Поиск

Поток

ПРОФЕССИОНАЛЫ ЭКСПОРТА

27 Июня 2019
Наталья Нияковская

Наталья Нияковская

обозреватель

Торгово-промышленные палаты — эффективный инструмент улучшения условий бизнеса. А значит, и всей национальной экономики. За 67 лет Белорусская торгово-промышленная палата смогла объединить более 2 300 предприятий и наладить контакты с партнерами по всему миру. О перспективах, которые открывает членство в ТПП, о поддержке производителей и особенностях продвижения нефтехимической продукции за рубеж рассказывает председатель БелТПП ВЛАДИМИР УЛАХОВИЧ.

председатель БелТПП Владимир Улахович

— Владимир Евгеньевич, какие результаты дает сотрудничество между концерном «Белнефтехим» и БелТПП?

— Миссия БелТПП — поддержка и развитие национального экспорта, поэтому на протяжении многих лет мы активно взаимодействуем с концерном «Белнефтехим» как одним из ведущих экспортеров Беларуси. Все наши крупнейшие мероприятия за рубежом, визиты деловых партнеров в Беларусь проходят при участии организаций концерна. Пусть этих предприятий не так много, но доля их вклада в экспортный портфель Республики Беларусь очень велика. Отечественные предприятия нефтехимического профиля производят высококачественную продукцию, востребованную в десятках странах мира. На всех выставках и деловых встречах она неизменно вызывает интерес.

— Какие предприятия нефтехимического профиля входят в состав БелТПП? Что дает членство в вашей организации?

— Среди членов БелТПП — флагманы отечественной нефтехимии: «Нафтан», «Мозырский НПЗ», «Могилевхимволокно», «СветлогорскХимволокно», «Гродно Азот», «Белшина» и многие другие.

Всем предприятиям мы максимально стараемся оказывать помощь в развитии внешнеэкономических связей и продвижении продукции. Прежде всего, это организация участия членов БелТПП в бизнес-форумах, деловых визитах за рубеж, контактно-кооперационных биржах. Концерн «Белнефтехим» всегда солидно представлен на подобных мероприятиях. Например, в апреле на бизнес-форуме в рамках визита Президента Республики Беларусь в Турцию белорусские предприятия заключили контракты на общую сумму 325 млн долларов, из них 300 млн долларов — это соглашения на поставку нефтехимической продукции. В качестве примера можно назвать и Форум регионов Беларуси и России в Могилеве, в рамках которого БелТПП проводила заседание белорусско-российского делового совета. На его полях «Могилевхимволокно» подписало сразу три контракта.

Еще одно направление сотрудничества — организация участия концерна «Белнефтехим» и его подведомственных организаций в международных выставках. С начала 2018 года насчитывается более 20 подобных проектов в 15 странах. Осенью планируем организовать экспозицию в рамках международной нефтегазовой выставки ADIPEC в Абу-Даби. Это одно из важнейших событий нефтяной промышленности на Ближнем Востоке, участие в нем престижно и значимо.

Также мы оказываем поддержку предприятиям-экспортерам путем выдачи сертификатов и защиты товарных брендов, в том числе на внешних рынках.

— B2B или B2D — какому из этих форматов вы отдаете предпочтение в работе как самому эффективному?

— Эффективный — это тот, который приносит результат. Например, на встречах B2D мы встречаемся с дипломатами разных стран: представляем им белорусскую продукцию, обсуждаем проблемы, решаем организационные вопросы. После таких встреч дипломаты делятся впечатлениями о качестве наших товаров с коллегами и деловым сообществом своей страны, обеспечивая узнаваемость бренда «Сделано в Беларуси».

цитата

Больший эффект я вижу от встреч с партнерами — торгово-промышленными палатами. Во многих странах это, как правило, очень влиятельные структуры, членство в которых обязательно для всех субъектов хозяйствования. Например, вы не откроете бизнес в Германии, Италии, Австрии или Франции, если не станете членом национальной ТПП. У нас членство добровольное. Тем не менее это важный ресурс. Встречи B2B заранее готовятся всеми сторонами: тщательно подбираются кандидатуры для перспективного сотрудничества в зависимости от сфер их интересов. И если мы соединим этот треугольник — предприятия, палаты, посольства, то можем создать хорошую переговорную площадку. То есть оба формата имеют свои достоинства, но наилучший результат мы получаем от B2B.

 

  

Одно из наших главных преимуществ — наличие более 270 соглашений о сотрудничестве с зарубежными партнерами из почти 100 стран. Эти соглашения реально работают и приносят пользу членам БелТПП. Например, когда белорусская делегация промышленников едет в Зимбабве, местная торгово-промышленная палата приглашает на деловую встречу свои компании, которые потенциально могут заинтересоваться сотрудничеством с белорусскими предприятиями.

— Какие еще механизмы можно задействовать для имиджевой поддержки белорусского производителя?

— Главный ресурс для развития любой компании — это люди. Недавно в Минске я встречался с коллегой — американцем, который в свое время помогал нам готовить бизнес-форум в США. У него отлично идет бизнес в Беларуси, нашу страну он называет замечательной, людей — отзывчивыми. Я спросил у него, чего же нам все-таки не хватает, и он ответил: «Here is my advice: be aggressive». То есть в продвижении продукции, своего потенциала надо быть более агрессивными и активными. С точки зрения конкуренции мировой рынок диктует жесткие правила, и мягче они не станут. Поэтому главное — не финансовые инструменты, а способность людей работать в условиях глобального рынка. Я иногда слышу высказывания, что выставки уже не нужны, а с потенциальными партнерами можно общаться по электронной почте или скайпу. Но ничего подобного! Вопросы решаются только при личном общении, в том числе на выставке, где можно продемонстрировать товар вживую, подробно рассказать о его достоинствах, ответить на вопросы, завязать знакомства с потенциальными деловыми партнерами.

— Какие новые рынки готовы принять продукцию нефтехимического профиля?

цитата

— Нефтехимические товары имеют не очень широкую номенклатуру, однако белорусская продукция по-прежнему востребована на разных рынках, она в числе сильнейших и узнаваемых. Резервы для ее экспорта тоже имеются. Сейчас, например, БелТПП готовит национальную экспозицию в Аргентине, которая состоится в июне. Мы проанализировали рынок Южной Америки, объемы наших поставок и пришли к выводу, что белорусский экспорт может увеличиться в четыре раза — за счет калийных удобрений. Кроме того, мы обнаружили новую нишу — поставки белорусских синтетических нитей, которые интересны нашим партнерам в Аргентине.

 

Есть и другие перспективные рынки, заинтересованные в белорусских продуктах нефтепереработки. Например, с продукцией филиала «Завод Химволокно» ОАО «Гродно Азот» есть возможность работать как в европейских странах, так и в Латинской Америке. Интересна и Юго-Восточная Азия: Вьетнам и Китай. В этих странах наблюдается бум промышленного развития. Они используют белорусское сырье для многих своих предприятий.

— Логистическая составляющая не пугает?

— Логистика всегда будет иметь значение, но надо уметь ее оптимизировать. Например, в Китай мы начали поставлять белорусские товары по железной дороге. Это немного дороже, но зато почти на две недели быстрее, чем водным путем. Приведу еще один пример. В 2013 году Президент Республики Беларусь с официальным визитом посещал Индонезию. Тогда многих смущало расстояние от Минска до Джакарты в 10 тыс. км для ведения бизнеса. Но во время переговоров наши предприятия, включая «Белшину», подписали контракты с местными компаниями. Общая сумма соглашений на поставку белорусских товаров в Индонезию составила 400 млн долларов.

— Одно из направлений деятельности БелТПП — бизнес-образование. Насколько оно востребовано? На кого рассчитан курс «Школа экспорта»? 

цитата

— Проект «Школа экспорта» стартовал в прошлом году и довольно быстро получил широкий позитивный резонанс. В обучении практикуем разные форматы. Например, проводим страновые семинары. Легко сказать: «Давайте продавать в Африку!». Но надо понимать, какой это рынок, что там востребовано, как вести диалог с партнерами. Задача БелТПП — способствовать повышению профессиональных навыков у специалистов, которые отвечают за внешнеэкономические связи белорусских предприятий.

 

В 2018 году мы провели семинар, на который пригласили дипломатов и представителей компаний из африканских государств. Они рассказали специалистам наших предприятий о потенциале новых рынков, статистике продаж, востребованности разных групп продукции в странах Африки. Аналогичные семинары мы организовали по странам Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Второй формат подразумевает разработку отдельно взятой темы, интересной белорусским производителям. Например, получение сертификата халяль или экспорт инновационной продукции. Третий формат — обучение специалистов на региональном уровне, реализацию которого мы начали с Оршанского района.

Еще одно направление — это работа с предприятиями в рамках одноименного бизнес-курса «Школа экспорта». Он состоит из 12 базовых модулей, включающих разные направления: логистику, таможенные вопросы, внешнеэкономические договоры, межкультурные коммуникации и т.д. Каждый из вопросов освещают опытные, компетентные в этих сферах специалисты.

«Школа экспорта» оказалась очень востребованной. Ее первыми слушателями стали представители 93 компаний, в числе которых как представители крупных государственных предприятий, так и индивидуальные предприниматели. Для членов Палаты обучение бесплатное. В апреле Центру делового образования БелТПП постановлением Министерства образования предоставлено право реализации образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов.

Развиваем мы и курсы языковой подготовки. В частности, для корпоративных клиентов практикуем выезд наших преподавателей на предприятия.

— Владимир Евгеньевич, в марте был подписан План совместных действий БелТПП и Мининформа по освещению экспортного потенциала Беларуси в СМИ в 2019 году. Что из себя представляет этот документ?

— Два года назад мы приняли Стратегический план развития БелТПП до 2020 года, который предусматривает в том числе активное информационное сопровождение деятельности белорусских экспортеров. В основе документа, который мы подписали с министром информации Александром Карлюкевичем, — поддержка национального экспорта словом и делом, начиная от информации о развитии национального экспорта до освещения опыта и успехов отдельных белорусских предприятий, их продукции.

— То есть масс-медиа отводится важная роль в формировании имиджа отечественных производителей за рубежом?

— Безусловно. Наше государство — серьезный игрок на мировом рынке. Производственные достижения белорусских производителей, экспортный потенциал страны должны получить соответствующее достойное информационное сопровождение как внутри страны, так и за рубежом.

И впредь девиз Белорусской торгово-промышленной палаты «Успешный бизнес. Сильная страна» мы будем претворять в жизнь по всем возможным направлениям поддержки наших экспортеров.

 

ФОТО предоставлено БелТПП

 

Самое интересное в белорусской нефтехимии всегда на нашем Telegram-канале. Присоединяйтесь!

 

27 Июня 2019
1265
Рейтинг: 4