50 лет назад на предприятии были получены первые килограммы эмалей!
История развития
Первая очередь лидской «Лакокраски» вступила в строй 1 июня 1965 года. Досрочно была выполнена задача, выдвинутая в Постановлении № 299 от 15 марта 1963 года, по которому Совет Министров Белорусской ССР разрешил приступить к строительству предприятия.
Сначала были возведены и заработали цехи грунтовок на поликонденсационных смолах, подготовки сырья и полуфабрикатов, ремонтно-механический, нитроэмалей, тарный, энергетический. С введением в строй первой очереди завода в Беларуси начался выпуск лакокрасочных материалов (ЛКМ).
С 1970 года вводится в эксплуатацию вторая очередь завода. Это цехи № 9 и № 10, по производству эмалей, алкидных лаков, а также транспортный.
В 1976 году в кооперации с Польской Народной Республикой был построен и сдан в эксплуатацию цех по производству фталевого ангидрида — третья очередь завода.
В 1984 году после объединения с Минским лакокрасочным заводом образовалось Лидское Производственное объединение «Лакокраска» — одно из самых крупных предприятий лакокрасочной подотрасли Советского Союза.
29 марта 1994 года на общем собрании рабочих и служащих объединения, имевшего статус государственного предприятия, было принято решение об акционировании. С этого времени предприятие называется открытым акционерным обществом «Лакокраска».
С конца 90-х годов начата реконструкция основных технологических цехов с установкой нового, более высокопроизводительного и экологичного оборудования. В 2002 году стартовало техническое перевооружение цеха по производству фталевого ангидрида (цех № 2). Объем производства вырос на 81,5%. При этом потребление природного газа в результате модернизации из расчета на 1 т фталевого ангидрида снизилось на 51,5%, удельный расход электроэнергии сократился на 63,5%, а удельный расход тепловой энергии — на 61,5 %.
Устойчивое качество, современные расцветки
Сегодня в состав завода входит 10 цехов и 2 технологических производства. Кроме трех основных цехов и двух технологических производств, выпускающих продукцию, остальные выполняют вспомогательные функции по обслуживанию и обеспечению технологичного процесса: водоснабжении и канализации, отопления, вентиляции, теплоснабжения и др. Предприятие обладает необходимыми транспортными и инженерными коммуникациями, развитой внутризаводской инфраструктурой.
Для очистки сточных вод впервые в лакокрасочной промышленности в 1986 году на заводе были построены два комплекса очистных сооружений: физико-механической и биохимической очистки.
Ассортиментный перечень продукции включает 2 тыс. именований с учетом расцветок. Предприятие ежегодно выпускает 25 тыс. т фталевого ангидрида, который поставляется в более чем 15 стран мира; более 55 тыс. т органоразбавляемых лакокрасочных материалов; около 1 тыс. т воднодисперсионных лакокрасочных материалов для высококачественной защитно-декоративной окраски фасадов зданий и сооружений и внутренних работ. Кроме того, годовая программа производства включает поливинилацетатную дисперсию (более 1,5 тыс. т), растворители (более 1,5 тыс. т) и др.
На предприятии внедрены и функционируют системы управления окружающей средой на соответствие требованиям национального стандарта СТБ ИСО 14001 и международного стандарта ISO 14001; управления охраной труда на соответствие требованиям СТБ 18001; менеджмента качества на соответствие требованиям СТБ ISO 9001-2009.
Развитая система контроля сырья и готовой продукции, техпроцесса гарантирует стабильное качество продукции, которое неоднократно отмечалось на конкурсах в Республике Беларусь «Лучшие товары Республики Беларусь», «Лучший строительный продукт года», «Бренд года», «Народная марка Беларуси». Лучшей продукцией года признавались воднодисперсионные краски «Стандарт», «Эконом», грунтовка «ЛидАкрил М», воднодисперсионный лак «АкваЛид Паркет», эмаль «Фаскоут».
В новых условиях — новая стратегия
Основные экспортные рынки сбыта продукции ОАО «Лакокраска» — Российская Федерация и Украина.
2014 год был для нас непростым. Снижение объемов реализации на экспорт было связано с осложнением политической и экономической ситуации в Украине, девальвацией российского рубля и, как следствие, низкой платежеспособностью потребителей.
В текущем году сохраняется сложная ситуация: наблюдается значительное сокращение емкости рынка лакокрасочной продукции в Российской Федерации и Украине, острая конкуренция между производителями красок, низкая платежеспособность населения и, как следствие, невысокая потребительская активность. В этой связи в целях увеличения объемов продаж была выработана новая стратегия реализации продукции, которая направлена на обеспечение максимальной эффективности за счет сокращения цепочки движения товаров и поиска прямых потребителей.
Для реализации продукции на внутреннем рынке и за рубежом задействована товаропроводящая сеть — как собственная, так и концерна «Белнефтехим».
В настоящее время заключены контракты и осуществляются поставки прямым потребителям лакокрасочной продукции, а также проводится работа по диверсификации и поиску новых рынков сбыта. Продукция поставляется в Польшу, Чехию, Египет, Индию, Великобританию, Тунис, Швейцарию, Италию, Хорватию. Проводятся переговоры, направлены коммерческие предложения и презентационные материалы компаниям Словакии, Венгрии, Казахстана, Туркменистана, Узбекистана. Прорабатывается европейский рынок в части поставок алкидно-уретановых лаков.
Не уступать импорту!
Предприятие развивает научную базу и работает в тесном контакте с потребителями, разрабатывает и выпускает современные высококачественные лакокрасочные материалы, модернизирует свойства серийно выпускаемых материалов, которые составляют достойную конкуренцию импортным. В 2011 году на базе ОАО «Лакокраска» освоен выпуск инновационных лакокрасочных материалов по рецептурам компании «Jotun Paints».
Повышение эффективности работы нашего акционерного общества достигается за счет его реконструкции, оптимизации управления и производственно-хозяйственной деятельности.
В соответствии с программой импортозамещения и перечнем инновационной продукции на 2015 год, на предприятии осваивается выпуск новых лакокрасочных материалов. В их числе эмаль «MOBILUX» высокоглянцевая для окраски тракторов, сельхозмашин, оборудования. Быстросохнущая грунт-эмаль «АкрилЭм» для антикоррозионной защиты металлических поверхностей, объединяющая в себе свойства грунтовки и эмали и обладающая превосходной водо- и солестойкостью, наносится при низких температурах.
Лак атмосферостойкий «WoodProfi» для декоративной отделки и защиты деревянных и металлических поверхностей, а для высококачественной отделки мебели, защиты напольных поверхностей — грунтовка «Доминант Прайм», а также лаки «Доминант Мебель» и «Доминант Паркет», образующие покрытия повышенной износоустойчивости.
Лакокрасочные материалы по своим характеристикам не уступают импортным аналогам и находят применение в самых различных областях. Так, водно-дисперсионная грунтовка глубокого проникновения «АнтиСепт Ультра» предназначена для профилактики и защиты от плесени, грибка и водорослей бетонных, цементных, кирпичных, оштукатуренных, гипсокартонных поверхностей внутри жилых помещений и на фасадах зданий.
Краска ВД-АК-298 и лак ВД-АК-261 для промышленной окраски валковым методом древесноволокнистых плит (ДВП) обладают высокой адгезией к основанию, хорошей укрывистостью и стойкостью к действию воды и моющих средств. Краска «Садовичок» заменяет побелку на основе извести, проявляя более эффективные свойства, и защищает стволы плодовых, декоративных деревьев и кустарниковых растений от солнечных ожогов, грызунов, предотвращает развитие мхов и лишайников.
Приоритеты на сегодня и на завтра
В ОАО «Лакокраска» разработана программа развития на 2016—2020 гг., определяющая приоритетные направления инвестиционной деятельности, увеличение объема производства, снижение издержек и обеспечение устойчивого роста прибыли. В рамках программы предполагается освоение новых рынков и увеличение объема реализации продукции.
Основные инвестиционные проекты — это техническое перевооружение производства фталевого ангидрида с увеличением мощности до 48 тыс. т в год, что позволит увеличить объем производства в 2 раза и преимущественно снизить процессинг его производства; а также модернизация цеха по производству алкидных лаков, которая существенно снизит себестоимость выпускаемой продукции.
Основное стратегическое направление развития ОАО «Лакокраска» — более полное использование имеющихся мощностей, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции за счет улучшения качества и снижения издержек.
В соответствии с этим, политика предприятия направлена на получение прибыли за счет уменьшения затрат, в том числе энергетических, и издержек производства за счет снижения себестоимости продукции и выпуска конкурентоспособных видов ЛКМ. Приоритетом также является сохранение завоеванных рынков сбыта и расширение их на основе взаимовыгодных контрактов с потребителями продукции.
Предстоит увеличить производство видов продукции, наносящих наименьший ущерб окружающей среде, при этом обеспечивая потребителей высококачественными материалами, соответствующими их требованиям и ожиданиям. Потребность в энергоресурсах должна быть снижена путем внедрения новых передовых технологий. Поддержание высокой культуры производства, повышение профессионального мастерства и квалификации работников необходимо сочетать с обеспечением безопасных условий труда для тружеников предприятия.
Спасибо труженикам «Лакокраски», спасибо коллегам-химикам!
Гордостью нашего предприятия всегда был и остается трудовой коллектив. Ведь каждый наш работник отдает силы и энергию, знания и опыт общему процветанию. История любого предприятия неразделима с судьбой каждого человека, так как именно люди и создают эту историю, применяя свой умственный и физический потенциал ради общего дела. Сердечное спасибо всему коллективу ОАО «Лакокраска» за добросовестный и плодотворный труд!
Приятно поздравить работников нашего предприятия и всей химической промышленности с профессиональным праздником — Днем химика — и пожелать всем мирного неба, здоровья, благополучия, новых трудовых побед и свершений на благо нашей Родины.
С праздником вас!
Андрей СОЙКО,
директор ОАО «Лакокраска»