ОАО «Полоцк-Стекловолокно» — один из ведущих мировых производителей стекловолокна и материалов на его основе, готовящийся отметить 60-летний юбилей. Удерживать лидирующие позиции на таком быстроразвивающемся рынке непросто, однако полоцкие химики вывели формулу успеха. Это пропорциональное сочетание научной, маркетинговой и производственной составляющих. Сегодня основной творческий потенциал акционерного общества сосредоточен в трех подразделениях: отделе перспективного развития, отделе главного технолога и научно-практическом центре (НПЦ). О работе самого молодого и ударного из них — НПЦ — рассказывает его руководитель, заместитель главного инженера по перспективному развитию — главный технолог Людмила КУЩЕНКО.
Высокая научная концентрация
Научно-практический центр — новое подразделение предприятия, созданное 1 декабря 2015 года. Это решение было продиктовано рынком и временем — поступательное развитие требовало активных действий по созданию многофункциональных стекловолокнистых материалов и современных композитов на их основе. Идея подобного НПЦ принадлежит генеральному директору ОАО «Полоцк-Стекловолокно» Андрею Бунакову и связана с ориентацией Беларуси на развитие инновационных технологий и интеллектуального производства. При постановке задач Андрей Николаевич особо отметил, что деятельность нового подразделения должна основываться на принципах конкуренции, эффективности и, что немаловажно, прибыльности. А созданный в результате полного цикла, включающего исследование, разработку и производство, новый продукт должен быть востребованным и ориентироваться на конкретного потребителя. Преимущества такого подразделения очевидны. Его создание позволило эффективно концентрировать высококвалифицированный исследовательский труд и ресурсы на ведущих направлениях развития, ускорить реакцию на изменения конъюнктуры рынка, а также расширило коммерческую основу деятельности. Кроме того, все это позволило дать специалистам наиболее благоприятные условия для реализации их собственных идей.Дорогу осилит идущий
В состав НПЦ входят лаборатории стекла, ткачества и термохимобработки, а также отдел механизации и автоматизации. В данный момент перед руководством центра стоит задача по созданию исследовательской базы и опытного производства. Это позволит не только сконцентрировать усилия и ускорить разработку нового продукта, но и значительно разгрузить производство от так нелюбимых всеми «научных экспериментов», ведь оборудование, отвлекаемое на опытные работы, необходимо для выполнения производственных задач. НПЦ выполняет ряд ключевых функций. Это, конечно же, разработка новых материалов, технологий, методик и опытных образцов, наработка опытно-промышленных партий, курирование их постановки на производство, а также авторский надзор за внедрением и выпуском разработанной продукции в течение двух лет. Кроме того, центр актуализирует и совершенствует устаревшие технологии и осуществляет аналитическое сопровождение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В компетенции НПЦ также остаются и заключения по качеству сырья, поступающего в производство, с целью снижения затрат по всем переходам. Такой широкий круг задач, безусловно, предполагает высокий кадровый потенциал. Именно поэтому в целях приближения исследовательской и изобретательской деятельности работников подразделения к научной активно развивается сотрудничество со сторонними научными организациями.Базальт науки
О высоком уровне подготовки специалистов подразделений НПЦ и их творческом потенциале свидетельствуют результаты работ в области освоения технологии производства непрерывного базальтового волокна, промышленный выпуск которого начат в марте 2016 года. Уникальные технические решения плавления базальтового щебня и разработка новых конструкций питателей полностью принадлежат специалистам акционерного общества, основной костяк которых сосредоточен в научно-практическом центре и ПКО. Базальт — новая тема и не до конца исследованное направление не только для нас. Много споров по свойствам базальтового волокна в сравнении со стекловолокном продолжается и сейчас. В планах НПЦ стоит проведение детальных исследований базальтовых пород на предмет определения оптимальных условий ведения технологического процесса выработки непрерывного волокна, а также изучение путей его дальнейшей углубленной переработки. Резаные волокна, базальтовые нити, базальтовые ассемблированные и директ-ровинги, базальтовые ткани технического назначения, базальтовые сетки строительного назначения, нетканые теплоизоляционные материалы — это уже известная на рынке продукция из базальта. Наша же задача состоит в том, чтобы предложить рынку инновационный продукт на основе базальта с новыми свойствами и направлением использования.Рынок — за инновациями
В задачах НПЦ также стоит разработка составов стекол, рецептур замасливателей и пропитсоставов с целью обеспечения возрастающих требований потребителей, новых ассортиментов и направлений с высокой добавленной стоимостью. Сегодня в ОАО «Полоцк-Стекловолокно» разработана и утверждена программа развития композиционных материалов на основе стекловолокна, где ключевая роль принадлежит НПЦ. Это серьезное направление, требующее не только финансовых затрат, но и интеллектуального потенциала. Мировой опыт показывает, что в современной конкурентной борьбе идет соревнование не столько за обладание капитальными ресурсами и материальными ценностями, сколько за способность к разработке и внедрению эффективных технологических и организационных нововведений. Сейчас непрерывное освоение новых технологий является одним из приоритетных направлений развития. Производство и реализация всех видов продукции все в большей степени зависят от интеллектуальных ресурсов. Всем известен постулат, что компании, осваивая новшества, генерируют знания. Ключевым условием ускоренного развития является эффективная инновационная политика. Современная экономика диктует, что для успешной работы на рынке необходимо присутствие новых продуктов и технологий. Так, показатель «доля отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции» сегодня отражает развитие производства и его конкурентоспособность. Инновационный продукт представляет собой эффективное средство конкурентной борьбы, так как ведет к созданию новых потребностей, снижению себестоимости, притоку инвестиций, повышению имиджа, открытию и освоению новых рынков. И мы с гордостью отмечаем, что по итогам 2015 года доля инновационной продукции предприятия в общем объеме составила 27,3%, а за девять месяцев 2016 года этот показатель возрос до 29,2%. Всего за 2013—2015 годы отгружено 293 ассортимента инновационной продукции. И это лишь начало большого и перспективного пути.