Поиск

Поток

ПО ЗАКОНАМ РЫНКА И ЛОГИКИ

29 Августа 2019
Светлана Сабило

Светлана Сабило

Обозреватель

О способности предприятий отрасли находить быстрые и эффективные решения в самых сложных ситуациях журналу рассказывает заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Владимир СИЗОВ.

заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Владимир СИЗОВ

— Владимир Васильевич, каковы итоги работы белорусских НПЗ за первое полугодие?

— На работу НПЗ в этом году значительно повлияли непредвиденные обстоятельства, связанные с поставками из России загрязненной нефти. Заводы, особенно «Нафтан», были вынуждены снижать объемы переработки. При этом мы рассчитываем, что по итогам 2019 года общий объем переработки должен составить 18 млн т. В целом ситуация показала наши возможности находить быстрые и эффективные решения в самых сложных ситуациях. Об итогах все же предлагаю поговорить по результатам 2019 года, в котором необходимо решить еще много задач по успешному проведению остановочных ремонтов, надежному обеспечению нефтепродуктами наших потребителей — как в стране, так и за ее пределами, а также не допустить снижения темпов строительства новых объектов, обеспечить экономическую эффективность переработки нефти в условиях постоянно меняющейся конъюнктуры внешнего рынка.

— Как продвигается реализация масштабных инвестиционных проектов на белорусских нефтеперерабатывающих заводах?

цитата

— Оба проекта — комплекс замедленного коксования в ОАО «Нафтан» и комплекс гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков в ОАО «Мозырский НПЗ» — находятся в активной стадии реализации. Напомню, что ввод в эксплуатацию этих технологических объектов позволит обеспечить глубину переработки нефти на обоих НПЗ на уровне лучших мировых заводов.

 

В ОАО «Нафтан» в 2019 году генподрядными организациями должны быть завершены объемы работ, позволяющие начать определенные этапы пусконаладки на установке замедленного коксования и установке производства серы. Это станет очередным шагом к выполнению поставленной задачи — получить готовую продукцию на комплексе замедленного коксования в 2020 году.

На Мозырском НПЗ в текущем году должны быть завершены строи-тельно-монтажные работы на всех объектах комплекса гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков: установках производства серы, водорода, объектах общезаводского хозяйства, за исключением блоков высокого давления на установке гидрокрекинга.

Монтаж крупногабаритного аппарата на комбинированной установке гидрокрекинга ОАО «Мозырский НПЗ». Март 2019 года
Монтаж крупногабаритного аппарата на комбинированной установке гидрокрекинга ОАО «Мозырский НПЗ». Март 2019 года

 

— Вопрос об обеспечении этих масштабных строек кадрами актуален на данном этапе?

— В связи с тем, что сроки завершения строительно-монтажных работ на этих объектах довольно напряженные, проблема с нехваткой строителей решается на всех уровнях. В определенный момент для всех стало очевидно, что с учетом масштаба и сложности строящихся технологических установок, а также реализации в стране других крупных проектов белорусских строителей просто физически не хватает. Вопрос был рассмотрен на высоком уровне, и принято решение о привлечении на наши стройки иностранных субподрядчиков. Сейчас этот процесс начинает давать свои результаты. Строительная компания SOCAR Constraction открывает в Беларуси представительство. Предполагается, что для выполнения работ на объектах Мозырского НПЗ будет привлечено 360 сварщиков и монтажников из-за рубежа.

Ведется активный поиск иностранных подрядчиков на стройки ОАО «Нафтан» — намечен объем работ, проведены маркетинговые исследования, определяется процедура для окончательного выбора иностранного субподрядчика.

Мы все понимаем: чем быстрее начнется эксплуатация новых комплексов на «Нафтане» и Мозырском НПЗ, тем быстрее заводы начнут получать от них прибыль.

— Какова дальнейшая стратегия развития белорусских НПЗ?

цитата

— Сегодня мы активно изучаем возможные варианты развития нефтехимических производств. Проводим маркетинговые исследования рынков для определения наиболее выгодного ассортимента товарной продукции. Завершается выполнение работы компанией «Эрнст энд Янг — оценка и консультационные услуги» (Россия) по разработке стратегии развития белорусских нефтеперерабатывающих заводов до 2030 года. После этого мы приступим к следующему этапу — созданию стратегии развития всего нефтехимического комплекса Беларуси.

— Как отразилась прокачка грязной нефти на работе трубопроводной системы? Каковы дальнейшие планы по развитию ОАО «Гомельтранснефть Дружба» и ОАО «Полоцктранснефть Дружба»?

— Во второй половине апреля, когда стали проясняться масштабы проблемы, которую предстояло решить, нам, несмотря на заявления некоторых организаций в СМИ, было понятно, что восстановление нормальной работы трубопроводной системы займет не один месяц. Вынужденное снижение поставки нефти на белорусские НПЗ, а затем полная остановка транзита в направлении Европейского союза привели к падению запланированной выручки организаций трубопроводного транспорта. Это значительно осложнило финансирование текущей программы по модернизации и реконструкции, а ведь ее безусловное проведение — главный фактор обеспечения надежности и безопасности транспортировки нефти трубопроводным транспортом.

цитата

В качестве компенсационных механизмов наиболее логичным нам видится увеличение тарифов на транспортировку нефти, так как обеспечить восстановление планируемых объемов ее транспортировки вряд ли удастся, поскольку в период поставки загрязненной нефти европейские потребители перешли на альтернативные маршруты.

 

Дальнейшее развитие системы трубопроводного транспорта будет направлено на обновление и модернизацию существующих мощностей. Нам необходимо обеспечивать надежность трубопровода при поставках нефти на белорусские НПЗ и транзитной транспортировке. Кроме того, активно развивается направление транспортировки нефтепродуктов трубопроводным транспортом. Работает магистральный нефтепродуктопровод «Полоцк — Фаниполь», изучается возможность реализации проекта по строительству еще одного направления — «Мозырь — Брест». Он позволит обеспечить поставку топлива трубопроводным транспортом белорусским потребителям в Полесском регионе и на экспорт в Польшу.

ОАО «Полоцктранснефть Дружба»
ОАО «Полоцктранснефть Дружба»

 

— Почему объединяются полоцкая и гомельская «Дружбы»?

— Объединение предприятий, в первую очередь, нацелено на концентрацию потенциала в рамках одного юридического лица, что позволит больше рассчитывать на собственные источники финансирования инвестпрограмм объединенного предприятия, проводить единую техническую политику и политику в области закупок, а также снизить риски резкого ухудшения финансового состояния предприятия при изменении маршрутов транзитной транспортировки нефти.

— Каким образом планируется усилить контроль качества нефти в трубопроводной системе «Дружба» на белорусской территории?

— Апрельские поставки некачественной российской нефти заставили нас ускорить внедрение систем измерения и контроля качества нефти на «входе» в Беларусь и «выходе» из страны.

цитата

Сегодня количество и качество нефти, поставляемой в Беларусь из России по нефтепроводу «Дружба», контролируется на российской территории, затем белорусская сторона на границе дополнительно проверяет определенные параметры. Чтобы усилить контроль, мы намерены построить узлы учета количества и качества нефти, аналогичные находящимся в России.

Такая же система измерения будет установлена и на выходе нефтепровода из Беларуси в направлении Польши. В результате мы станем контролировать количество и качество нефти по всему периметру белорусской части нефтепровода.

— Как скоро может быть внедрена такая система?

— Ожидается, что закрытый контур учета качества и количества нефти будет создан к 2021 году. Требуется время для проектного решения, закупки оборудования и т.п.

— Введен в эксплуатацию первый белорусский магистральный нефтепродуктопровод «Новополоцк — Фаниполь». Каким предполагается его развитие?

— Магистраль активно используется в качестве одного из видов транспортировки светлых нефтепродуктов белорусским потребителям. Объемы прокачки наращиваются. В июле мы приступили к так называемой последовательной перекачке топлива — это когда по одному трубопроводу транспортируются несколько видов нефтепродуктов. Если до июля по трубе поставлялось только дизельное топливо, то сейчас проведена тестовая прокачка автобензина.

В дальнейшем объемы транспортировки топлива трубопроводным транспортом увеличатся. На нефтебазе в Фаниполе будет создан логистический узел поставки и распределения нефтепродуктов, чтобы доставлять топливо еще более оперативно и с меньшими транспортными затратами по сравнению с железнодорожным и автомобильным транспортом.

— Расскажите о работе РУП «Производственное объединение «Белоруснефть».

— В последнее время увеличилась добычи нефти на территории нашей страны. В этом заслуга белорусских нефтяников. Однако ресурс месторождений, к сожалению, исчерпаем. Мы прогнозируем падение добычи к 2030 году. Считаю, что главная задача предприятия, с которой оно уже хорошо справляется, — это экспорт услуг.

Успешно работает филиал «Белоруснефти» в Эквадоре — АО «Сервис Ойл Эквадор Эквасервойл С.А.», которое по контракту с компанией «Петроамазонас» разрабатывает нефтяное месторождение Армадильо. Здесь в 2017—2019 годах белорусские нефтяники пробурили 11 скважин — добыто более 200 тыс. т нефти.

В Украине «Белоруснефть» занимается геологоразведкой, нефтяным сервисом и нефтепродуктообеспечением. Например, специалисты дочернего предприятия ООО «Сервис Ойл» восстанавливают скважины методом зарезки бокового ствола. В нашей стране эта технология применяется уже около 20 лет, а для Украины она новая. Среди заказчиков «Белоруснефти» и его дочернего предприятия ООО «Сервис Ойл» такие крупные компании, как «Укргаздобыча» и ДТЭК Нефтегаз. 

ООО «Белоруснефть-Сибирь»
ООО «Белоруснефть-Сибирь»

 

Успешно трудятся белорусские нефтяники в России, добывая нефть, газ и занимаясь нефтяным сервисом. ООО «Белоруснефть-Сибирь» — один из региональных лидеров в области нефтяного сервиса. ОАО «Нефтяная компания «Янгпур» (нефтедобывающий актив «Белоруснефти») работает на шести месторождениях Известинского лицензионного участка площадью свыше 1 000 км2, расположенного в Пуровском районе Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области.


СПРАВКА

Годовая добыча ОАО «Нефтяная компания «Янгпур» нефти и газового конденсата составляет около 200 тыс. т, газа природного и попутного — примерно 300 млн м3.

 

— Каковы приоритеты развития сети АЗС? Ожидать ли перемен в структуре реализации топлива?

— С 2004 года количество автозаправочных станций в стране увеличилось почти в два раза и достигло того уровня, когда автомобилист может заправиться при первой необходимости в любой точке страны. Поэтому сейчас мы сместили акценты со строительства новых АЗС на модернизацию уже существующих. Разумеется, расширяются сервис, ассортимент продукции.

— Планируются ли новые подходы к формированию розничных цен на нефтепродукты? Год назад вы говорили о том, что они должны отражать реальную стоимость сырья.

цитата

— Подходы к формированию розничных цен на автомобильное топливо останутся прежними. Мы обозначили стратегию, от которой не отклоняемся, и будем придерживаться ее в дальнейшем. Она основана на законах экономики.

 

При изменении цен на углеводородное сырье, налоговой составляющей, курса белорусского рубля мы, соответственно, изменяем и стоимость нефтепродуктов. При этом никто не отменял работу по сокращению издержек при производстве нефтепродуктов.

— Владимир Васильевич, белорусские нефтепродукты хорошо зарекомендовали себя на украинском рынке. Но уже около года существует угроза введения пошлины на белорусский бензин. Конкуренция на украинском рынке обостряется. Возможно, пришло время активнее рекламировать белорусские нефтепродукты, агрессивнее вести себя на украинском рынке?

— ООО «БНК-Украина» — ведущий экспортер нефтепродуктов из Беларуси — успешно справляется с текущей ситуацией на украинском рынке. Продвижение продукции — это не только реклама ее отличительных потребительских свойств, но и выстраивание имиджа гарантированного поставщика исключительно качественной продукции. Не нужно смешивать маркетинговые акции для продвижения потребительских товаров и работу на крупнооптовом рынке, у которого есть своя специфика. Здесь главная реклама — это репутация, и она зависит от надежности поставок, качества предлагаемого топлива. Именно данные характеристики во многом влияют на объемы поставок и уровень цен. ООО «БНК-Украина» работает на рынке напряженно и ответственно. Например, наши цены на дизельное топливо выше, чем российские, но при этом мы удерживаем свои позиции на украинском рынке. Партнеры нам доверяют и готовы платить более высокую цену, чтобы иметь гарантированные поставки качественных нефтепродуктов.

— Какие рынки для нас потенциально перспективны?

цитата

— После завершения инвестиционных проектов в ОАО «Нафтан» и ОАО «Мозырский НПЗ» у нас увеличится производство светлых нефтепродуктов. Поэтому мы рассматриваем рынки стран Балтии и Польши как перспективные для размещения дизтоплива и бензина, а также наблюдаем за процессами, происходящими в России, и видим в ней потенциально интересный рынок при равных условиях хозяйствования и формирования цен.

— Ваши пожелания коллегам накануне Дня работников нефтяной, газовой и топливной промышленности?

— В этом году особенно актуально пожелание белорусским нефтепереработчикам в срок завершить строительно-монтажные работы на стратегически важных объектах, коллективам трубопроводного транспорта — только «чистой» нефти и полной загрузки мощностей, нефтедобывающей отрасли — продолжить активное развитие своих услуг на зарубежных рынках.

Всем коллективам предприятий желаю успехов в достижении намеченных целей и благополучия!

ФОТО Дарья Хачирашвили, Игорь Малащенко, ОАО «Полоцктранснефть Дружба», РУП «Производственное объединение «Белоруснефть»


 

Самое интересное в белорусской нефтехимии всегда на нашем Telegram-канале. Присоединяйтесь!

 

 

Белнефтехим Владимир Сизов Белорусские НПЗ Белоруснефть
29 Августа 2019
3856
Рейтинг: 4