Поиск

Поток

ПЕРСПЕКТИВЫ РЫНКА АВТОМОБИЛЬНОГО ТОПЛИВА БЕЛАРУСИ

20 Декабря 2019

Для белорусской нефтепереработки планы на 2020 год формируются с учетом внешних факторов как «уравнение со многими неизвестными».

Сколько нефти будут перерабатывать белорусские НПЗ, что повлияет на цены на топливо и останется ли актуальной стратегия «копейки»?

На эти и другие вопросы портала НЕФТЕХИМИЯ отвечает заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Андрей БУНАКОВ.

заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Андрей БУНАКОВ

— Андрей Николаевич, в декабре Беларусь и Россия подписали индикативный баланс, согласно которому в нашу страну будет поставлено 24 млн т нефти. Как планируется распорядиться этим объемом?

цитата

— Технические возможности первичных и вторичных процессов белорусских НПЗ позволяют обеспечить переработку нефти в объеме 24 млн т в год — по 12 млн т на каждом НПЗ. В I квартале 2020 года «Нафтан» готов переработать 3 млн т, Мозырский НПЗ — 2,9 млн т.

Нефтепродукты, которые вырабатывают белорусские НПЗ, соответствуют всем международным требованиям по качеству и востребованы на внешних рынках. Направления продаж нефтепродуктов прорабатываются и определяются Белорусской нефтяной компанией с учетом логистики поставок и других условий реализации.

— Каким образом такой объем нефтепродуктов будет транспортироваться?

цитата

— Это не новый опыт для обеих сторон. В 2015 году на наши заводы было поставлено 23,5 млн т нефти. У нас и сегодня есть возможность переработки таких объемов, имеется необходимая транспортная инфраструктура. И отечественные заводы, и наш постоянный партнер — Белорусская железная дорога готовы обеспечить перевозку всего объема нефтепродуктов.

— В республиканском бюджете на 2020 год заложена цена нефти в 60 долларов за баррель. Однако, по прогнозам экспертов, цена нефти в течение года будет расти. Какие прогнозы дают эксперты?

— В декабре 2019 года рост цены нефти продолжился, средняя котировка возросла до 66,3 доллара за баррель, в отдельные пиковые моменты она достигает уже 69 долларов за баррель. С учетом роста котировок нефти (более чем на 15%), негативного влияния налогового маневра и вызванных этим колебаний курса белорусского рубля цена сырья, поставляемого на белорусские НПЗ, возросла на 34% по сравнению с декабрем 2018 года.

В результате снижается эффективность нефтепереработки, ведь в себестоимости нефтепродуктов около 90% занимает нефть и другие ресурсы, приобретаемые за валюту.

По результатам заседания Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК) 5—6 декабря в Вене страны-участницы обязались сократить нефтедобычу в общей сложности на 1,2 млн баррелей в сутки. Сокращение предложения всегда ведет к росту цены.

На рост цены нефти также влияет прогресс в урегулировании торгового спора между США и Китаем и замедление роста нефтедобычи в Соединенных Штатах.

Таким образом, на следующий год вырисовывается перспектива роста котировок на углеводородное сырье. Согласно последним отчетам ОПЕК и информации международных инвестиционных банков рынок столкнется с дефицитом «черного золота».

Все эти факторы могут привести к росту котировок, которые превысят 80 долларов за баррель.

Стоимость топлива в Беларуси по сравнению со странами - соседями

— Но от цены нефти зависят цены на топливо у всех наших соседей, кроме России, которая имеет собственную нефтедобычу.

— Близлежащие европейские рынки в течение года под воздействием роста котировок на нефть провели коррекцию цен на 2—7%. Индексировались и белорусские цены на моторное топливо, но они остаются на 30—40% ниже, чем на сопредельных европейских и украинском рынках. Таким образом реализуемая концерном стратегия ценообразования обеспечивает баланс интересов производителей и потребителей.

— Что конкретно предпринимается для обеспечения этого баланса?

цитата

— Наша стратегическая цель — сохранить энергетическую безопасность Беларуси. Добиться этого можно только при устойчивом развитии отечественной нефтепереработки.

Отсутствие нефтеперерабатывающих мощностей в стране автоматически приводит к подорожанию топлива, поскольку цены и условия диктуют зарубежные поставщики.

 

Белорусские НПЗ системно повышают эффективность и снижают затраты на производство за счет модернизации и реконструкции технологических объектов. Экономический эффект от реализации мероприятий по снижению затрат за 2019 год оценивается в 60 млн долларов.

Так, в целях повышения операционной эффективности действующего производства в текущем году в ОАО «Мозырский НПЗ» реализован проект по увеличению производительности комбинированной установки каталитического крекинга. Это позволит за счет переработки дополнительного количества гидроочищенного вакуумного газойля повысить выход высоколиквидных нефтепродуктов — автомобильных бензинов.

Стоимость корзины выпускаемой продукции растет в том числе за счет повышения качества и расширения ассортимента.

Освоено производство автомобильного бензина АИ-100-К5 Евро, предназначенного для заправки высокофорсированных двигателей, а также новых видов реактивного и дизельного топлива, смазочных масел и битумов.

В настоящее время на отечественных нефтеперерабатывающих заводах на завершающем этапе находятся два крупных инвестиционных проекта, направленных на увеличение глубины переработки нефти.

Важность и актуальность устойчивого развития производств были подчеркнуты Главой государства 17 декабря 2019 года на совещании о реализации значимых инвестиционных проектов

— Продолжит ли концерн «Белнефтехим» следовать стратегии поэтапного изменения цен на топливо?

цитата

— Какие бы аргументы не выдвигали критики, стратегия поэтапного изменения цен на топливо пока остается самым оптимальным вариантом для соблюдения баланса соотношения «цена-качество» продукции белорусской нефтепереработки и для защиты интересов автовладельцев.

ФОТО Дарья Хачирашвили

 

 

Самое интересное в белорусской нефтехимии всегда на нашем Telegram-канале. Присоединяйтесь!

 

 

 

 

Белнефтехим Нефтепереработка Изменение цен Рынки
20 Декабря 2019
7393
Рейтинг: 4