Поиск

Поток

ГОМЕЛЬСКАЯ "ДРУЖБА" КРЕПКА И НАДЕЖНА

01 Декабря 2014
Светлана Сабило

Светлана Сабило

Обозреватель
ГОМЕЛЬСКАЯ

Ремонт трубопровода Гомельтранснефть Дружба ОАО «Гомельтранснефть Дружба» — одно из крупнейших предприятий Беларуси, оказывающих значительное влияние на экономику государства и его энергетическую безопасность, отмечает в ноябре 50-летний юбилей.

Генеральный директор ОАО «Гомельтранснефть Дружба» Сергей Васильевич Сосновский, который проработал в системе трубопроводного транспорта более 30 лет, отвечает на вопросы корреспондента журнала «Вестник Белнефтехима».


— Сергей Васильевич, 50 лет для магистрального нефтепровода — это много или мало?

— 5 десятилетий — это целая эпоха становления трубопроводного транспорта, который до сих пор не потерял свою актуальность. Система нефтепровода «Дружба» и сегодня является одной из самых крупных в мире: по протяженности, объемам транспортировки, задачам, которые она решает.

Работа белорусского участка очень важна и серьезна, потому что мы находимся у границ европейских потребителей российского черного золота.

 Сергей Васильевич Сосновский

Кстати, гомельская «Дружба» всегда была пионером в применении новых технологий и энергоэффективного оборудования. В трубопроводном транспорте все меняется очень стремительно, даже уровень технической оснащенности специализированных подразделений, ремонтных и т. п. Например, когда заработал нефтепровод «Дружба», не было систем внутритрубной диагностики, а развитие систем автоматики находилось на гораздо более низком уровне.

Гомельтранснефть Дружба трубопровод

Сегодня мы уже используем микропроцессорную технику 3-го поколения и вышли на уровень эксплуатации нефтепровода в режиме так называемой малолюдной технологии. Это значит, что нефтеперекачивающие станции, расположенные по всей стране, управляются из центрального диспетчерского пункта, который находится в Гомеле.

— Чтобы эксплуатировать высокотехнологичный и с точки зрения промышленной безопасности очень сложный объект, требуются весьма подготовленные специалисты. Что для этого делается на предприятии?

— Мы уделяем этому вопросу пристальное внимание. Примерно 30% персонала предприятия каждый год проходят переподготовку или повышение квалификации, практически 100% рабочих — ежегодные курсы техучебы. Мы стимулируем повышение квалификации за счет проведения конкурсов профессионального мастерства — организуем их каждый год. Даже утвердили специальный знак «Лучший по профессии». Вместе с ним победители получают материальное вознаграждение и сертификат. Но сертификат действует в течение года, т.е. через год работник должен подтвердить, что он лучший.

Ремонт трубопровода Гомельтранснефть Дружба

Такой подход к проведению конкурса стимулирует стремление к постоянному совершенствованию профмастерства. Это очень эффективно. Когда в августе этого года на базе нашего предприятия проводился международный конкурс среди пяти крупнейших нефтетранспортных компаний СНГ, мы доказали, что у нас работают действительно высококвалифицированные рабочие и инженеры, которые сумели их подготовить, ведь по 4 профессиям наши работники завоевали первые (!) места.

В командном зачете ОАО «Гомельтранснефть Дружба» заняло второе место. На мой взгляд, сегодня уровень квалификации нашего персонала довольно высок и это позволяет нам на протяжении многих лет удерживать планку надежного партнера. Мы не сорвали ни единой поставки как на Мозырский НПЗ, так и в страны Европы.

— ОАО «Гомельтранснефть Дружба» высокорентабельное предприятие. В чем основная причина успеха: в монополизме или эффективности работы?

Мы оптимизировали структуру, численность и затраты. У нас по сравнению с российской компанией на километр нефтепровода — 0,74 штатные единицы, у них — 1,5. Получается, что по сравнению с ОАО «АК «Транснефть» в ОАО «Гомельтранснефть Дружба» в 2 раза меньше численный состав, занимающийся обслуживанием нефтепровода. Это тоже приводит к снижению себестоимости.

— А как уменьшаете основную статью затрат — расходы на электроэнергию?

— Мы постоянно занимается этим вопросом, оптимизируем технологические режимы и т. п. В результате за последние 7 лет удельное потребление электроэнергии снижено более чем на 35%. Обратите внимание, что этот показатель не зависит от объемов транспортировки нефти. Он характеризует, сколько киловатт-часов электроэнергии тратится на перекачку одной тонны нефти на тысячу километров. Если в 2007 годы этот показатель составлял 13,76 киловатт часов, то в 2013 году — 10,08.

Насосная Гомельтранснефть Дружба
Насосная «Гомельтранснефть Дружба»

Соответственно, если раньше в себестоимости наших услуг электроэнергия доходила до 60%, то сегодня — 35—40%, максимум 45%. Мы значительно снизили эту затратную часть. Кроме этого, как показал анализ, начиная с 1999 года благодаря последовательным действиям Совета Министров и концерна «Белнефтехим» по проведению грамотной тарифной политики увеличилась выручка.

Разумеется, росла и стоимость наших услуг. Так, если в 1999 году выручка составила 120 млн долларов, то в 2013 году — почти 266 млн долларов. Таким образом, валютная выручка ОАО «Гомельтранснефть Дружба» за 15 лет увеличена более чем в 2 раза.

— Какова политика вложения средств в обновление основных фондов? Что уже сделано в этом направлении?

— Подчеркну, что нефтепровод не промышленное предприятие и продукцию не выпускает. Нам не нужно обновлять технологические линии, ассортимент выпускаемой продукции и т. п. Но ежесуточно через нас проходит нефтяное сырье, стоимостью 160 млн долларов. А подход у нас государственный и политика такова: затраты на инвестиционную деятельность мы ведем, исходя из технологической потребности и разумной достаточности.

— Что имеется в виду?

— Если основные фонды соответствуют требованиям пожарной, экологической и производственной безопасности, они продолжают работать. Если внутритрубная диагностика выявляет необходимость обновления, то для этого предпринимаются все меры. Кстати, в 1998 году был проведен независимый технический аудит и составлена комплексная программа техперевооружения ОАО «Гомельтранснефть Дружба», которая успешно выполнена. Благодаря проведенной за последние годы работе по обновлению основных фондов, а на это ежегодно направлялось 30—40 млн долларов, износ составляет лишь 46%!

Программа перспективного техперевооружения предприятия обновлена до 2020 года и утверждена концерном «Белнефтехим». Основная технологическая задача — реконструкция насосных станций, системы электроснабжения. Мы это завершили. Сегодня средства вкладываются в развитие резервуарного парка и модернизацию линейной части нефтепровода. Прежде всего, в замену высоконапорных участков. Сейчас идет проектирование на участке за НПС «Гомель» и НПС «Туров».

Под замену идут участки примерно по 20 км. Внутритрубная диагностика позволяет точно выявлять все дефекты. Иногда целесообразнее не заниматься ремонтом, а вырезать проблемный участок и построить новый. При этом учитывается и фактор снижения объемов транспортировки.

Ремонт трубопровода

Например, по ЛПДС «Мозырь» идет прокачка на Украину. Объемы снизились и больше в таком количестве не предвидятся. Зачем нам агрегаты, производительностью 7 тыс. м³, если будет достаточно 3,6 тыс. или 4 тыс. м³? Такой у нас принцип подхода. Не надо менять трубопровод, если диагностика показывает остаточный ресурс, — идет снижение рабочего давления.

Общеизвестно, что до 2016 года примерно 60% нефтеперерабатывающих заводов России перейдут на выпуск топлива, соответствующего требованиям Технического регламента, аналогичным Евро-5. Соответственно, будет экспортироваться не сырье (нефть), а продукция с добавленной стоимостью — дизтопливо, бензин и т. д. Мы тоже это учитываем.

В техническом коридоре у нас лежит несколько трубопроводов. Например, на трассе Мозырь-Брест — три трубопровода, и можно один из них выделить под продукт другого назначения. В связи с этим предприятие приступило к реализации проекта (уже идет интенсивное проектирование) нефтепродуктопровода Мозырь — «Бернады-Прилуки». Он пройдет из Мозырского НПЗ в нашем техническом коридоре с поставкой нефтепродуктов на нефтебазы «Кобрин», «Пинск», «Волковыск» и «Бернады-Прилуки».

— Проекты осуществляете за счет собственных инвестиций?

— Все планируется сделать именно за счет собственных средств. Кстати, ОАО «Гомельтранснефть Дружба» в год имеет примерно 100 млн долларов чистой прибыли. И у нас будет достаточно средств, чтобы поэтапно реализовать этот очень серьезный проект. Он важен и для страны в целом. Это улучшит логистику поставок нефтепродуктов, что, несомненно, снизит стоимость доставки. Есть и другие выгоды, которые вполне реальны и очевидны: отпадет необходимость в курсировании по этому маршруту тяжеловесных бензовозов. А это, в свою очередь, приведет к уменьшению износа подвижного состава и автодорог, повысит безопасность и эффективность автомобильного сообщения в этом направлении, улучшит экологическую безопасность.

— Сергей Васильевич, на каком этапе реализация программы реконструкции подводных переходов нефтепровода «Мозырь-Брест», а также программа модернизации резервуарного парка на ЛПДС «Мозырь»?

— Реконструкция подводных переходов маршрута Мозырь-Брест находится примерно на половине пути. На всех шести переходах через водные преграды резервные нитки уже успешно заменены, сегодня идет проектирование и замена основных ниток. Все работы необходимо завершить к 2020 году. Вместимость резервуарного парка за последние 10 лет увеличена почти вдвое. В ближайшие пять лет будет завершена поэтапная программа его модернизации.

— Сохраняются ли технические возможности прокачки нефти на НПЗ Беларуси из портов Черного моря? В чем ценность таких возможностей?

— Сегодня есть технологическая возможность транспортировки нефти из Черноморского бассейна. Это касается нашего маршрута, который работал весь 2011 год, — поставка нефти «Азери Лайт» из Черноморского бассейна на Мозырский НПЗ. Напомню, был прокачан почти 1 млн т азербайджанской нефти. Маршрут опробован, год работал и при соответствующих договоренностях между поставщиками и потребителями вполне может функционировать.

— На Ваш взгляд, какова современная ситуация и основные тенденции в развитии трубопроводного транспорта?

— В прошлом году 27% экспортных российских поставок нефти прошли через нашу систему. Но, несмотря на это, ОАО «АК «Транснефть» имеет профицит мощностей примерно 60 млн т в год. Добыча нефти в России стабилизировалась, а внутреннее потребление растет. Российские НПЗ модернизируются, и в скором времени понадобятся логистические схемы поставок в Европу уже готового продукта — бензина и дизтоплива качества класса Евро. С учетом стратегии развития нефтепереработки и нефтехимии в России и других странах-владельцах сырья, нам необходимо быть готовыми к изменению структуры своей системы. В частности, проработать вопрос о необходимости перепрофилирования части производственных мощностей ОАО «Гомельтранснефть Дружба» под нефтепродукты. Поэтому и начата реализация проекта, о котором я уже упоминал, — строительства нефтепродуктопровода Мозырь — «Бернады-Прилуки».

— Перепрофилировать — технически это несложно?

— Существует ряд технических и технологических операций, которые нужно проделать, чтобы подготовить трубопровод к транспортировке другого сорта нефтепродукта. Нужно провести специальную очистку. Кроме того, государство должно дать разрешение на реализацию продукта, который находится в трубопроводе — нефти. Если ее продать, то за полученную выручку можно купить львиную долю технологического продукта — дизтоплива, чтобы заполнить уже нефтепродуктопровод.

— За счет чего ОАО «Гомельтранснефть Дружба» выдерживает конкуренцию с другими маршрутами транспортировки нефти из России в Европу?

— «Гомельтранснефть Дружба» является надежной системой для поставщиков нефти. Почему? С точки зрения конкуренции трубопроводного транспорта основополагающие принципы — это технологическая надежность и экономическая привлекательность. Первое достигается за счет обновления основных фондов, повышения надежности работы системы, которая исключает какие-то инциденты, аварии, срывы поставок, а экономическая привлекательность достигается по двум основным направлениям. Прежде всего, это — установление паритетного уровня тарифов, а наши услуги дешевле, чем в России и, тем более, Европе. Держать паритетный уровень тарифов, обеспечивая экономическую привлекательность, мы можем за счет уменьшения всех видов издержек.

— Что Вы пожелаете своим коллегам по случаю 50-летнего юбилея предприятия?

— Стараться держать и преумножать достигнутый уровень — высокую эффективность работы предприятия. Чтобы глубокий смысл, вложенный в название нашего предприятия «Дружба», оставался на многие годы элементом корпоративной культуры. Говорят, если у человека нет надежных друзей, то он не будет успешным. А предприятию для работы необходим высокий уровень корпоративных взаимоотношений, направленных, прежде всего, на успешный результат.

Наш первый директор Юрий Дмитриевич Седов говорил, что в коллективе каждый должен нести свой «чемодан», т. е. чтобы каждый работник четко выполнял свои обязанности и был занят своим делом. Тогда вся система работает как часы. Для нефтепроводного транспорта это очень важно. Желаю безаварийной работы, чтобы мы оставались надежными друзьями для наших стратегических партнеров, с которыми выполняем единую задачу по транспортировке нефти потребителям.

Беседовала Светлана САБИЛО, фото автора, Виктории Анискевич-Клопоцкой и из архива предприятия.


СПРАВКА

Итоги работы ОАО «Гомельтранснефть Дружба» за январь-сентябрь 2014 года

За 9 месяцев 2014 года объем транспортировки сохранился на прошлогоднем уровне и составил 46 481,1 тыс. т (январь-сентябрь 2013 г. — 46 478,8 тыс. т). По итогам работы за январь-сентябрь 2014 года объем экспорта услуг достиг 189 658 тыс. долларов. Выручка от реализации за январь-сентябрь 2014 года — 2 257,8 млрд рублей, в том числе от реализации услуг по транспортировке нефти — 1 972,1 млрд рублей.

Выручка от реализации в расчете на одного среднесписочного работника по итогам работы за январь-сентябрь 2014 года составила 1 596,7 млн рублей (темп роста — 109,9%). Себестоимость транспортировки нефти возросла в январе-сентябре 2014 года на 19,6% , в том числе за счет роста расходов на оплату за электроэнергию на 11,2%, что связа но с ростом тарифов.

Следует отметить, что потребление электроэнергии в расчете на 1 ткм в январе-сентябре 2014 года на 1,3% ниже уровня данного показателя за аналогичный период прошлого года. Более значительный рост в январе-сентябре 2014 года отмечается по статьям «Сырье и материалы» и «Работы и услуги производственного характера» — на 31,4 млрд рублей, или на 81,8%.

Это связано с увеличением стоимости и объемов ремонта, производимого подрядными организациями. В целом материальные затраты по транспорту нефти возросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 20,4%. Уровень рентабельности в целом по организации по итогам работы за январь-сентябрь 2014 года составил 60,7%.

Рентабельность услуг по транспортировке нефти — около 163%. Производительность труда по валовой добавленной стоимости в расчете на одного среднесписочного работника за январь-сентябрь достигла 1 139,1 млн руб. (107,4% к уровню аналогичного периода прошлого года).


 

01 Декабря 2014
2640
Рейтинг: 4