Поиск

Поток

НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ ЭЛЕМЕНТ ОТРАСЛИ

30 Марта 2017

Тема номера: наука и образование

В Беларуси подготовка инженерных кадров по специальности «проектирование, сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ» для предприятий и организаций по транспортировке, хранению и распределению нефти и газа осуществляется только в Полоцком государственном университете на кафедре трубопроводного транспорта, водоснабжения и гидравлики. Ее создал и возглавлял в течение 40 лет доктор технических наук, профессор Владимир ЛИПСКИЙ. Он автор свыше 200 научных публикаций, в том числе 3 монографий, более 90 патентов и авторских свидетельств, а также 4 учебно-методических комплексов. Владимир Константинович ответил на вопросы журнала. — В Полоцком университете на базе кафедры трубопроводного транспорта, водоснабжения и гидравлики с 1995 года действует научная школа в области безопасности трубопроводного транспорта. Вы — ее основоположник и бессменный руководитель. Что удалось сделать и в чем сегодня заключается основная работа? — На мой взгляд, удалось многое. Если в первые годы существования кафедры основным ее партнером было Полоцкое управление нефтепровода «Дружба», то сейчас сложились долговременные и прочные деловые связи со всеми предприятиями нашей отрасли, позволяющие кафедре в необходимой мере участвовать в кадровом обеспечении и научно-техническом сопровождении их деятельности. Говоря о зарождении научной школы подробнее, необходимо подчеркнуть, что во многом оно оказалось возможным благодаря тесному и глубокому сотрудничеству нашей кафедры и Полоцкого управления нефтепровода «Дружба» (ныне — ОАО «Полоцктранснефть Дружба»). Дело вот в чем. В январе 1977-го, буквально через полгода после создания кафедры, мы получили от ведущих проектно-конструкторских организаций Советского Союза крупные заказы на выполнения НИОКР по трем направлениям: контейнерному трубопроводному гидротранспорту, сбору разлившейся нефти с поверхности водных объектов и упаковыванию битума в полиэтиленовую тару. Успешное осуществление каждого задания требовало проведения комплекса сложных научно-теоретических и экспериментальных исследований, а также опытно-промышленных испытаний. В этот период Полоцкое управление нефтепровода «Дружба» не только пришло нам на помощь, но и стало нашим полноценным партнером в выполнении ряда основополагающих разделов по этой тематике. Прежде всего это предприятие изготовило и смонтировало в университете комплекс уникальных полунатурных экспериментальных стендов, лабораторных установок и разработанных нами образцов новой техники, что позволило создать научно-лабораторную базу кафедры, обеспечившую ей успешную научную деятельность. Одновременно нам были переданы образцы оборудования объектов трубопроводного транспорта, необходимые для оснащения учебных лабораторий. Другим важным направлением нашего сотрудничества с ОАО «Полоцктранснефть Дружба» было совместное проведение уникальных опытно-промышленных испытаний оборудования и технологий, разработанных на кафедре. Первое из них — испытание систем контейнерного трубопроводного транспорта, в ходе которого разработанные и изготовленные нами образцы герметичных полиэтиленовых контейнеров, заполненных битумом, транспортировались в потоке нефти по магистральному нефтепроводу Унеча—Полоцк—Вентспилс через территорию Беларуси и Латвии. Такие испытания в нашей стране и, пожалуй, в мире проводились впервые. Наши совместные работы с ОАО «Полоцктранснефть Дружба», связанные с защитой окружающей среды от загрязнения разлившейся при авариях нефтью, включали натурные испытания разработанных кафедрой оригинальных нефтесборных устройств на водоохранных объектах предприятия. В результате такого взаимодействия был спроектирован и введен в строй уникальный крупномасштабный объект — стационарный рубеж удержания разлившейся нефти, расположенный на Западной Двине вблизи Верхнедвинска. Он предназначен для предотвращения миграции по руслу реки на территорию Латвии и в акваторию Балтийского моря разлившейся при аварии нефти. Высокая эффективность этого сооружения была подтверждена в ходе ликвидации последствий нескольких аварий на территории Беларуси. Рубеж удержания используется также для проведения крупномасштабных учений аварийно-спасательных служб нефтепроводов и подразделений МЧС, в том числе и в международном формате с участием латвийских коллег. С течением времени такой уровень сотрудничества установился у кафедры со всеми предприятиями трубопроводного транспорта Беларуси: ОАО «Гомельтранснефть Дружба», ОАО «Газпром трансгаз Беларусь», ЧУП «Запад Транснефтепродукт», их филиалами и подразделениями. На основе материалов, полученных в ходе научного сотрудничества с предприятиями, преподаватели кафедры подготовили и защитили восемь диссертаций. Семь кандидатских работ — по тематике, связанной с безопасностью магистральных трубопроводов, и одна докторская — моя работа на тему «Защита водных объектов при аварийных разливах нефти на нефтепроводах». Сегодня сфера научных интересов кафедры конкретизировалась. В основном мы занимаемся вопросами обеспечения промышленной и экологической безопасности магистрального трубопроводного транспорта. Причем теперь значительная часть работ носит прикладной, а часто и инжиниринговый характер. Кафедра трубопроводного транспорта, водоснабжения и гидравлики — головная организация в области нормативно-правового регулирования в сфере магистрального трубопроводного транспорта. В частности, мы подготовили проект закона о трубопроводном транспорте Беларуси, действующего с 2002 года, много десятков технических нормативных правовых актов разного уровня, включая технические регламенты. В то же время должен отметить одно обстоятельство: в нашей стране отсутствует орган госуправления, который регулировал бы деятельность трубопроводных организаций. Мы создаем на кафедре проекты нормативных актов, в том числе высокого статуса, но не можем подать их на утверждение в правительство, потому что проекты документов такого уровня должен инициировать только орган госуправления. Сегодня большую долю в общем объеме проводимых нами научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ занимает разработка деклараций промышленной безопасности организаций по транспорту, хранению и распределению газа, нефти и нефтепродуктов. Она проводится при поддержке и под контролем Госпромнадзора МЧС Беларуси в соответствии с установленными им требованиями. Кафедра также по заданию предприятий разрабатывает планы ликвидации аварий объектов транспорта, хранения и распределения углеводородных энергоносителей. Мы занимаемся международными контактами, продолжаем развивать связи с зарубежными коллегами. В частности, с 1996 года организовали и провели восемь международных научно-технических конференций, на которых присутствовали представители российских научных и производственных трубопроводных организаций, а также коллеги из Украины, стран Балтии, Польши, Германии. В первые годы проведения этих конференций они были самыми крупными и популярными в Беларуси и соседних государствах. Кафедра активно сотрудничает с международными организациями. Сейчас ведется интенсивная подготовка к заключению очередного контракта со структурами ПРООН об участии специалистов кафедры в проведении (совместно с европейскими экспертами) разработки рекомендаций по обеспечению безопасности магистральных трубопроводов в Беларуси. — Безопасность — это в том числе и диагностика. Занимаются ли этой проблемой на кафедре? — По этой тематике уже защищена одна кандидатская диссертация. Она подготовлена при поддержке ученых родственной кафедры Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина и посвящена диагностике линейных участков трубопроводов на подводных переходах. Сейчас готовится к защите еще одна диссертация — по диагностике сварных соединений. Однако сейчас на кафедре не проводятся всесторонние исследования в области диагностики, хотя для этого у нас имеется необходимый потенциал. Дело в том, что в последние годы снизился интерес промышленных предприятий к проведению научных исследований. Трубопроводные организации в основном стараются использовать существующие технологии и оборудование — так дешевле. Поэтому они не очень заинтересованы в новых разработках. Думаю, эта ситуация характерна сегодня и для других отраслей экономики. — Российская трубопроводная наука развивается интенсивнее? Мы не отстаем? — Невозможно сравнить научный потенциал одной специальной кафедры с совокупностью средств и возможностей многочисленных российских НИИ и университетских кафедр трубопроводного транспорта. Что же касается аналогичных подразделений, которых в России более десятка, то у меня есть основания считать, что мы находимся на уровне передовых. И это в значительной мере произошло потому, что родственные кафедры ведущих нефтегазовых университетов в Москве, Уфе, Ивано-Франковске с момента создания нашей кафедры и до настоящего времени оказывают нам существенную помощь и поддержку как в учебной, так и научной сферах. — Какова ситуация с трудоустройством выпускников по специальности «проектирование, сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ»? — Проблем с распределением нет. Но, к сожалению, наши выпускники не всегда сразу находят место именно в трубопроводных компаниях. Однако без работы они не остаются, так как востребованы организациями, работающими в смежных сферах. Большинство выпускников трудится по специальности в нашей отрасли на всей территории Беларуси. В руководство предприятий они еще не входят, но уже возглавляют линейные нефтеперекачивающие станции. Разумеется, есть и те, кто занимает высокие должности. Например, директор ОАО «Полоцктранснефть Дружба» Василий Дроботов, главный инженер — первый заместитель генерального директора ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» Павел Войтов, заместитель генерального директора ЧУП «Запад-Транснефтепродукт» Олег Киселёв. Инженерный состав трубопроводных компаний в определенной мере укомплектован нашими выпускниками. Но большинство из них не были студентами дневного отделения. В этом заслуга института повышения квалификации, действующего в Полоцком государственном университете. Через него проходят специалисты, имеющие инженерное образование не по трубопроводной специальности. Раньше переквалифицироваться мог любой специалист, окончивший вуз. Мне удалось изменить ситуацию: сегодня определен перечень специальностей, обладатели которых могут переквалифицироваться на инженеров трубопроводного транспорта, а остальные — нет. В результате у нас проходят переподготовку специалисты, которые уже имеют качественное инженерное образование и практический опыт работы на трубопроводных предприятиях, а мы даем им углубленные знания. — Сколько лет необходимо учиться на и нженера — линейного трубопроводчика и где потом можно работать? — Мы готовим инженеров, которые способны работать в проектных и строительных организациях трубопроводного профиля, а также в эксплуатационных подразделениях соответствующих организаций, то есть на всех стадиях жизненного цикла трубопроводов. В связи с тем, что в системе высшего образования происходят изменения, срок подготовки по нашей специальности сокращен с пяти до четырех лет. Немного изменится и название специальности, но содержание учебного процесса останется прежним. У нас есть бесплатная и платная формы обучения на дневном и заочном отделениях. — Насколько велик ежегодный набор на столь оригинальную специальность? — Каждый год мы набираем группу из 25—30 человек на дневное отделение и не каждый год — группу на заочное. Часть студентов учится за счет госбюджета, но в основном — за собственные средства. Те, кто оплачивает учебу, при желании могут пройти через распределение. — В январе вашему детищу — кафедре трубопроводного транспорта, водоснабжения и гидравлики Полоцкого государственного университета — исполнилось 40 лет. В чем ее характерная особенность? — Особенность нашей кафедры заключается в том, что она стала неотъемлемым элементом отрасли. На мой взгляд, мы играем интегрирующую роль. По сути, это структура, в которой сходятся научно-технические и кадровые интересы всех трубопроводных организаций страны. Мы оказываем существенное влияние на решение многих вопросов в нашей сфере. Светлана САБИЛО Фото предоставлено собеседником  

 

30 Марта 2017
836
Рейтинг: 4