Поиск

Поток

«Белшина» — это знак качества

11 Января 2024
Наталья Нияковская

Наталья Нияковская

Заместитель главного редактора

Продукция ОАО «Белшина» на внутреннем рынке страны занимает 37,56% (в 2022-м — 34,15%). Из них в группе легковых шин — 28,52%, грузовых — 43,63%. При этом шины отечественного производителя уверенно конкурируют с импортными аналогами и пользуются спросом на зарубежных рынках. Генеральный директор предприятия Александр Ковалёв подчеркивает, что в числе основных задач ОАО «Белшина» на сегодня — выпуск современной продукции с оптимальным соотношением цены и качества, а также максимальное удовлетворение запросов потребителей и эффективное сотрудничество с деловыми партнерами, как бы далеко от Беларуси они ни находились. Коллектив четко следует заданной стратегии и готов в наступающем году вновь подтверждать, что «Made in Belarus» и «Белшина» — это всегда знак качества.

ИННОВАЦИИ И КАЧЕСТВО

— Александр Валентинович, что на «Белшине» в 2023 году было в приоритете по выпуску продукции?

— Специалисты инженерно-технического центра концентрировали усилия на разработке линейки уникальной продукции премиум-класса, создаваемой на основе последних инноваций. Этот сегмент, как визитная карточка, — в приоритете у всех производителей шин.

Наша линейка грузовых цельнометаллокордных шин нового поколения Premium ESCORTERA OWNTRACK включает шины с посадочным диаметром 22,5 дюйма для рулевой, ведущей и прицепной оси. Маркировка 3PMSF на боковине шин подтверждает безопасность их эксплуатации в зимний период. Улучшенный профиль протектора и оригинальная конструкция позволяют по сравнению с серийно выпускаемой шиной снизить коэффициент сопротивления качению на один класс — с С до В. Таким образом уменьшается потребление топлива и сокращается негативное воздействие на окружающую среду.

В числе производственных достижений года подчеркну освоение производства линейки легковых шин Artmotion ALL SEASONS 12 типоразмеров с посадочным диаметром от 13 до 18 дюймов.

— В большинстве сфер промышленности качество продукции сейчас определяется путем сравнения с зарубежными аналогами, а эффективность предприятия — его активностью в инновационной деятельности. Как с этой точки зрения вы оцениваете результаты работы и потенциал ОАО «Белшина»?

— Благодаря установленному на заводах «Белшины» современному и даже уникальному оборудованию, изучению и адаптации под наши возможности опыта ведущих мировых шинных производителей мы успешно разрабатываем высокоэффективные технологии, совершенствуем действующие производства и, соответственно, выпускаем конкурентоспособную продукцию, которая по качеству не уступает лучшим импортным аналогам. В частности, результаты полевых испытаний в условиях карьеров подтвердили, что показатели ходимости ЦМК шин с посадочным диаметром 25—29 дюймов не ниже, чем у продукции ведущих зарубежных конкурентов. Это демонстрирует высокий инновационный потенциал ОАО «Белшина».

— Как разработки специалистов «Белшины» защищаются от конкурентов?

— Для того, чтобы отвечать современным требованиям, предъявляемым к качеству выпускаемой продукции, технологий производства, применяемого оборудования, приходится решать множество, и в первую очередь инженерных, задач по созданию новых ассортиментов. Одна из них — патентная защита результатов интеллектуальной деятельности.

Практически все рисунки протекторов разработанных и разрабатываемых моделей шин защищаются патентами Республики Беларусь на промышленный образец.

В этом году, например, в Евразийское патентное ведомство подана заявка на выдачу патента на шину 26,5R 25 BEL-364. Получено одобрение. Евразийский патент позволит обеспечить охрану внешнего вида нашей шины в Российской Федерации, Беларуси, Кыргызстане, Армении, Казахстане, Азербайджане и Таджикистане.

В 2024 году планируем патентование новых промышленных образцов в рамках Евразийской патентной системы, что позволит сделать нашу продукцию не только узнаваемой на рынках стран ЕАЭС, но и уникальной, защищенной от копирования и подделок.

Кроме того, на данный момент у «Белшины» 59 патентов Республики Беларусь на объекты права, относящиеся к промышленной собственности. Из них 5 патентов — на изобретения, 2 — на полезные модели, 52 — на промышленные образцы.

— Какие особые мероприятия намечены к реализации в Год качества?

— В рамках Года качества акцент будет сделан на дальнейшее повышении конкурентоспособности продукции ОАО «Белшина». Продолжим популяризировать ее для белорусских автомобилистов, продвигать на внешние рынки, а также активизировать сотрудничество с потенциальными деловыми партнерами. Мы заинтересованы в укреплении позиций товаров нашего бренда внутри категорий на различных маркетплейсах и будем над этим работать. Наметили проведение ряда рекламных кампаний. 

Особое внимание, как и прежде, намерены уделять энергосбережению. В частности, планируем внедрить высокоэффективную тепловую изоляцию на технологических гребенках гидравлических прессов. Этот проект полностью разработали специалисты ОАО «Белшина». За счет исключения ненормативных потерь тепловой энергии мы получим ощутимый энергетический эффект. Кроме того, снижение риска нарушения технологического процесса при вулканизации шин положительно скажется на качестве выпускаемой продукции.

В 2024 году в ОАО «Белшина» будет проходить ресертификация системы менеджмента качества на подтверждение соответствия действующим стандартам СТБ ISO 9001-2015, СТБ 16949-2018, ISO 9001:2015, IATF 16949:2016. Их требования направлены прежде всего на выполнение запросов автопроизводителей и потребителей продукции нашего предприятия в части подтверждения ее безопасности, качественных характеристик, а также технического сопровождения после реализации. 

Для повышения качества выпускаемой продукции планируем в 2024 году приобрести и установить ультразвуковую линию чистки пресс-форм, которая позволит сократить затраты на данный процесс, а также обеспечить чистку элементов пресс-форм с установленными евровентами. Это скажется на улучшении внешнего вида шины — таким образом избавимся от так называемого ворса по протектору шины.

Придерживаясь политики импортозамещения и достижения технологической независимости, мы поэтапно меняем импортные вулканизационные диафрагмы на идентичные модели собственного производства, показатели ходимости которых соответствуют уровню ходимости импортных аналогов. На 2024 год уже разработана проектная документация на изготовление вулканизационных диафрагм размера 16.00R20 для грузовых ЦМК шин, а также диафрагмы DL5, DL4 для легкогрузовых шин, предназначенных для коммерческого транспорта.

Но Год качества — это не только про продукцию. Это в первую очередь про качество жизни людей. Сюда относятся бытовые условия и работа, сфера услуг, экология, благоустройство населенных пунктов и так далее. То есть чем выше качество каждого из компонентов, тем лучше качество жизни. В рамках рабочего места это и уровень дохода, и своевременная диспансеризация, и здоровое питание, и общественная деятельность... Все эти вопросы в 2024 году тоже останутся в поле зрения предприятия. 

КООПЕРАЦИЯ

— Какой эффект дает сотрудничество «Белшины» и сети АЗС «Белоруснефти»? Насколько предприятие почувствовало, что благодаря созданию на лучших белорусских автозаправках шинных центров объемы продаж бобруйской продукции стали расти? Как планируете развивать этот проект?

— Этот проект, кстати, напрямую связан с качеством. Начинали мы с того, что в августе 2021 года на базе АЗС «Белоруснефти» открыли 40 торговых объектов по реализации продукции

ОАО «Белшина». Сегодня их уже более сотни во всех регионах Беларуси. Кроме того, оборудованы 16 накопительных складов, на которые мы поставляем шины собственным транспортом.

Основная цель — обеспечить максимальное присутствие продукции нашего предприятия как в крупных городах, так и в менее населенных пунктах. Для того, чтобы потребитель знал о новинках производства и хотел ими пользоваться, недостаточно просто информировать его — необходимо создавать максимально комфортные условия для покупки по принципу «здесь и сейчас». Эта задача и возложена на сеть шинных центров. Для удобства автомобилистов на сайте «Белоруснефти» размещена информация, на какой АЗС, в каком количестве и по какой цене имеется в продаже та или иная шина.

Правильность выбранной стратегии подтверждается увеличением количественного объема реализации легковых шин ОАО «Белшина» на вторичном рынке Республики Беларусь: в 2022 году — на 70%, за 11 месяцев 2023-го — на 20% по сравнению с аналогичном периодом предшествующего года.

Дальнейшее развитие проекта, над которым мы работаем совместно с коллегами-нефтяниками, предполагает продажу шин через интернет-магазин BNmarket, который компания «Белоруснефть» запустила в работу осенью. На этом маркетплейсе для потребителей предусмотрены дополнительные возможности бронирования и предварительного заказа необходимой продукции на шинный центр, выбранный в качестве пункта выдачи.

ЭКСПОРТ

— Некоторые аналитики утверждают, что китайские производители оказались неспособны заместить на российском рынке все выпавшие бренды. Как «Белшина» воспользовалась этой ситуацией? Как в целом складывается сотрудничество с потребителями на рынке Российской Федерации?

— Для ОАО «Белшина» шинный рынок Российской Федерации как экспортная площадка имеет первостепенное значение. Мы пристально следим за происходящими там изменениями и тщательно их анализируем.

Интересы нашего предприятия на рынке РФ представляют Нижегородский торговый дом «Белшина» — собственный субъект товаропроводящей сети, а также ООО «Белнефтехим-РОС» — субъект товаропроводящей сети концерна «Белнефтехим».

Что касается китайских производителей, то они как раз таки мгновенно среагировали на изменения в структуре российского шинного рынка и поспешили занять высвободившиеся ниши. По последним данным, за 10 месяцев 2023 года импорт шин из КНР по сравнению с уровнем двухлетней давности увеличился в 3 раза, одних только грузовых — в 4,5 раза. При этом рост наблюдается по всем группам шин.

Если говорить более масштабно, то емкость российского шинного рынка за 9 месяцев 2023 года по отношению к аналогичному периоду 2022-го выросла на 16% и уже превышает 46 миллионов штук. Однако, несмотря на высокую насыщенность российского рынка продукцией отечественных и иностранных шинных брендов, ОАО «Белшина» не только сохранило, но и увеличило здесь долю присутствия.

Кроме того, мы принимаем активные меры по сдерживанию экспансии китайских брендов на шинные рынки ЕАЭС.

— Какие страны так называемой дальней дуги вам интересны? Какую ставку делаете, в частности, на африканский континент? 

— В современных экономических условиях акцентируем внимание на рынках в первую очередь стран Востока, Азии и, конечно, Африки. В силу изменения вектора направленности торговых отношений эти регионы представляют наибольший интерес благодаря большому потенциалу и рыночным возможностям в плане реализации белорусских шин. В настоящее время мы активно взаимодействуем с контрагентами из стран дальней дуги, объемы реализации шин постепенно увеличиваются. Планируем возобновить поставки во Вьетнам.

При позитивном развитии событий ОАО «Белшина» рассматривает варианты поставок в страны дальней дуги, в том числе в Иран, ОАЭ, Египет, Афганистан.

Что касается рынка Африки, то этому региону, насколько мы знаем, нужны крупногабаритные шины для карьерной, грузовой и сельскохозяйственной техники. Уточню, что бобруйские шины планируется экспортировать на африканский континент в составе белорусской техники. В сегменте легковых шин здесь наблюдается крайне высокая конкуренция со стороны китайских производителей. Сейчас совместно с нашими контрагентами прорабатываются вопросы логистики и оплаты.

Кроме того, в настоящий момент ведутся переговоры с рядом прежних и потенциальных покупателей из ЮАР, Зимбабве, Судана, Алжира.

ПРЕМИУМ-ПЕРСПЕКТИВЫ

— В 2024 году ОАО «Белшина» начнет выпускать премиальную линейку зимних шин Artmotion Snow Premium. В чем ее главные преимущества?

— При разработке линейки Artmotion Snow Premium особое внимание было уделено сцеплению шин с заснеженной поверхностью и управляемости, повышению комфорта вождения и минимизации сопротивления качению шин, что повышает топливную экономичность. Направленный рисунок протектора этой шины напоминает еловые лапы — он полностью симметричный. Главное его преимущество — отличное сопротивление аквапланированию, это очень важно при езде по мокрой дороге. Дизайн боковины выполнен в стиле национальных орнаментов, что придает шине особую привлекательность и колорит. 

Усовершенствованная конструкция зимних шин Artmotion Snow Premium обеспечивает превосходную устойчивость, что позволяет шине выдерживать внушительные нагрузки, а специальный состав резиновой смеси протектора — высокие характеристики торможения и управляемости на льду и на снегу, отличное сцепление с мокрым покрытием или заснеженным дорожным полотном, а также низкое сопротивление качению. Большое количество натурального каучука сохраняет эластичность смеси в широком диапазоне температур.

— Кстати, основной причиной потери сцепления шины с дорогой как в летнее, так и зимнее время специалисты называют эффект аквапланирования, о котором вы только что упомянули. С этой проблемой борются все мировые производители шин. Как справляется «Белшина»?

— Большое влияние на эффект аквапланирования оказывает рисунок протектора шины. Прямые, широкие, глубокие и часто расположенные канавки на протекторе шины способствуют оптимальному удалению воды из зоны контакта шины с дорогой, тем самым улучшая их сцепление. У гладкой шины (типа слик), например, коэффициент подъемной силы на водяном клине в два раза выше, чем у шины с рисунком.

Постоянная модернизация геометрии рисунка протектора в шинах ОАО «Белшина» позволяет достичь эффективного выведения воды из пятна контакта и уменьшить эффект аквапланирования.

«Белшина» — это знак качества
«Белшина» — это знак качества
«Белшина» — это знак качества

— Какие еще прорывные новинки стоит ждать рынку в 2024 году от «Белшины»?

— Планов у нас много, в том числе по освоению и постановке на серийное производство 21 модели шин.

Для белорусских комплектующих предприятий, в частности для производителей сельскохозяйственной техники, уже сейчас разрабатываем линейку шин GALERO с новой технологией Ultraflex. Для подземной (шахтной) техники, выпускаемой на Могилевском автомобильном заводе, создаем импортозамещающие шины с посадочным диаметром 24—29 дюймов и грузоподъемностью 15—50 тонн.

В первом квартале 2024 года мы намерены поставить на серийное производство новую высокоскоростную легковую шину c посадочным диаметром 20 дюймов. Это будет 245/40R20 модели BEL-339, которую отличает дорожный ассиметричный рисунок протектора линейки Artmotion HP ASYMMETRIC. Также в планах две новые линейки легковых шин: Artmotion PREMIUM с дорожным рисунком протектора и Artmotion PREMIUM SNOW — с зимним рисунком.

В рамках мировой тенденции развития электротранспорта перед нами стоит задача заняться разработкой соответствующих моделей шин.

Конечно, продолжится работа по освоению и внедрению новых материалов, что позволит улучшить эксплуатационные характеристики шин и обеспечить бесперебойную работу всего предприятия.

 — Какие профессиональные советы по эксплуатации, хранению шин можете дать нашим читателям?

— Есть несколько простых правил, следуя которым можно продлить срок эксплуатации шин. Первое — регулярный контроль давления в шинах. Второе — использование шин строго по сезонам. Третье — контроль внешнего состояния шин, причем это распространяется на летние и зимние шины в равной степени. На шине не должно быть порезов, трещин, торчащих нитей, посторонних предметов. Четвертое — стиль вождения: резкое торможение без особой на то нужды или разгон шинам не на пользу.

Хранить шины (без дисков) лучше в вертикальном положении. Во избежание деформации резины шину рекомендуется время от времени прокручивать. Шины с дисками стоит подвесить или сложить горизонтально. Идеальное место для хранения — темное, проветриваемое помещение, например гараж. Желательно поддерживать постоянную температуру: от +10 °С до +17 °С. Если для отопления гаража используются нагревательные приборы, то шины необходимо располагать на расстоянии минимум полтора метра от них.

ФОТО Виктория Анискевич-Клопоцкая, Евгений Морозов, Ольга Дубинчик, Олег Фойницкий (БЕЛТА)

«Белшина» Александр Ковалёв «Made in Belarus» Год качества
11 Января 2024
2039
Рейтинг: 4