— На работу НПЗ в этом году значительно повлияли непредвиденные обстоятельства, связанные с поставками из России загрязненной нефти. Заводы, особенно «Нафтан», были вынуждены снижать объемы переработки. При этом мы рассчитываем, что по итогам 2019 года общий объем переработки должен составить 18 млн т. В целом ситуация показала наши возможности находить быстрые и эффективные решения в самых сложных ситуациях. Об итогах все же предлагаю поговорить по результатам 2019 года, в котором необходимо решить еще много задач по успешному проведению остановочных ремонтов, надежному обеспечению нефтепродуктами наших потребителей — как в стране, так и за ее пределами, а также не допустить снижения темпов строительства новых объектов, обеспечить экономическую эффективность переработки нефти в условиях постоянно меняющейся конъюнктуры внешнего рынка.
— Оба проекта — комплекс замедленного коксования в ОАО «Нафтан» и комплекс гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков в ОАО «Мозырский НПЗ» — находятся в активной стадии реализации. Напомню, что ввод в эксплуатацию этих технологических объектов позволит обеспечить глубину переработки нефти на обоих НПЗ на уровне лучших мировых заводов.
В ОАО «Нафтан» в 2019 году генподрядными организациями должны быть завершены объемы работ, позволяющие начать определенные этапы пусконаладки на установке замедленного коксования и установке производства серы. Это станет очередным шагом к выполнению поставленной задачи — получить готовую продукцию на комплексе замедленного коксования в 2020 году.
На Мозырском НПЗ в текущем году должны быть завершены строи-тельно-монтажные работы на всех объектах комплекса гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков: установках производства серы, водорода, объектах общезаводского хозяйства, за исключением блоков высокого давления на установке гидрокрекинга.
— В связи с тем, что сроки завершения строительно-монтажных работ на этих объектах довольно напряженные, проблема с нехваткой строителей решается на всех уровнях. В определенный момент для всех стало очевидно, что с учетом масштаба и сложности строящихся технологических установок, а также реализации в стране других крупных проектов белорусских строителей просто физически не хватает. Вопрос был рассмотрен на высоком уровне, и принято решение о привлечении на наши стройки иностранных субподрядчиков. Сейчас этот процесс начинает давать свои результаты. Строительная компания SOCAR Constraction открывает в Беларуси представительство. Предполагается, что для выполнения работ на объектах Мозырского НПЗ будет привлечено 360 сварщиков и монтажников из-за рубежа.
Ведется активный поиск иностранных подрядчиков на стройки ОАО «Нафтан» — намечен объем работ, проведены маркетинговые исследования, определяется процедура для окончательного выбора иностранного субподрядчика.
Мы все понимаем: чем быстрее начнется эксплуатация новых комплексов на «Нафтане» и Мозырском НПЗ, тем быстрее заводы начнут получать от них прибыль.
— Сегодня мы активно изучаем возможные варианты развития нефтехимических производств. Проводим маркетинговые исследования рынков для определения наиболее выгодного ассортимента товарной продукции. Завершается выполнение работы компанией «Эрнст энд Янг — оценка и консультационные услуги» (Россия) по разработке стратегии развития белорусских нефтеперерабатывающих заводов до 2030 года. После этого мы приступим к следующему этапу — созданию стратегии развития всего нефтехимического комплекса Беларуси.
— Во второй половине апреля, когда стали проясняться масштабы проблемы, которую предстояло решить, нам, несмотря на заявления некоторых организаций в СМИ, было понятно, что восстановление нормальной работы трубопроводной системы займет не один месяц. Вынужденное снижение поставки нефти на белорусские НПЗ, а затем полная остановка транзита в направлении Европейского союза привели к падению запланированной выручки организаций трубопроводного транспорта. Это значительно осложнило финансирование текущей программы по модернизации и реконструкции, а ведь ее безусловное проведение — главный фактор обеспечения надежности и безопасности транспортировки нефти трубопроводным транспортом.
В качестве компенсационных механизмов наиболее логичным нам видится увеличение тарифов на транспортировку нефти, так как обеспечить восстановление планируемых объемов ее транспортировки вряд ли удастся, поскольку в период поставки загрязненной нефти европейские потребители перешли на альтернативные маршруты.
Дальнейшее развитие системы трубопроводного транспорта будет направлено на обновление и модернизацию существующих мощностей. Нам необходимо обеспечивать надежность трубопровода при поставках нефти на белорусские НПЗ и транзитной транспортировке. Кроме того, активно развивается направление транспортировки нефтепродуктов трубопроводным транспортом. Работает магистральный нефтепродуктопровод «Полоцк — Фаниполь», изучается возможность реализации проекта по строительству еще одного направления — «Мозырь — Брест». Он позволит обеспечить поставку топлива трубопроводным транспортом белорусским потребителям в Полесском регионе и на экспорт в Польшу.
— Объединение предприятий, в первую очередь, нацелено на концентрацию потенциала в рамках одного юридического лица, что позволит больше рассчитывать на собственные источники финансирования инвестпрограмм объединенного предприятия, проводить единую техническую политику и политику в области закупок, а также снизить риски резкого ухудшения финансового состояния предприятия при изменении маршрутов транзитной транспортировки нефти.
— Апрельские поставки некачественной российской нефти заставили нас ускорить внедрение систем измерения и контроля качества нефти на «входе» в Беларусь и «выходе» из страны.
Сегодня количество и качество нефти, поставляемой в Беларусь из России по нефтепроводу «Дружба», контролируется на российской территории, затем белорусская сторона на границе дополнительно проверяет определенные параметры. Чтобы усилить контроль, мы намерены построить узлы учета количества и качества нефти, аналогичные находящимся в России.
Такая же система измерения будет установлена и на выходе нефтепровода из Беларуси в направлении Польши. В результате мы станем контролировать количество и качество нефти по всему периметру белорусской части нефтепровода.
— Ожидается, что закрытый контур учета качества и количества нефти будет создан к 2021 году. Требуется время для проектного решения, закупки оборудования и т.п.
— Магистраль активно используется в качестве одного из видов транспортировки светлых нефтепродуктов белорусским потребителям. Объемы прокачки наращиваются. В июле мы приступили к так называемой последовательной перекачке топлива — это когда по одному трубопроводу транспортируются несколько видов нефтепродуктов. Если до июля по трубе поставлялось только дизельное топливо, то сейчас проведена тестовая прокачка автобензина.
В дальнейшем объемы транспортировки топлива трубопроводным транспортом увеличатся. На нефтебазе в Фаниполе будет создан логистический узел поставки и распределения нефтепродуктов, чтобы доставлять топливо еще более оперативно и с меньшими транспортными затратами по сравнению с железнодорожным и автомобильным транспортом.
— В последнее время увеличилась добычи нефти на территории нашей страны. В этом заслуга белорусских нефтяников. Однако ресурс месторождений, к сожалению, исчерпаем. Мы прогнозируем падение добычи к 2030 году. Считаю, что главная задача предприятия, с которой оно уже хорошо справляется, — это экспорт услуг.
Успешно работает филиал «Белоруснефти» в Эквадоре — АО «Сервис Ойл Эквадор Эквасервойл С.А.», которое по контракту с компанией «Петроамазонас» разрабатывает нефтяное месторождение Армадильо. Здесь в 2017—2019 годах белорусские нефтяники пробурили 11 скважин — добыто более 200 тыс. т нефти.
В Украине «Белоруснефть» занимается геологоразведкой, нефтяным сервисом и нефтепродуктообеспечением. Например, специалисты дочернего предприятия ООО «Сервис Ойл» восстанавливают скважины методом зарезки бокового ствола. В нашей стране эта технология применяется уже около 20 лет, а для Украины она новая. Среди заказчиков «Белоруснефти» и его дочернего предприятия ООО «Сервис Ойл» такие крупные компании, как «Укргаздобыча» и ДТЭК Нефтегаз.
Успешно трудятся белорусские нефтяники в России, добывая нефть, газ и занимаясь нефтяным сервисом. ООО «Белоруснефть-Сибирь» — один из региональных лидеров в области нефтяного сервиса. ОАО «Нефтяная компания «Янгпур» (нефтедобывающий актив «Белоруснефти») работает на шести месторождениях Известинского лицензионного участка площадью свыше 1 000 км2, расположенного в Пуровском районе Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области.
Годовая добыча ОАО «Нефтяная компания «Янгпур» нефти и газового конденсата составляет около 200 тыс. т, газа природного и попутного — примерно 300 млн м3.
— С 2004 года количество автозаправочных станций в стране увеличилось почти в два раза и достигло того уровня, когда автомобилист может заправиться при первой необходимости в любой точке страны. Поэтому сейчас мы сместили акценты со строительства новых АЗС на модернизацию уже существующих. Разумеется, расширяются сервис, ассортимент продукции.
— Подходы к формированию розничных цен на автомобильное топливо останутся прежними. Мы обозначили стратегию, от которой не отклоняемся, и будем придерживаться ее в дальнейшем. Она основана на законах экономики.
При изменении цен на углеводородное сырье, налоговой составляющей, курса белорусского рубля мы, соответственно, изменяем и стоимость нефтепродуктов. При этом никто не отменял работу по сокращению издержек при производстве нефтепродуктов.
— ООО «БНК-Украина» — ведущий экспортер нефтепродуктов из Беларуси — успешно справляется с текущей ситуацией на украинском рынке. Продвижение продукции — это не только реклама ее отличительных потребительских свойств, но и выстраивание имиджа гарантированного поставщика исключительно качественной продукции. Не нужно смешивать маркетинговые акции для продвижения потребительских товаров и работу на крупнооптовом рынке, у которого есть своя специфика. Здесь главная реклама — это репутация, и она зависит от надежности поставок, качества предлагаемого топлива. Именно данные характеристики во многом влияют на объемы поставок и уровень цен. ООО «БНК-Украина» работает на рынке напряженно и ответственно. Например, наши цены на дизельное топливо выше, чем российские, но при этом мы удерживаем свои позиции на украинском рынке. Партнеры нам доверяют и готовы платить более высокую цену, чтобы иметь гарантированные поставки качественных нефтепродуктов.
— После завершения инвестиционных проектов в ОАО «Нафтан» и ОАО «Мозырский НПЗ» у нас увеличится производство светлых нефтепродуктов. Поэтому мы рассматриваем рынки стран Балтии и Польши как перспективные для размещения дизтоплива и бензина, а также наблюдаем за процессами, происходящими в России, и видим в ней потенциально интересный рынок при равных условиях хозяйствования и формирования цен.
— В этом году особенно актуально пожелание белорусским нефтепереработчикам в срок завершить строительно-монтажные работы на стратегически важных объектах, коллективам трубопроводного транспорта — только «чистой» нефти и полной загрузки мощностей, нефтедобывающей отрасли — продолжить активное развитие своих услуг на зарубежных рынках.
ФОТО Дарья Хачирашвили, Игорь Малащенко, ОАО «Полоцктранснефть Дружба», РУП «Производственное объединение «Белоруснефть»