Герой этой публикации — уроженец деревни Белынковичи Костюковичского района Могилевской области. Он кандидат технических наук, академик Белорусской инженерной академии, заслуженный рационализатор Республики Беларусь, кавалер ордена Дружбы народов, «Ганаровы нафтавiк», автор ряда оригинальных технических решений и в то же время мастер тонкой поэтической лирики, член Союза белорусских писателей, автор поэтических сборников.
Он сочиняет музыку на собственные стихи, музицирует, пишет маслом портреты, пейзажи. Наверное, гомельчане уже понимают, о ком идет речь. Да, это бывший главный инженер ОАО «Гомельтранснефть Дружба» Александр Михайлович Бордовский, который 3 мая отмечает 70-летний юбилей.
Он бодр, как и прежде, полон творческих замыслов. Один из которых — презентация нового поэтического сборника «Пералётныя птушкi». Александр Михайлович в целом настроен оптимистично и полон интереса к жизни. Корреспонденты «Вестника Белнефтехима» недавно побывали у него в гостях в агрогородке Бобовичи.
Александр Бордовский живет в небольшом частном доме вместе с женой Валентиной Ивановной, занимается хозяйственными делами, творчеством и, конечно же, рационализирует окружающую обстановку. Поэтому у него оригинальное устройство въездных ворот, особенная теплица, крыша для бассейна, даже погреб сделан необычно. Словом, кругом внедрены рациональные идеи. Такой уж это «неабыякавы да жыцця» человек. бодр, как и прежде, полон творческих замыслов. Один из которых — презентация нового поэтического сборника «Пералётныя птушкi». Александр Михайлович в целом настроен оптимистично и полон интереса к жизни. Корреспонденты «Вестника Белнефтехима» недавно побывали у него в гостях в агрогородке Бобовичи.
На волне воспоминаний
Жизнь послевоенного поколения была нелегкой, но Александр Бордовский с юных лет привык преодолевать трудности.
— В школу ходил два километра через лес. В старших классах учился во вторую смену, — вспоминает Александр Михайлович свое детство. — Бывало, возвращался домой затемно в одиночку. Однажды иду из школы. Светит луна, а волк сидит на опушке леса и воет. Но заметил-то я его не сразу. Думаю, откуда такой странный звук? Ощущение не из приятных. Но куда денешься? Пошел дальше…
Мы входим в дом и поражаемся обилию и разнообразию комнатных растений. Цветущие орхидеи буквально завораживают! У такого дома явно хорошая энергетика и, разумеется, заботливая хозяйка.
На второй этаж поднимаемся по почти вертикальной деревянной лестнице («как на флоте», предупреждает хозяин, и взмывает по ней вверх) в комнату, где Александр Михайлович занимается творчеством. По сути, это художественная мастерская. Настоящий мольберт, кругом картины, некоторые еще не закончены. Стены украшают в основном портреты. Они сделаны по фотографиям прошлых лет, иногда очень далеких.
— Вот родительский дом, таким он был в моем детстве. А это молодые отец с матерью, — рассказывает автор о своих работах.
Видим набросок картины, на которой оживают поколения семьи Бордовских.
— Дедушка с бабушкой, их дети, внуки. Мальчик в коричневом костюмчике — это я, — уточняет Александр Михайлович. — Вот портрет матери, когда она была молодой… А здесь она уже в старости. Добрые, мудрые мамины глаза… Удачный портрет, на мой взгляд. Мне нравится рисовать портреты — в них соврать нельзя.
Бабушкин портрет. Пронзительный взгляд, суровое сухощавое лицо пожилой женщины в платке.
— Она была своеобразная… Владела врачеванием и даже какой-то магией, — вспоминает Александр Михайлович. — К ней многие обращались по поводу болезней, и она всем помогала, лечила. И меня тоже. Бывало, ударишься или поранишься — бегом к бабке. Она пошепчет что-то. Заснешь, а когда встанешь — ничего не болит, все прошло, будто ничего и не было.
Перенять от бабушки дар врачевания Александр не захотел, а ведь она предлагала...
Глядя на картину отчего дома, Александр Михайлович с горечью говорит, что родная деревня умирает. А раньше жизнь ключом била: работали спиртзавод, хлебопекарня, маслосыродельный завод, леспромхоз.
— Заготавливали лес и отправляли его по железной дороге, которая пролегла через деревню, — вспоминает собеседник. — После войны строили новые дома, все развивалось. Сегодня все свернули, закрыли. А надо было сохранить. Постоянно туда приезжаю. В Белынковичах все мои предки лежат. В 1965 году, когда покидал деревню, все еще было нормально… Конечно, уехав из деревни, я тоже внес свою лепту в угасание ее жизни. Но что бы я там делал? Все было поставлено так, чтобы потихоньку свернуть развитие.
Перипетии судьбы
На просьбу рассказать какой-нибудь необычный случай из жизни, например связанный с работой, Александр Михайлович задумчиво произнес, что жизнь — это и есть самый большой случай, который открывает различные возможности, варианты пути.
— Я же не после школы на нефтепровод пришел, начинал трудовой путь грузчиком на смолзаводе. Потом жизнь так сложилась, что был завбиблиотекой, освобожденным секретарем комсомольской организации, работал слесарем на машиностроительном заводе под Харьковом, потом уехал в Казахстан и в Джамбуле трудился на химзаводе. Кстати, в этом городе я окончил технологический институт. Устроился на суперфосфатный завод, чтобы заработать на жизнь.
К тому времени я был женат, да и мать с сестрой, живя в Белынковичах, нуждались в моей материальной поддержке. Но в Джамбуле мне не нравилось. Поэтому, когда пришло время получать ключи от квартиры, я сказал жене: если пропишемся здесь, то уже не сумеем вернуться на родину. Мы отказались от квартиры, собрали вещи и уехали в Белынковичи.
Валентина тогда готовилась к появлению на свет второго сына. Кстати, Дмитрий сейчас начальник ЛПДС «Мозырь». После его рождения я решил поехать на поиски работы. Причем не знал куда. Сел на поезд, который шел до Унечи, и всю дорогу размышлял, куда направиться: в Украину, Россию или остаться в Беларуси? Вспомнил, что мать ездила по работе в Гомель и хорошо отзывалась об этом городе. Мамино мнение взяло верх.
В Гомеле я никогда не был и решил идти в центр города, ориентируясь по троллейбусным проводам. С небольшим чемоданчиком шел-шел и вышел… на окраину, к троллейбусному депо. Что ж, пришлось идти обратно. В центре был комбинат хлебопродуктов. Зашел туда, мне предложили место мастера в Тереховке от Новобелицкого мелькомбината № 4, пообещали жилье.
Там Александр Бордовский был на хорошем счету, и его направили механиком в Житковичи (где в то время строился крупнейший в Беларуси элеватор), пообещав в течение нескольких месяцев жилье, а в перспективе — должность главного инженера или директора.
— Отработал я это время и вижу, что только фундамент дома заложили. Стройка не движется. Приехал в управление и сказал, что у меня двое маленьких детей и я не могу долго ждать, нужно с ними жить. На что мне ответили: если не понимаешь ситуацию, то тебе не место в нашей системе. Я не стал спорить.
Александр снова круто поменял судьбу, но на этот раз навсегда. Он вспомнил, как в турпоездке, которой его премировали на мелькомбинате, познакомился с «дружбинцами». На прощание нефтепроводчики сказали: «Если жизнь так повернется, что будешь искать работу, то приходи к нам». И в 1975 году Александр Бордовский стал инженером-механиком на станции «Бобовичи».
Все гениальное просто?
— Если сравнить уровень техники, когда я пришел работать, и современный, то это, как говорится, небо и земля. Тогда не было даже узлов торцовых уплотнений. В те годы объемы перекачки были больше, поэтому и насосы работали напряженно, часто останавливались. Было так: ночь работаем, восстанавливаем насос, а через сутки после ремонта он опять выходит из строя. Потом наладили связь с брестским политехническим институтом, в котором сконструировали узлы торцовых уплотнений. Мы сами сделали устройства для заливки подшипников скольжения, усовершенствовали систему маслосмазки, систему разгрузки. В результате добились того, что насосы стали месяцами работать бесперебойно.
Много инноваций придумал и, что самое главное, внедрил Александр Бордовский для технического усовершенствования нефтепровода. Портрет рационализатора красовался на ВДНХ в Москве, ведь Александра наградили серебряной медалью ВДНХ за разработку устройства для перекрытия внутренней полости трубопровода во время ремонтных работ.
Александр Бордовский руководил разработкой технологии ремонта нефтепроводов в заболоченной и обводненной местности, организацией комплексной защиты рек от возможных аварий на подводных переходах.
— В принципе проблем на подводных переходах не было: трубы через такие переходы прокладывались с утолщенной стенкой, соблюдалось повышенное требование к монтажным работам, делали усиленную изоляцию. Но на случай внезапного прорыва трубопровода мы придумали и сделали боновое заграждение русла реки, которое сегодня широко применяется, — вспоминает собеседник. — Плюс осуществили реконструкцию подводных переходов, поставили камеры приема-запуска очистного и диагностического оборудования.
Когда наука дошла до того, чтобы методом внутритрубной диагностики определять слабые места, коррозированные участки трубопровода, была проинспектирована основная нитка, а резервная осталась непроверенной. Мы поставили приемные пусковые камеры и сделали систему, чтобы можно было пропустить диагностический снаряд по резервной нитке. Мне тоже довелось участвовать в этой разработке.
Разумеется, труба со временем коррозирует, появляются дефекты, не совместимые с обеспечением несущей способности, но внутритрубная диагностика позволяет обнаружить и своевременно ликвидировать эти места: то ли катушки вырезать, то ли муфты поставить, то ли давление снизить, — объясняет Александр Михайлович. — В свое время труба первой очереди от Мозыря до Польши была диаметром 630 мм. К сожалению, не совсем хорошо был проведен монтаж, качество трубы было неидеальным. Неудивительно, что при эксплуатации она стала рваться, — а кругом болота…
Пришлось сделать ограничение по давлению, упали объемы перекачки, и труба стала работать на треть своей проектной мощности. А необходимо было увеличивать объемы. Построили вторую нитку, затем третью. Но благодаря внутритрубной диагностике нам удалось ликвидировать изъяны и у 630-миллиметровой трубы первой очереди. Кстати, тема моей кандидатской диссертации: «Восстановление проектной несущей способности нефтепровода диаметром 630 мм». За счет реализации всего того, что было заложено в этой кандидатской, восстановили проектную несущую способность, подняли давление — и труба стала работать как новая!
Тяжелая реанимация
Общепризнанный факт: Александр Бордовский — талантливый инженер, внесший большой личный вклад в реконструкцию резервуарного парка, в том числе в строительство в 2001—2003 годах двух современных экологически защищенных резервуаров объемом 75 тыс. т каждый.
— Станция в Мозыре была проблемной. Поставили резервуар по передовой технологии: с плавающей крышей, двойной стенкой, — вкратце поясняет собеседник.
Но, оказывается, за этими сухими словами стоит непростая история:
— Было это в аэропорту Франкфурта-на-Майне. Я увидел, что авиационное топливо хранится рядом с жилым массивом. Поинтересовался: как такое возможно? Оказалось, что благодаря передовой технологии конструкции резервуаров, — рассказывает Александр Бордовский. — По возвращении на родину я начал изучать, есть ли что-то подобное в СССР. Выяснил, что в стране нет ни одной такой емкости. Кстати, первый передовой резервуар был построен именно в Мозыре. Но добиться решения о его строительстве удалось не сразу.
Наверху мою идею не поддержали, сказали: «Деньги некуда девать? Хватает у вас бочек». Как преодолел это мнение? Не мытьем, так катаньем: сделали разработки, привлекли Киевский институт транспорта нефти. Его специалисты провели расследование всех произошедших аварий, всех нюансов по эксплуатации резервуарных парков, оценили мировой опыт. Вместе мы убедили, что необходимо вкладывать средства в передовые технологии, без них не обойтись. Иначе станцию «Мозырь» пришлось бы закрыть из-за состояния резервуарного парка. А сегодня мозыряне не нарадуются новым резервуарам с передовой технологией. Обновленная станция стоит недешево, но средства, усилия и нервы были потрачены не зря. Считаю, что ЛПДС «Мозырь» успешно реанимирована, так же как и 630-миллимитровая труба.
***
Несмотря на напряженную и очень ответственную работу, а возможно, именно из-за нее, Александр Бордовский в свободное от работы время вместе с семьей занимался художественной самодеятельностью, а также увлекался живописью и продолжал писать стихи, которые, кстати, публиковали даже в «Литературной газете» и в журнале «Нёман». С 2007 по 215 год Александр Михайлович издал три поэтических сборника.
— Корю себя за то, что не перешел на белорусский язык сразу, ведь он из моей речи так и норовит прорваться. Раньше писал в основном на русском… К сожалению, сегодня «матчыну мову» я сравнил бы с родной деревней, — говорит автор стихов «Дружбинского марша».
…Во время нашего визита к Александру Михайловичу еще не было молодой листвы, но его дом утопал в зелени хвойных деревьев и кустарников.
— Люблю, когда в воздухе чувствуется смолистый запах, напоминающий детство, — пояснил хозяин.
Идя по дорожке, мы увидели молодое, выше человеческого роста дерево с длинными мягкими иголками. Его ветви немного перегораживали нам путь.
— Это сибирский кедр. Надеюсь дождаться первого урожая, — лукаво произнес Александр Михайлович.
— И когда же будут орешки? — поинтересовались мы.
— Это дерево плодоносит на 60—80-м году жизни, а сколько ему сегодня, можно узнать, посчитав уровни веток, — объяснил хозяин.
Мы не стали тратить на это время, а предпочли послушать еще одну историю о невероятных событиях жизни этого удивительного человека…
Светлана САБИЛО,
фото Виктории Анискевич-Клопоцкой
и из архива предприятия
Генеральный директор ОАО «Гомельтранснефть Дружба» Сергей Сосновский:
— Александр Михайлович Бордовский для нашего предприятия — человек-легенда. Он «дружбинец» с 33-летним стажем, был на руководящих должностях: начальником нефтеперекачивающей станции «Гомель», главным инженером предприятия.
Александр Михайлович работал в тот период, когда состояние основных фондов «Дружбы» уже выходило на нормативный и сверхнормативный износ и нужно было принимать кардинальные решения об их дальнейшей эксплуатации. С его участием был сделан технический аудит РУП «Гомельтранснефть Дружба», затем сверстана программа техперевооружения предприятия, рассчитанная до 2010 года.
Подчеркну, основополагающие технические и технологические решения во многих начинаниях были сделаны в те годы лично Александром Михайловичем или при его непосредственном участии.
Конечно, с точки зрения полезности для нашей нефтетранспортной системы он реализовал себя прежде всего как главный инженер. Александр Михайлович — заслуженный рационализатор Республики Беларусь. У него есть ряд изобретений, технических решений, которые значительно повысили надежность нефтетранспортной системы ОАО «Гомельтранснефть Дружба».
Александр Бордовский внедрил много ноу-хау, которые и сегодня дают ощутимый эффект в нашей деятельности. Например, комплексный подход к капремонту нефтепроводов. С помощью разработанной им методики был проведен весь цикл капремонта магистральных нефтепроводов. По сути, мы до сих пор ею пользуемся. Методика Бордовского позволяет экономить большое количество финансовых средств, значительно снижая издержки.
Будучи человеком творческим и действительно инженером с большой буквы, Александр Михайлович изобрел ряд конструкций. Например, устройства для очистки стенок нефтепроводов от отложений, тампоны-герметизаторы, которые позволяют значительно уменьшать выход нефти в ходе ремонтных работ, сокращать время их проведения. Многие ремонтные конструкции на нефтепроводах — это тоже его изобретения. По любому направлению деятельности нефтепровода у главного инженера Бордовского были технические и организационные решения, которые используются и сегодня.
Подчеркну, Александр Михайлович Бордовский — один из тех немногих инженеров, кто действительно внес значительный вклад в дело повышения надежности нефтетранспортной системы. Кстати, его дети — продолжатели династии Бордовских — уважаемые в коллективе люди.
Александр Михайлович очень талантливый человек. Он пишет стихи, музицирует, рисует картины. И на заслуженном отдыхе ведет активный образ жизни, проводит творческие встречи с родным коллективом, а также помогает нам в решении сложных производственных задач. Специалисты службы главного инженера навещают его, советуются по многим вопросам.
Мы обязательно проведем в стенах родного предприятия презентацию третьего сборника стихов Александра Бордовского «Пералётныя птушкi».
От себя лично и всего коллектива хотел бы поблагодарить Александра Михайловича за вклад в развитие и повышение надежности нефтетранспортной системы, а также пожелать долголетия и творческих успехов!