Поиск

Поток

ЧТОБЫ НЕ ИССЯКАЛИ ПОТОКИ ЭКСПОРТА

25 Июня 2015

На восточном побережье Балтики есть город, который на несколько лет моложе Калининграда и на полвека моложе Риги. Этот город — Клайпеда — известен как незамерзающий порт, один из основных на востоке Балтики. На его рейде день и ночь стоит очередь кораблей, ожидающих швартовки к тому или иному причалу. Для транспортировки продуктов нефтепереработки и нефтехимии, в том числе из Беларуси, в разные страны мира в Клайпеде уже почти 10 лет работает терминал светлых нефтяных и химических продуктов предприятия ЗАО «Кровиню терминалас» — важный перевалочный пункт в инфраструктуре порта.   ЗАО «Кровиню терминалас» входит в состав концерна «Aхема групп» (Concern Achema Group), которому принадлежит более 50 компаний разных видов деятельности (химическая промышленность, портовые услуги, логистика, энергетика и др.). Концерн «Aхема групп» владеет 100% акций этой компании. Компания ЗАО «Кровиню терминалас» была создана 16 сентября 1996 года. До начала строительства терминала светлых нефтяных и химических продуктов в 2004 году, компания предоставляла услуги по экспедированию грузов железнодорожным и автомобильным транспортом, а также по перевалке разных грузов через причал № 3 в порту Клайпеда (металлолом, мазут и прочие грузы). Строительство терминала светлых нефтяных и химических продуктов заняло около 18 месяцев после получения разрешения. 6 марта 2006 года эксплуатация терминала началась (принята первая партия груза из ж/д цистерн). 11 марта 2006 года был принят под погрузку первый танкер. Примечательно, что дизайн и схему предприятия разрабатывали совместно проектировщики из Литвы и Беларуси. С начала создания компании в 1996 и по 2009 — руководил предприятием Аудрюс Паужа, ныне — генеральный директор крупнейшего предприятия порта  —  АО «КЛАСКО».


  СПРАВКА: На терминале используются следующие схемы перевалки: Железнодорожная цистерна — резервуар — танкер; Tанкер — резервуар — танкер; Tанкер — резервуар — железнодорожная цистерна; Железнодорожная цистерна — резервуар — железнодорожная цистерна.
  Встреча с нынешним генеральным директором предприятия Албертасом Гимбутасом произошла на самом терминале в Клайпеде, который впечатлил своей технологичностью, компактностью и аккуратностью. Он был сооружен на узкой полоске территории порта — всего 4,5 гектара между двумя соседними терминалами. Здесь рационально использован каждый квадратный метр. — Вписались и вошли в эту маленькую территорию плавно, — пояснил генеральный директор ЗАО «Кровиню терминалас» Албертас Гимбутас,  нынешний руководитель терминала, имеющий  значительный опыт в нефтехимической отрасли, скажем, в его активе — 32-ух летний период работы главным инженером/зам. генерального директора на Мажейкяйском НПЗ. Железнодорожная эстакада проходит на территорию «Кровиню Терминалас» двумя нитками по 13 цистерн. Подготовлен проект ее реконструкции, чтобы добавить нитку еще на 13 цистерн. Имеются 3 резервуарных парка. В вних — 6 резервуаров по 20 тыс. м3, 4 резервуара по 5 тыс. м3  и 3 по 14 тыс. м3. Система «сосуд в сосуде», применяемая на 4 резервуарах по 5 тыс. м3 «КТ», позволяет избежать разного рода последствий при аварийной обстановке. При  разгерметизации основного корпуса резервуара нефтехимический продукт неразливается, а попадает в наружный «сосуд-стакан». Таким образом, общая емкость терминала, спроектированного по европейским нормам, около 182 тыс. м3. И все это — на сравнительно небольшой территории. — Клайпедский порт очень компактный. И потому каждый метр на учете, — объяснил Албертас Гимбутас. Вечером на резервуарах включается подсветка, что не только красиво, но и позволяет с кораблей хорошо видеть терминал. У причала, глубина которого 14 м, длина  250 м, стоял танкер, ожидающий загрузку бензином. Как рассказал генеральный директор предприятия, терминал принимает суда длиной до 250 м. Судно загружается до максимальной допустимой осадки 12,5 м. Пока рекорд терминала по загрузке танкера — 58,5 тыс. т. Среди современных технологий, внедренных здесь при строительстве, — регенерация паров. При погрузке нефтепродуктов, прежде всего бензина, с танкера уходят пары, которые поступают на блок регенерации. После улавливания паров остается инертный газ, а атмосфера вокруг продолжает быть экологически чистой. В следующем году Клайпедский порт планирует углубить фарватер портового канала до 17 метров, чтобы океанские суда — контейнеровозы и танкеры, скажем, из Китая и Америки, сразу заходили в порт, к причалам. Так что свое  второе десятилетие (а в марте 2016 года ему исполнится 10 лет) терминал «Кровиню терминалас» начнет в новом качестве и с новыми возможностями. Новые рубежи под силу персоналу терминала (65 человек) — компетентным работникам, которые постоянно повышают свою квалификацию. Среди интересных деталей, увиденных на территории терминала — вакуумная машина, которая  обеспечивает дренирование технологических линии в случаях замены нефтепродуктов в резервуарах терминала, собственные автономные — котельная и генератор, снабжающие терминал теплом и электроэнергией (в случаях срыва подачи электроэнергии из основных электросетей). А также небольшой зеленый уголок — резервная территория. Впрочем, на этой зеленой площадке должен появиться парк малых резервуаров — 5 единиц  по 750 м3 —  и три точки налива/слива для автоцистерн.  — Может ли терминал быть остановлен? — Может, — пояснил генеральный директор компании. — В таком случае  должен остановиться весь процесс. Но на деле он работает и в выходные. А режим отгрузок заранее согласован, непрерывный, и поступление вагоноцистерн невозможно остановить. Вот, скажем, вагоны уходят с Мозырского НПЗ, мы принимаем их, производим их слив в резервуары, а далее ведем погрузку нефтепродуктов на танкера. — Сегодня ЗАО «Кровиню терминалас» — один из наиболее новых и современных терминалов по перевалке и хранению светлых нефтяных и химических продуктов во всем Балтийском регионе, — рассказал начальник отдела коммерции и логистики Кястутис Йонушас. — Основные его функции — перевалка и хранение грузов, услуги таможенного и акцизного складов. Терминал также производит блендинг грузов, ввод присадок в нефтяные продукты, экспедирование грузов. — Какие объемы хранения и перевалки грузов осуществляет в год терминал? —  Суммарная проектная производительность терминала — до 4 млн т в год (экспорт + импорт). С начала эксплуатации до настоящего времени здесь перевалено всего более чем 12 млн т светлых нефтепродуктов. В среднем около 25—45% светлых нефтяных и химических продуктов ориентировано на грузопотоки из (в)  Беларуси. В зависимости от необходимости, при изменении потока белорусских грузов терминал выделяет требуемые мощности. — ЗАО «Кровиню терминалас» активно сотрудничает с БНК и ее дочерними компаниями, — отметил директор по коммерции-заместитель генерального директора ЗАО Дарюс Шиленскис. — На терминале на экспорт переваливаются светлые нефтепродукты (бензин и его компоненты, а так же дизельное топливо), принимается импорт — pазличные компоненты бензина, дизельное топливо. Oбъемы перевалки светлых нефтепродуктов производства предприятий нефтехимического комплекса Беларуси на Терминале ЗАО «Кровиню терминалас» за I квартал 2015 года превысили 250 тыс. т. Общий обьем всех видов Белорусских грузов в Клайпедском порту: в 2011 году 35% (12,6 млн т), 2012 году 25% (8,7 млн т), 2013 году 32% (10,6 млн т), 2014 году 31% (11,3 млн т). — Какое место по объему грузооборота в Клайпедском порту занимает КТ?! В 2014 году через ЗАО «Кровиню терминалас» проходило 23% светлых нефтепродуктов, переваливаемых в Клайпедском порту. В 2015 году за I квартал — 32%, — сообщил Дарюс Шиленскис. — В целом в 2015 году терминал планирует перевалить 1,2—1,5 млн светлых нефтяных и химических продуктов. Все терминалы, переваливающие светлые нефтепродукты на восточном побережье Балтики — нашие конкуренты, —заметили на сей счет сотрудники КТ. Но к борьбе за клиента здесь всегда готовы. Тем более что коллектив ЗАО «Кровиню терминалас» — обладатель многочисленных кубков и призов за активное участие в спартакиадах разных уровней по 6 видам спорта. Так что борьба для них — дело привычное. — Нашим белорусским клиентам, партнерам хочу пожелать самых лучших мировых цен, — сказал генеральный директор Албертас Гимбутас, — благоприятных железнодорожных тарифов для экспортных потоков. И чтобы эти экспортные потоки никогда не иссякали. Елена ШАХНО, фото автора  

 

25 Июня 2015
1705
Рейтинг: 4