Поиск

Поток

ФОРМУЛА ЛИДЕРСТВА

05 Марта 2015

В 2014 году ОАО «Мозырский НПЗ» переработал 12,23 млн т нефти — рекордный после распада СССР объем. Валютная выручка составила 2,888 млрд долларов. Эти цифры были озвучены в ходе пресс-конференции, посвященной 40-летию со дня выпуска первой товарной продукции Мозырского НПЗ. За свою историю завод пережил много событий. Предприятие смогло не только выстоять после распада СССР, но и выйти в число лидеров белорусской экономики. Секрет успеха — в выбранном курсе, направленном на развитие и модернизацию. — Мы гордимся тем, что в прошлом году инвестиции в основной капитал превысили 3 трлн рублей. В 2014 году произошло очень важное событие для нашего завода — началось строительство сложнейшей установки по переработке тяжелых нефтяных остатков — H-oil, которая позволит в будущем получать при переработке нефти только 10 % мазута. Глубина переработки нефти достигнет 89 %, — уточнил генеральный директор ОАО «Мозырский НПЗ» Анатолий Куприянов. — Это очень сложная установка. Нам придется приложить огромные усилия, чтобы построить ее в установленные сроки. Думаю, что после запуска комплекса H-oil Мозырский НПЗ будет относиться к предприятиям, имеющим наилучшие технологические схемы для переработки нефти, и полностью соответствовать современнейшим требованиям к предприятиям отрасли. Кстати, в начале 1990-х годов глубина переработки нефти на Мозырском НПЗ составляла 49—50 %, отбор светлых нефтепродуктов — не выше 50 %. На европейском и мировом уровне эти показатели были одними из самых низких. Однако последовательные этапы реконструкции привели к тому, что сегодня предприятие имеет высокоразвитый технологический комплекс. Мозырский НПЗ относится к лучшим нефтеперерабатывающим заводам стран СНГ и выпускает высококачественную продукцию, которая успешно реализуется на рынках Украины, России, Польши, других стран Евросоюза. Успешное развитие предприятия оказалось возможным благодаря поддержке акционеров. За 2010— 2014 годы вложения инвестиций в основной капитал позволили ввести в эксплуатацию технологические объекты, общей стоимостью 805 млн долларов. Кроме того, в последние годы  для поддержания производительности предприятие ежегодно использует до 200 млн долларов на капитальные и текущие ремонты действующих установок. — Программа развития ОАО «Мозырский НПЗ» была разработана с учетом европейского стандарта по качеству бензина и дизельного топлива. В итоге сегодня у нас уже эксплуатируются установки, позволяющие выпускать продукцию стандарта Евро-5, — сообщил главный технолог ОАО «Мозырский НПЗ» Александр Шорец. — Мы двигались к этому поэтапно. На евростандарт перевели и другие продукты — сжиженный газ и нефтебитум. И.о. заместителя генерального директора по обеспечению сырьем и реализации нефтепродуктов Игорь Стариченко отметил, что на экспорт реализуется до 70 % продукции завода. — Основные рынки — это Великобритания, Украина, Италия, Россия, Нидерланды, Молдова, Польша, Венгрия, Румыния, страны Балтии, Словакия, Кипр, Сербия, Казахстан, Монголия. Более 50 % экспортируемого объема продукции поставляется в порты стран Балтии и Украины для дальнейшей транспортировки в страны Африки, Западной Европы, Америки, Азии. На рынки близлежащих стран приходится свыше 45 % в структуре экспорта нефтепродуктов. Это — бензин, сжиженный газ, дорожный нефтебитум. В порты в основном поставляется мазут и вакуумный газойль, — отметил Игорь Владимирович. —Продукты улучшенного качества пользуются высоким спросом на внешних рынках, что позволяет расширять географию поставок и увеличивать объемы реализации. По сравнению с 2011 годом доля поставок на экспорт автомобильного топлива за последние 3 года увеличилась почти на 16,5 %. Ввод в эксплуатацию в 2013 году установки вакуумной перегонки мазута позволил снизить выход товарного мазута, что также положительно сказалось на структуре экспорта продукции. Доля поставок на экспорт мазута сократилась по сравнению с 2012 годом почти на 14,5 %. Значительно увеличились поставки вакуумного газойля гидроочищенного, стоимость которого на внешнем рынке значительно выше, чем стоимость мазута. Основные рынки реализации вакуумного газойля — страны Европы, Америки и Юго-Восточной Азии. Причем спрос отмечается весьма устойчивый. Модернизация позволила заводу в 2013 году полностью прекратить выпуск автобензина Нормаль-80. Бытовое печное топливо перерабатывается в дизельное. Сегодня оно производится в минимальных объемах для потребностей внутреннего рынка. Журналистам напомнили, что с середины 2007 года экспортом нефтепродуктов занимается ЗАО «Белорусская нефтяная компания». При реализации нефтепродуктов на экспорт применяется гибкая ценовая политика. Примерно 50—60 % всех объемов реализация ведется на долгосрочной основе.

 О ценах на нефть и стоимости топлива в Беларуси

Журналистам напомнили, что с 1 января этого года в России начался налоговый маневр. Он предусматривает снижение таможенной пошлины и возрастание налога на добычу полезных ископаемых в РФ. В таких условиях применение формулы для ценообразования на поставляемую из России в Беларусь нефть, приводит к возрастанию цены нефтяного сырья. — Если посмотреть на реализацию нефтепродуктов, которую мы ведем на внутреннем рынке, то цена в белорусских рублях увеличивается, хоть и незначительно. Но в валютном эквиваленте, скажем, при пересчете в евро, цена на нефтепродукты в сопредельных странах — Украине, Польше, Литве, Латвии — выше, чем в Беларуси,— подчеркнул Анатолий Куприянов. Ожидается, что сократятся и экспортные денежные  поступления от реализации мозырских нефтепродуктов. Прогнозировать сегодня сложно, но Анатолий Куприянов не исключает, что в 2015 году снижение выручки от реализации продукции будет довольно весомым.

 О целесообразности производства бензина АИ -98

На Мозырском НПЗ могут выпускать такой бензин и даже произвели небольшую партию в объеме 1 т еще в 2000-е годы. Но есть вопросы технического и коммерческого плана, прибыльности. Потребность в АИ-98 составляет 200 т в месяц, поэтому производить бензин для незначительного количества потребителей предприятию невыгодно. Было подчеркнуто, что всегда нужно считать себестоимость получаемого продукта, а также возможность его реализации. Если бензин будет реализовываться в больших объемах, то на Мозырском НПЗ будут рассматривать возможность его производства. Тем более что в конце этого года должна быть пущена сложная установка по производству высокооктановых компонентов бензина, мощностью 450 тыс. т в год.

 О поставках в Украину

ОАО «Мозырский НПЗ» реализует свою продукцию в этой стране через ООО «БНК-Украина». По словам руководства завода, белорусская сторона заинтересована в экспорте нефтепродуктов в Украину. Но необходимо учитывать, что поставка нефти из России в Беларусь ведется на условиях возврата части нефтепродуктов в РФ в виде автобензина. В 2015 году ожидается значительная поставка этой продукции из Беларуси в Россию. Поэтому роль рынка РФ в реализации автобензинов в этом году возрастет.

О сроках капремонта и влиянии погодного фактора

Как отметил Анатолий Куприянов, погодный фактор, безусловно, влияет на выбор времени проведения ремонта. Капремонт нефтеперерабатывающего завода связан с тем, что оборудование готовится методом пропарки. Часть его находится под водой, есть инженерные коммуникации, которые заполнены водой, есть отложения, содержащие воду. В условиях отрицательных температур происходит замерзание нефтепродуктов, содержащих воду, самой воды. Нужно учитывать, что на заводе циркулирует значительный объем оборотной воды — примерно 18 млн м³ в месяц. Поэтому капремонт стараются проводить в благоприятное время. В основном — в начале весны или в конце лета. Но учитывается также и технический фактор. НПЗ — взрыво- и пожароопасное предприятие, все оборудование находится под контролем Госпромнадзора. Установлены сроки освидетельствования оборудования, и они должны быть обязательно выполнены! Так сложилось еще с советских времен. Периодичность остановок связана и с техническими требованиями Госпромнадзора. Увеличится ли срок между капремонтами, учитывая, что оборудование модернизируется? — Мы над этим работаем, но все не так просто, — сказал генеральный директор ОАО «Мозырский НПЗ» Анатолий Куприянов. — Прежде всего, необходимо решить вопросы, связанные с нормативными, локальными документами. Один из вариантов — работа по трехлетнему циклу проведения капремонтов. Но для этого требуется серьезная ремонтная база. Ведь после трех лет непрерывной эксплуатации нужно провести углубленный капремонт с учетом выполнения требований Госпромнадзора, чтобы все трубопроводы, оборудование было надлежащим способом осмотрено, и сроки следующего освидетельствования обязательно проходили через 3 года. Также есть проблемы, связанные с работой реагентов, катализаторов и т.д. В целом это — сложный, комплексный вопрос. Светлана САБИЛО, фото Игоря Малащенко  

 

05 Марта 2015
764
Рейтинг: 4