ОАО «Белшина» готовится предложить новую продукцию особо большой грузоподъемности производителям карьерной техники — компаниям «БелАЗ», Komatsu, Caterpiller. Интересно внимательнее посмотреть на белорусского представителя этой отрасли, ведь производителей сверхкрупногабаритных шин в мире не так уж и много. Завод внутри завода — именно такое впечатление создается в цехе по производству ЦМК шин радиальной конструкции с посадочным диаметром 57—63 дюйма. Такие шины — продукция специфическая, они рассчитаны на тяжелые условия эксплуатации, имеют высокую стоимость. Поэтому компании-заказчики предъявляют высокие требования к их качеству. Производство «мегадюймовых» шин на бобруйском заводе выведено в своего рода анклав по той простой причине, что габариты технологического оборудования поражают воображение. Например, только один сборочный комплекс занимает площадку длиной 92 и шириной 30 м — как половина футбольного поля.… Глядя на невероятных размеров станки и механизмы, невольно вспомнилось, что за все годы работы ЗСКГШ у многочисленных экскурсантов продукция завода неизменно вызывала искренний восторг и желание сфотографироваться на фоне гигантских шин. Но то ли еще будет, когда рядом с ними появятся шины, намного превосходящие по размерам своих «старших собратьев»?! Разыгравшееся под гулкими сводами производственного корпуса воображение услужливо подает не только масштабные картинки, но и такие слова, как «грандиозно» и «невероятно». Но у главного инженера завода Олега Быстрика свое мнение на этот счет. — Для наших шинников претворять амбиции в реальность уже стало нормой. И процесс этот очень интересный, творческий, созидательный, а главное, дающий возможность не только увидеть, но и прикоснуться к реализованным проектам, которых за 45-летнюю историю «Белшины» было немало, включая и само строительство комбината, — не скрывает гордости Олег Владимирович. — Для нового производства закуплены современное высокотехнологичное оборудование и технологическая оснастка. При выборе учитывался опыт таких ведущих зарубежных фирм, как Michelin, Goodyear, Bridgestone, которые производят подобные шины на оборудовании с широким спектром технических и технологических возможностей. Сегодня такое оборудование уже монтируется на производственных площадях предприятия. В середине августа мы начали монтаж гидравлических прессов на 212 дюймов для вулканизации инновационной продукции завода. Для установки самых тяжелых частей пресса, а это два основания по 120 т и два купола по 92 т каждый, у ОАО «Беларуськалий» был арендован 500-тонный кран. Полностью завершить работы по монтажу планируется к первым числам ноября. По предварительным расчетам, процесс вулканизации одной мегашины будет занимать 14 часов. Также в цехе вулканизации проектом предусмотрена модернизация рентгеновской установки для контроля качества шин на 57—63 дюйма. Согласно контракту, приемка сборочного комплекса проводилась на территории производителя, для чего туда выезжала группа заводских специалистов: инженеры-конструкторы и технологи, механики и энергетики, представители разработчика шин, специалисты АСУТП и, конечно, сборщики покрышек. К настоящему времени сборочный комплекс смонтирован примерно на 95%, идет отладка компьютерных программ. Запланировано испытание комплекса с использованием пробных материалов для наладки питателей ультразвуковых ножей центровки материалов, позиционирование станций сборки каркаса и брекера. Работать на комплексе будут пять сборщиков и один перезарядчик. Также в сборочном цехе для производства крыльев шин 57—63 дюйма ведется модернизация действующей линии изготовления колец и крыльев, идет отработка технологии изготовления этих деталей. В подготовительном цехе в рабочем режиме задействованы четыре новые линии резиносмешения, на которых отрабатываются шифры изготовления резиновых смесей для новой продукции. Еще один участок производства, где уже ведутся монтажные работы, — каландровый цех. Там будет происходить обрезинивание и раскрой текстильных кордов и металлокорда различных марок. — В интенсивном режиме идет монтаж линии по раскрою металлокорда для брекера и каркаса, — говорит главный инженер. — Все работы на проекте ведут генподрядчик «Минскпромстрой» и субподрядчики «Могилевтехмонтаж» и «Белэлектромонтаж», более 100 человек заняты на участках. На очереди монтаж энергетической установки для вулканизации шин. Нынешняя осень для коллектива, завода и всего акционерного общества, пожалуй, самая горячая пора за последнее время, ведь, кроме масштабных работ по созданию нового производства, мы продолжаем выпускать плановую продукцию. Татьяна ЗОЛОТУХИНА, фото Игоря Драпезы