Поиск

Поток

БЕЛОРУССКИЕ НПЗ: В БУДУЩЕЕ — С УВЕРЕННОСТЬЮ

29 Декабря 2017

Четверть мировых нефтеперерабатывающих заводов рискуют закрыться к 2035 году — такие мнения стали появляться в экспертном сообществе.
Они опираются на то, что ожидаемый рост продаж электромобилей и повышение эффективности двигателей внутреннего сгорания, а также реактивных двигателей замедлят рост спроса на бензин, дизельное авиационное топливо, что в свою очередь потенциально окажет давление на прибыль. Согласно докладу исследователей из Carbon Tracker, шведского инвестиционного фонда AP7 и датского пенсионного фонда PKA, такие  компании как Chevron, Royal Dutch Shell, Total и крупнейший в Китае нефтеперерабатывающий завод Sinopec, могут столкнуться со снижением прибыли на 70%. По прогнозируемому сценарию Международного энергетического агентства, всемирное ограничение глобального потепления до 2 °C снизит спрос на нефть на 23% в период между 2020 и 2035 годами.  «Последствия достижения мира в 2 °C намного более пагубны для сектора переработки, чем для сектора добычи, поскольку это приводит к структурной избыточной емкости и связанной с этим плохой рентабельности переработки», — утверждает Алан Гелдер, вице-президент по исследованиям в консалтинговой компании из Эдинбурга Wood Mackenzie. В соответствии с этим сценарием для удовлетворения мирового спроса потребуется только 62% всего имеющегося в мире потенциала переработки. Учитывая стратегическую значимость для мировой и отечественной экономики углеводородов, редакция обратилась за экспертными комментариями к людям, знающим нефтяную отрасль изнутри и видящим картину ее развития не только на сегодня, но и на ближнюю и отдаленную перспективу. 
Владимир АГАБЕКОВ, академик, директор Института химии новых материалов Академии наук Республики БеларусьВладимир АГАБЕКОВ, академик, директор Института химии новых материалов Академии наук Республики Беларусь:
— Начать хочу с уточнения: стратегическое развитие мировой нефтепереработки на ближайшую и отдаленную перспективу в свете бурного развития технологий — один из самых дискуссионных вопросов не только сегодняшнего дня, но и прошлого столетия. Считаю, что утверждение о закрытии четверти всех НПЗ в мире к 2035 году сильно преувеличены. По этому вопросу лидерами мирового рынка проведены серьезные исследования стратегии развития. Так, нефтяная компания SHELL ожидает, что спрос на нефть будет оставаться сильным на протяжении нескольких десятилетий: благодаря потребностям тяжелой транспортной, авиационной и химической промышленности. По данным BP StatisticalReviewofWorldEnergy, в 2013 году потребление энергии в мире было распределено следующим образом: нефть 33,1%,  уголь 29,9%,  газ 23,9%, гидроэнергия 6,7%, атомная энергетика 4,5%. И только 1,9% приходилось на возобновляемые источники. А теперь представьте, что за 18 лет все поменяется местами. Подобное просто нереально. Такое развитие событий может быть в какой-то степени допустимым на гораздо более отдаленный промежуток времени.
Утверждения о закрытии такого количества НПЗ еще опираются и на слухи об истощении запасов нефти в мире.
И здесь хочу также прояснить картину. Доказанные запасы нефти в мире на 2015 год составляли примерно 1 657,4 млрд баррелей (предполагаемые — 300—1 500 млрд баррелей). А например, к началу 1973 года они оценивались в цифру почти в три раза меньшую — в  570 млрд баррелей. Таким образом, в мире идет рост разведанных запасов углеводородов. Не столь значительно, но все же увеличивается и потребление нефти — за последние 40 лет оно выросло с 20 до 32,4 млрд баррелей в год. При этом начиная с 1984 года годовой объем мировой нефтедобычи превышает объем разведываемых запасов нефти. Мировая добыча нефти в 2015 году достигла почти  32,7 млрд баррелей в год. Таким образом, при нынешних темпах потребления доказанных запасов нефти хватит примерно на 50 лет, предполагаемых запасов — ещё на 10—50 лет.
Хочу обратить внимание и на то, что потребность мировой экономики в углеводородах  способствует наращиванию разведанных запасов нефти, ее добыче и переработке.
В 1970 году промышленных запасов нефти в мире должно было хватить на 20—30 лет. И если бы на рынке не произошло никаких изменений, то мы бы уже сейчас жили в мире без нефти. Но они произошли: цена на нефть выросла в десятки раз. Как известно, запасы нефти бывают промышленные, разведанные  и прогнозные. Промышленные запасы — это такие, которые выгодно разрабатывать при данном уровне мировых цен. Если цена на нефть вырастет до 300 долларов за баррель, то огромные запасы нефти из просто разведанных станут промышленными, и нефти хватит еще на 30 лет. Кроме того, с ростом цен на нефть разрабатываются все новые способы ее экономного расходования. Это позволит растянуть промышленные запасы не на 30, а на 50 лет. При высоких ценах на нефть будет больше вкладываться денег в разработку новых технологий добычи. В результате начнут добывать нефть с глубины в несколько километров, станут выцеживать ее из нефтяных песков (tarsands — их в Северной Америке очень много), повышать коэффициент использования действующих скважин и т.д.
Нельзя сбрасывать со счетов и открытия новых месторождений.
Так, в ноябре текущего года президент Мексики заявил об обнаружении в стране самого крупного за 15 лет месторождения нефти, первоначальный объем резервов которого оценивается более чем в 1,5 млрд баррелей. Крупные запасы углеводородов обнаружила и китайская нефтяная компания PetroChina. Как сообщило 1 декабря агентство «Синьхуа», объем геологических запасов нефти в месторождении составляет 1,24 млрд т, из которых 520 млн являются доказанными. Геологическая служба США обнаружила на западе Техаса самое большое месторождение нефти в стране. По данным ведомства, там хранится примерно 20 млрд баррелей нефти. Ну и наконец, более активным станет поиск новых месторождений, в том числе на прибрежном шельфе. Под дном океана — очень много углеводородов. Так что можно не беспокоиться — на XXI век нефти хватит.
Не грядет закат «нефтяной эры» и с развитием альтернативных источников энергии.
Еще в 1975 году лауреат Нобелевской премии, академик Петр Капица в качестве основных источников энергии для человечества в будущем рассматривал ядерную и термоядерную энергетику. На пути становления атомной энергетики в качестве главного источника энергии для человечества он определил три главные проблемы: проблему захоронения радиоактивных отходов, критическую опасность катастроф на атомных станциях и проблему неконтролируемого распространения ядерного оружия. С тех пор были Чернобыль и Фукусима. Проблема захоронения радиоактивных отходов (о  ней мало говорят) технически не решена и, по сути, переложена на следующие поколения.
Объемы потребления нефти сегодня поистине впечатляющие.
Например, чтобы произвести столько же энергии, сколько ее содержится в потребляемой нефти, необходимо построить порядка 4 000 атомных станций по 1,5 ГВт каждая. На сегодня в мире примерно 440 действующих атомных реакторов общей мощностью около 363 ГВт. Если построить еще 4 000 атомных реакторов в соответствии с существующими технологиями, то все известные запасы урана будут использованы буквально за 10 лет. Как результат, вклад, вносимый атомной энергетикой в мировое потребление энергии, весьма скромен и составляет всего 4,5%. С термоядерной энергетикой тоже не все просто. В мире построено около 300 реакторов (стоимостью примерно в 150 млрд. долларов). Ни один из них не пригоден для промышленных целей. Энтузиаст термоядерной технологии академик Евгений Велихов считает, что мощность коммерческих термоядерных реакторов к концу XXI века во всем мире не превысит 100 ГВт. Замечу, что установленная мощность всех источников энергии на земном шаре в настоящее время выше 3,5 ТВт. По данным BP StatisticalReviewofWorldEnergy, в 2013 году  потребление энергии в мире за счет возобновляемых источников составило всего 1,9%. Так что альтернативные источники в мировой экономике можно исключить из числа конкурентов нефти на ближайшее будущее. Конечно же, научная мысль готовит в будущем еще много открытий. Но в любом случае на рынке лучше и увереннее себя  будут чувствовать не устаревшие предприятия, а современные, сложные нефтеперерабатывающие заводы, которые могут производить более качественные и более чистые виды топлива. Именно к такой категории заводов можно отнести модернизированные белорусские НПЗ.
Андрей Рыбаков, заместитель председателя концерна «Белнефтехим»Андрей Рыбаков, заместитель председателя концерна «Белнефтехим»:
— Основными задачами концерна «Белнефтехим» и белорусских нефтеперерабатывающих заводов являются обеспечение эффективной переработки поставляемой нефти и постоянное повышение качества выпускаемой продукции. В настоящее время отечественными НПЗ осуществляется крупномасштабная модернизация, направленная на увеличение глубины переработки нефти и отбора светлых нефтепродуктов, что существенно повысит конкурентоспособность белорусской нефтепереработки. Стоит отметить, что белорусские НПЗ являются не только производителями моторных топлив, но и источником сырья для белорусской нефтехимической отрасли. На них выпускаются ароматические углеводороды, нефрасы, гачи и петролатум, рефлюкс и прямогонный бензин, которые претерпевают дальнейшие переделы с конечным выпуском лаков и красок, химических волокон, полиэтилена и других товаров. Производимая продукция поставляется предприятиям министерств промышленности и энергетики, концернов «Беллегпром» и «Беллесбумпром». Таким образом, отечественные НПЗ нельзя рассматривать только как источник моторных топлив. В настоящее время это предприятия, выпускающие около 100 наименований товарной продукции высокого качества. При разработке дальнейшей стратегии развития белорусских НПЗ рассматриваются варианты производства иных нефтехимических продуктов, которые будут востребованы как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами. Фото Дарьи ХАЧИРАШВИЛИ и предоставлены «Вестником Нафтана»

 

29 Декабря 2017
1727
Рейтинг: 4