное направление инвестиционной программы ОАО «Гомельтранснефть Дружба»

 

Под землей и под водой

Замене трубопроводов и капитальному ремонту линейной части нефтепроводов ОАО «Гомельтранснефть Дружба» отводит значительное место в обеспечении надежной и безотказной работы магистральных нефтепроводов. Отказ от ремонта может привести к длительному простою всей системы и даже к экологическому ущербу. В первую очередь замене подлежат трубопроводы, построенные в 1963 году. При нормативном сроке эксплуатации 33 года они значительно превысили производственный лимит.

В 2019 году уже завершена реконструкция 27 км магистрального нефтепровода Мозырь — Брест, трасса которого пролегает в пойме Припяти и проходит по территории Припятского национального парка, пересекая 13 мелиоративных каналов. Во время паводка на этом участке из-за затопления возникал риск аварийной ситуации и, как следствие, возможное причинение ущерба экосистеме нацпарка. Кроме того, сдан в эксплуатацию подводный переход магистрального нефтепровода на участке ЛПДС «Мозырь» — НПС «Туров» через реку Ствигу. Подключены новые нитки трубопровода по проекту реконструкции подводного перехода на участке НПС «Туров» — НПС «Пинск» через Припять и Пину. Всего в этом году заменено 47 км трубопроводов. 

Сейчас предприятие занимается магистральным нефтепроводом Мозырь — Броды, который пролегает в приграничной зоне с Украиной. Ожидается, что проект по соединению белорусской части магистрали с украинской завершится до конца года.

цитата

— Линейная часть — важное направление нашей инвестиционной программы, — говорит Андрей Вериго. — В ближайший год на реконструкцию трубопроводов «Гомельтранснефть Дружба» выделит 100 млн рублей.

 

В планах — реконструкция 22-километрового магистрального нефтепровода Унеча — Мозырь на участке НПС «Гомель» — НПС «Защебье». Особенность этой трассы нефтепровода в том, что она проходит по местности с высокой сельскохозяйственной активностью и в непосредственной близости к населенным пунктам.

цитата

— «Гомельтранснефть Дружба» обозначила стратегически важную задачу — выйти на замену 3% трубопроводов в год, — подытоживает Андрей Вериго. — Это общемировой уровень нефтетранспортных компаний. Таким образом мы сможем обеспечивать надежность и безопасность работы трубопроводов нашего предприятия.

 

ФОТО Наталья Нияковская, Екатерина Блашко

 


 

Самое интересное в белорусской нефтехимии всегда на нашем Telegram-канале. Присоединяйтесь!

 

Гомельтранснфть Дружба ЛПДС "Мозырь" Андрей ВЕРИГО Нефтехранилище
14 Октября 2019
11175
Рейтинг: 4