Сегодня мировые рынки энергоресурсов переживают сложный период. Но такова жизнь. Период роста сменяется расцветом, а затем наступает упадок, который сменяется ростом. По мнению консультанта Global Markets Хорхе Монтепеке, на мировых рынках существуют аналогичные циклы. Однако есть и хорошая новость: цены на нефть, похоже, достигли дна. Так эксперт обрисовал ситуацию на мировом рынке энергоресурсов, делая макроэкономический обзор в ходе Международной конференции «Нефтегазовые рынки Центральной и Восточной Европы». Это ежегодное мероприятие проводится британской компанией Confidence Capital совместно с концерном «Белнефтехим» и предприятиями отрасли. Низкие цены на нефть — лучшее лекарство? Как считает Хорхе Монтепеке, до того как наступило падение, высокие цены стимулировали добычу в общемировом масштабе. Они привели к появлению инновационных технологий и позволили усовершенствовать методы сланцевой добычи. Более того, на рынок вернулись поставщики из Северной Африки и Ближнего Востока. Изменение цен в сторону снижения было лишь вопросом времени. Когда Саудовская Аравия отказалась снижать добычу, началась корректировка цен. Они падали все стремительнее по мере того, как маржинальные добывающие компании сокращали издержки и не снижали добычу. — Все понимали, что цены упадут, но никто не думал, что они будут ниже 70 долларов. Я общался с производителями нефти в Техасе, для них себестоимость сланцевой нефти составляла примерно 35 долларов за баррель. В апреле цена уже держалась на уровне около 40 долларов. Означает ли это, что плохие времена прошли? — обратился к слушателям докладчик. — На рынке произошел хороший скачок — на четверть больше минимума. Дно найдено, возможно, падение российского рубля остановится, и это будет хорошей новостью для всех. Хорхе Монтепеке сообщил, что в мире постепенно сокращаются объемы добычи нефти, хотя мировые производители так и не пришли к соответствующему соглашению. Но число нефтяных и газовых буровых вышек в США снижается. — Почему их количество уменьшается? Все дело в объемах инвестиций, необходимых для того, чтобы работали буровые. Их просто нет и неоткуда взять. Каждую неделю эта петля затягивается, каждую неделю сокращается количество буровых, — считает эксперт. Он обратил внимание на то, что цены упали не только на нефть, но и на многие другие товары — в частности, на продовольствие и даже на алмазы. По мнению Хорхе Монтепеке, снижение очень ощутимо и наблюдается по всем видам товаров из-за того, что в Китае замедлилось потребление. Именно эта страна сейчас вызывает вопросы. По официальным данным, рост в Китае составляет 7%. Но источники, не контролируемые правительством, утверждают, что он достиг всего 2—3%. — Снижение потребления в Китае — это самый главный риск, который ждет нас в будущем, — полагает эксперт. Беларусь: устойчивость и модернизация Заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Виталий Павлов отметил, что, несмотря на существующие проблемы, нефтяная отрасль Беларуси развивается устойчиво, продолжается модернизация предприятий. — Мы испытываем определенные сложности, но движемся вперед. В первом полугодии в ОАО «Мозырский НПЗ» должны войти в эксплуатацию установка по производству серы, комбинированная установка высокооктановых компонентов бензина, ОАО «Нафтан» продолжает модернизацию, завершает строительство установки АТ-8. Виталий Павлов отметил и такой факт: ассортимент белорусских нефтеперерабатывающих заводов расширяется. В 2015 году на Мозырском НПЗ начали выпускать АИ-98-К5-Евро, появилась новая линейка масел на «Нафтане» для двигателей внутреннего сгорания. Высокие достижения БНК Успешным, даже рекордным назвал прошлый год заместитель генерального директора по коммерческим вопросам «Белорусская нефтяная компания» Сергей Гриб. В 2015 году БНК — спецэкспортер белорусских нефтепродуктов — поставила за рубеж 13,8 млн т. Это самый высокий показатель за всю историю работы компании. Он связан с тем, что российские давальцы снизили объем переработки. Соответственно, увеличился экспорт госсектора, то есть БНК. По словам Сергея Гриба, система продаж компании не претерпела существенных изменений. В 2015 году дочерние структуры БНК работали успешно, увеличив реализацию, кроме российской. Как отметил заместитель генерального директора, это произошло по объективным причинам: в связи с девальвационными процессами российского рубля. — В прошлом году основной экспортный поток в связи со спецификой переработки и выхода определенных темных нефтепродуктов пошел через порты Латвии — примерно 40%. Что касается украинского рынка, то он был вторым по объему поставок — почти 17% общего объема. Догоняют украинский рынок и порты Литвы, немного сократилось украинское направление с точки зрения транзита, — уточнил Сергей Гриб. — БНК ощутимо присутствует в странах Балтии по объемам поставок именно в Литву (5% общего объема экспорта) и Латвию (1,7%), это в основном дизтопливо. Считаю, что наша компания держит довольно серьезную долю на прибалтийском рынке. В 2015 году основные направления поставок мазута для ОАО «Мозырский НПЗ» — Украина, для ОАО «Нафтан» — порты Латвии. Но при этом за первый квартал 2016 года ситуация кардинальным образом изменилась. За первые три месяца доля поставок мазута Мозырского НПЗ в Украину значительно уменьшилась, и основной поток был переориентирован в направлении Литвы. Это связано с тем, что литовский вектор стал более премиальным с точки зрения условий, которые предоставляют Литовская железная дорога и порт по перевалке. — БНК стало выгоднее это направление, и переориентация потоков произошла за короткий период. Если проанализировать уже заключенные контракты, то можно констатировать, что такая тенденция продолжится до конца 2016 года, — отметил Сергей Гриб. Он сообщил, что экспортные потоки реализации белорусского бензина достаточно диверсифицированы. Объемы потребления дизтоплива с содержанием серы не более10 ppm Мозырского НПЗ — это рынок Украины (60%), ощутимая доля идет в направлении Польши, Чехии. ОАО «Нафтан» расположено ближе к рынку Балтии, поэтому больше дизтоплива оно поставляет в направлении именно балтийских стран (более 60%). — Что касается экспортного потенциала на ближайшую перспективу, то мы учитываем процесс активной реконструкции заводов. Следовательно, изменятся выход нефтепродуктов и экспортные объемы, которые распределятся по разным направлениям. В перспективе видно, что выработка дизтоплива сильно увеличится, а производство мазута уменьшится в разы. Темные нефтепродукты, присутствующие сейчас в экспортных потоках, впоследствии уйдут из производства, и, соответственно, появится больше светлых нефтепродуктов. Таким образом, отпадет необходимость в большей перевалке темных нефтепродуктов, и потребуется искать новые мощности перевалки именно под светлые нефтепродукты. Исходя из этого мы уже сегодня видим для себя стратегические задачи и строим планы. Стратегия Мозырского НПЗ Заместитель генерального директора ОАО «Мозырский НПЗ» Владимир Сизов, говоря о стратегии продвижения продукции предприятия, отметил: — Сейчас мы занимаемся проектом, предусматривающим переработку мазута в светлые нефтепродукты. Под эту потребность необходимо расширять и резервуарный парк. Строительство новых технологических объектов позволит производить весь объем автобензинов в соответствии с требованиями европейского стандарта EN 228:2008. Это значит, что по требованиям рынка мы сможем увеличить выпуск бензина с октановым числом 95 и выше. Ввод в эксплуатацию комплекса производства высокооктановых компонентов бензина позволит отказаться от закупки импортных высокооктановых добавок. Строительство установки гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков позволит увеличить глубину переработки нефти, снизить производство товарного мазута, производить товарный мазут в полном объеме по европейскому стандарту ISO 8217, увеличить объем производства дизельного топлива по стандарту «Евро-5». Было сказано также, что в прошлом году из-за снижения потребления нефтепродуктов на внутреннем рынке выросла доля их экспорта. Если в 2014 году Мозырский НПЗ поставил на внутренний рынок 26% продукции, то в 2015-м — 17%. В структуре экспорта наблюдается увеличение поставок на рынок Балтии, причем именно конечному потребителю, а не в порты. Также предприятие нарастило объемы поставок дизтоплива в направлении Польши. Как известно, 40—50% топливных ресурсов поставляются в Украину из Беларуси. — Основной объем — это ресурсы Мозырского НПЗ, — отметил Владимир Сизов. Перспективы «Нафтана» Заместитель генерального директора по коммерческим вопросам ОАО «Нафтан» Сергей Старовойтов обратил внимание на то, что за полвека на предприятии переработано более 700 млн т нефти, свыше 60% продукции реализуется на экспорт. — Падение мировых котировок на нефть и нефтепродукты негативно отразилось на стоимостном выражении экспорта, несмотря на значительно увеличившийся объем переработанной собственной нефти, который наблюдается с 2015 года, — констатировал Сергей Старовойтов. — Как следствие роста объемов переработки наблюдается увеличение объемов отгрузки нефтепродуктов на экспорт в натуральном выражении по сравнению с предыдущими годами. Например, в 2015 году за рубеж поставлено в 2,5 раза больше автобензина — примерно 300 тыс. т, и в 2,2 раза больше дизтоплива — чуть более 1 млн т. Экспорт продукции в ОАО «Нафтан» в 2014 году составил 2,7 млрд долларов США, в 2015-м —– 2,5 млрд; при благоприятных условиях в 2016 году этот показатель ожидается на уровне 2,3 млрд. География экспорта ОАО «Нафтан» весьма обширна, продукция общества известна на рынках многих стран. Сегодня она отгружается на рынки более 30 стран мира, что объясняется месторасположением предприятия и близостью балтийских портов. Продукция поставляется железнодорожным, морским и автомобильным транспортом в страны Европы, Азии и Африки. Основные объемы ОАО «Нафтан» экспортируются на рынки стран дальнего зарубежья: 62% экспортного ресурса отгружается в Западную Европу, 17% — в страны Балтии. Присутствие на рынках этих государств обеспечивает не только доходность, но и диверсификацию направлений поставок предприятия. Доля экспортной продукции, отгружаемой в Россию ОАО «Нафтан», составила чуть более 11%, в Украину — примерно 6%. — Удержание позиции на рынке нефтепродуктов невозможно без развития предприятия. С 1998 года ведется широкомасштабная пошаговая реконструкция и модернизация ОАО «Нафтан». В ее основе лежит реализация технологических решений, направленных на увеличение глубины переработки нефти до уровня 90%, — сообщил докладчик. — С вводом в эксплуатацию установки первичной переработки нефти АТ-8 объемы переработки нефти возрастут до 12 млн т в год. Кроме этого, предстоит ввод установки замедленного коксования. В итоге ассортимент производимой продукции пополнится нефтяным коксом, жидкой и гранулированной серой, пропаном, изобутаном техническим, метил-трет-бутиловым эфиром и дивинилом. Объем производства нефтяного кокса достигнет 462 тыс. т в год. Этот продукт планируется использовать в качестве топлива в энергетике и цементной промышленности. Объем производства элементарной серы с чистотой 9 998 составит до 70 тыс. т в год. Основную долю выпуска продукции ОАО «Нафтан» занимает дизтопливо. Сегодня около 70% его соответствует качеству «Евро-5», 30% — «Евро-4». С 2017 года, после завершения реконструкции установки гидроочистки и окончания строительства установки по получению водорода, предприятие будет располагать технической возможностью вырабатывать дизтопливо в полном объеме качества «Евро-5». Однако не все так безоблачно. Сергей Старовойтов напомнил, что в России принято решение об ускорении модернизации НПЗ для ликвидации дефицита первичных и вторичных перерабатывающих мощностей. Это значит, что в ближайшем будущем ожидается рост конкуренции среди высокотехнологичных нефтеперерабатывающих заводов внутри Таможенного союза. Кроме этого, наличие двух мощных НПЗ на территории Беларуси подразумевает значительный экспорт нефтепродуктов в ЕС, что при наличии вывозных пошлин требует высокой конкурентоспособности по отношению к нефтепродуктам, производимым на территории ЕС. Поэтому только дальнейшая модернизация ОАО «Нафтан» позволит сохранить конкурентоспособность и обеспечит устойчивое развитие, которое принесет стабильный приток денежных средств как самому предприятию, так и стране. Обновленный БГПЗ Начальник управления обеспечения углеводородным сырьем и реализации продукции ПО «Белоруснефть» Андрей Федорович, говоря о работе единственного в стране газоперер абатывающего завода, мощность переработки которого составляет 500 тыс. т в год, уточнил: — В 2015 году мы переработали немного меньше, чем в 2014-м, — 255 тыс. т. В нынешнем году планируется переработать около 260 тыс. т именно стороннего сырья, которым для нас является широкая фракция легких углеводородов, прежде всего импортируемого из России. Кроме того, есть еще и собственное сырье. При добыче нефти мы на 100% утилизируем попутный нефтяной газ и вырабатываем из него собственный ШФЛУ. В 2016-м по сравнению с прошлым годом структура ожидаемых объемов поставки сырья не дол жна существенно измениться: ОАО «Сургутнефтегаз» — 46%, ПАО «СИБУР Холдинг» — 40%. Планируется также пер ерабатывать сырье других поставщиков, но в гораздо меньших объемах. В октябре прошлого года закончились реконструкция и модернизация Белорусского газоперерабатывающего завода, поэтому «корзина» выпускаемой продукции обновилась. Как показывает динамика реализации продукции, большая ее часть поставляется на внешние рынки. В 2015 году экспорт составил 225 тыс. т. Внутренний рынок характеризуется динамикой снижения объемов реализации: если в 2012 году было продано примерно 91 тыс. т, то в 2015-м — 60 тыс. т. Основное объяснение данной тенденции — ценовой фактор. Мировая и европейская практика характеризуется стимулированием перехода потребителей на сжиженный газ, когда его цена составляет менее половины стоимости автомобильного бензина. В Беларуси это соотношение — более 52%, в России, Литве, Польше и особенно Украине — около 41%. Поэтому там другая динамика — растут объемы потребления сжиженного газа. Что касается экспорта ПБА, то в 2014 году по трети объемов приходилось на рынки Украины, Польши и Балканских стран. В 2015-м структура поставок изменилась. Половина экспортной продукции ушла на рынок Украины, 22% было реализовано в Сербии. В нынешнем году рынок Украины занимает примерно 82%, Польши — 6%, Венгрии — 12%. — Мы планомерно наращивали объемы отгрузки нефтепродуктов автомобильным транспортом как наиболее выгодные. Так, если в 2012 году около четверти объемов было отгружено автотранспортом, то в 2016-м — 48%, — отметил Андрей Федорович. Следует отметить, что выступления белорусских участников вызвали большой интерес зарубежных экспертов, прибывших на конференцию. Светлана САБИЛО, фото автора