Поиск

Поток

«МАЛАНКА». ИТОГИ ГОДА

11 Февраля 2022
Александр Шичков

Александр Шичков

Главный редактор

Три года прошло после утверждения Программы создания государственной зарядной сети для электромобилей. Многое сделано, многое еще предстоит сделать. Свое видение развития проекта излагает заместитель генерального директора РУП «Производственное объединение «Белоруснефть» Андрей Котик.

заместитель генерального директора РУП «Производственное объединение «Белоруснефть» Андрей КОТИК

 

— Андрей Богданович, как развивается рынок электротранспорта в мире? Каковы его перспективы через 10—20 лет?

— Число электромобилей растет повсеместно. К примеру, в ноябре 2021 года каждый десятый проданный авто в мире — электромобиль.
К 2035-му в Европейском союзе ожидается запрет продаж автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Происходит перепрофилирование автогигантов: к 2030 году более 50% модельного ряда будут составлять электромобили. 

На государственном уровне многие страны ставят цель запретить продажи автомобилей с ДВС с 2030 года, а введение стандарта «Евро-7» на выбросы сделает это фактически с 2027-го. Норвегия и Сингапур планируют запретить продажи автомобилей с ДВС в 2025 году.

Стратегии развития крупных автопроизводителей, таких как Volkswagen, Tesla, Hyundai, предполагают производство электромобилей с возможностью зарядки мощностью 350 кВт, позволяющей пополнять запас хода на 100 километров за 3 минуты, что сопоставимо с заправками традиционным топливом.

Тенденции развития зарядной инфраструктуры в странах Западной Европы и Северной Америки сегодня также направлены на создание соответствующих супербыстрых зарядных комплексов с мощностью одной зарядной станции 350 кВт. Такие компании, как Ionity, Fastnet, Tesla Supercharger, Electrify America, уже сегодня сконцентрировали ресурсы на строительстве зарядной инфраструктуры, обеспечивающей зарядку перспективных моделей электромобилей.

 

— Насколько близко мы продвинулись к достижению точки паритета?

цитата

— На начало 2021 года в Беларуси насчитывалось чуть более 1 тысячи электромобилей, сейчас — свыше 4 тысяч. По оценкам экспертов и прогнозам мировых аналитических агентств, к 2025 году Беларусь может приблизиться к отметке 100 тысяч таких транспортных средств, а к 2030-му около 20% автопарка белорусов будет на электрической тяге.

Ведущие аналитические агентства прогнозируют, что стоимость электромобиля и автомобиля с ДВС сравняется в 2024—2026 годах. Если говорить о доле продаж, то к 2030 году на мировом автомобильном рынке ожидается 50% электромобилей.

 

 

— Все ли преференции, предоставленные потенциальным обладателям электромобилей, оказались актуальными? Какие новые бонусы ждут владельцев электрокаров?

— Указ Президента Республики Беларусь от 12 марта 2020 года № 92 «О стимулировании использования электромобилей» стал серьезным стимулом-сигналом для развития электротранспорта. Документ ввел дополнительные льготы, освобождая юридические лица от уплаты НДС при ввозе электромобилей на территорию Беларуси и их реализации, а организации, производящие электромобили, — при ввозе автокомпонентов для них. Этот Указ — еще один важный драйвер появления большего числа таких транспортных средств и зарядной инфраструктуры.

Сегодня согласно действующему законодательству предоставляется широкий перечень льгот при приобретении электромобиля и его эксплуатации: от бесплатной парковки до освобождения от уплаты ввозного НДС и НДС с оборота при реализации электромобилей. Перечень льгот для электромобилистов постоянно расширяется, подтверждение этому — издание новой редакции Указа Президента Республики Беларусь о стимулировании использования электромобилей (Указ от 22 ноября 2021 года № 447). Также следует отметить эффективность принимаемых мер — объем оказываемых услуг по зарядке постоянно растет.

— На какое место по значимости при переходе на электромобили вы бы поставили развитость инфраструктуры для них?

— Зарядная инфрастраструктура, безусловно, один из определяющих факторов развития электромобильного транспорта. Так, за последние три года «Белоруснефть» решила проблему, стоящую перед многими странами: нет электромобилей — нет зарядной сети, нет зарядной сети — нет электромобилей.

Производственное объединение «Белоруснефть» в статусе национального оператора с 2018 года занимается системным развитием зарядной сети «Маланка». Тогда предприятие начинало работу с установки 15 станций. За три года сеть приближается к отметке более 600 ЭЗС. Это обеспечит возможность комфортной эксплуатации более 25 тысяч электромобилей. Сейчас в Беларуси наиболее развитая в СНГ сеть зарядных станций. Это и демонстрация возможностей отечественной промышленности. Основной поставщик зарядных станций — «Витязь» — стал оператором сети зарядных станций. Определен курс и на медленные зарядки на паркингах, где авто находятся от четырех и более часов.

 

— Все ли планы «Белоруснефти» по развитию сети зарядных станций удалось осуществить?

— Развитием зарядной инфраструктуры в Республике Беларусь РУП «Производственное объединение «Белоруснефть» занимается в рамках Программы создания государственной зарядной сети для зарядки электромобилей, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 октября 2018 года № 731. Задачи выполняются в полном объеме.

В настоящий момент объединением «Белоруснефть» создана базовая зарядная сеть быстрых зарядных станций, обеспечивающая беспрепятственное перемещение электромобилей по территории страны. На основных автомагистралях установлены зарядные станции мощностью 180 кВт, которые обеспечивают зарядку аккумуляторной батареи на 100 километров за шесть минут.

цитата

Электротранспорт и зарядная инфраструктура — один из векторов стратегического развития страны и загрузки Белорусской атомной станции. Максимальный потенциальный объем потребления электроэнергии электротранспортом в Беларуси (если все перевести на электротягу) составляет 14 миллиардов кВт*ч в год (выработка Белорусской АЭС — 18 миллиардов кВт*ч в год). Учитывая общемировые прогнозы развития рынка электромобильного транспорта, в Беларуси к 2025 году потенциальный рост парка электрокаров составит до 100 тысяч единиц, что обеспечит потребление 500 миллионов кВт*ч в год, в 2030 году — до 600 тысяч электромобилей и 3 миллиарда кВт*ч в год.

К тому же увеличение количества точек зарядки ЭЗС «Белоруснефти» решает еще одну задачу: стимулирует энергетиков к выделению мощностей под зарядные станции. Как правило, мощности ранее не предусматривались на большинстве дорог как в городах, так и на трассах. При их проектировании и строительстве такой потребности не было. Поэтому вопрос о сетях — первоочередной. Внедрение супербыстрых станций в 350 кВт — только начало, мощности будут расти. В стране развивается крупный грузовой и общественный электротранспорт, который можно заряжать на ЭЗС с мощностью до 1 мВт. Семь-восемь таких станций сравнимы по энергопотреблению с целым заводом.

— В любом новом деле могут быть «детские болезни». С чем столкнулась сеть «Маланка» в уходящем году?

— Сегодня основная проблема зарядной сети «Маланка» — это места для зарядки электромобилей, занятые автомобилями с ДВС.

Парковки с зарядными станциями обозначены соответствующей информационной табличкой, однако в Правилах дорожного движения она не упоминается. Следовательно, спросить с нарушителей нечего, можно только взывать к совести.

 

— Располагаете ли вы данными о том, сколько работников объединения пересели на электроавтомобили? Каковы их впечатления?

— Точное количество работников на электромобилях — перманентный показатель: он постоянно растет. Конечно, как и в стране в целом, это небольшая цифра. Однако с учетом принятого в новой редакции Указа о стимулировании использования электромобилей, снижения их стоимости, а также выпуска новых моделей ожидается интенсивный рост количества электромобилей как в целом по стране, так и среди наших работников. Также «Белоруснефть» планирует приобретение электромобилей для служебных целей.

— Есть ли особенности в зарядке батарей электромобилей разных моделей разных производителей?

— Есть отличия в зарядке электромобилей, произведенных для разных регионов: европейского, североамериканского и азиатского. Зарядная сеть «Маланка» соответствует европейскому стандарту зарядки. Для зарядки электромобилей, привезенных из других регионов, необходимо переоборудовать зарядный порт или использовать переходник.

— Зарядные станции — это один из элементов перевода автотранспорта на электротягу, но не единственный?

— Конечно. Беларусь активно включается в развитие этого направления. Появляются белорусские электробусы МТЗ и МАЗ, троллейбусы, в том числе с автономным ходом. Академией наук создается своя линейка электромобилей. Запланированы поставки на рынок электромобиля «Геометрия С» от производителя СЗАО «БЕЛДЖИ». Этому также способствовало издание новой редакции Указа Президента Республики Беларусь о стимулировании использования электромобилей, предусматривающей в том числе отмену налога на добавленную стоимость для юридических лиц, осуществляющих продажу электромобилей.

Выполнение поставленных Главой государства задач по развитию электрозарядной инфраструктуры позволит не только сформировать новые технологические подходы в белорусской промышленности, но и закрепиться в статусе страны — лидера инфраструктурных проектов будущего среди стран ЕАЭС. Накопленный опыт будет способствовать развитию технологий и международного сотрудничества.

 

ФОТО Виктория Анискевич-Клопоцкая

 

 

Malanka Cеть электрозаправочных станций Белоруснефть ЭЗС Электромобили Андрей Котик
11 Февраля 2022
7434
Рейтинг: 4