Доля экспорта в объеме реализации продукции ОАО «Завод горного воска» составляет 80%. Расширение рынков сбыта и увеличение экспортных поставок — основная стратегическая цель предприятия. За счет чего достигаются результаты, каков сегодня внешнеэкономический вектор развития? На вопросы отвечает директор ОАО «Завод горного воска» Андрей РЫБАКОВ.
— Андрей Алексеевич, в чем основные преимущества продукции ОАО «Завод горного воска»?
— Нашу продукцию можно разделить на две основные группы. К первой относятся традиционные продукты предприятия — воск, парафины. Их преимущество в том, что они изготавливаются из белорусского сырья, которое выпускает наш основной акционер — ОАО «Нафтан». С учетом хорошей логистики эта группа товаров обладает явным конкурентным преимуществом. Воск и парафины мы поставляем на экспорт и полностью закрываем потребность в них Республики Беларусь. Продукт обладает высокими качественными характеристиками благодаря технологии ведущих европейских производителей Zulcer (Швейцария) и Axens (Франция).
Сегодня мы экспортируем воск на рынки ЕС, Украины и России. Причем на европейский рынок он продвигается через отраслевую товаропроводящую сеть (ОТПС) концерна «Белнефтехим» — ООО «БНХ-Ойл Польска». За январь — май около 88% высокоочищенного воска реализовано через этот канал.
Вторая группа товаров — различного рода смазки, охлаждающие жидкости и другие продукты малотоннажной химии. Наши основные преимущества при их производстве состоят в том, что завод располагает собственной аккредитованной лабораторией. Поэтому у нас есть возможность корректировать ассортимент и оперативно дополнять его новыми видами продукции. На мой взгляд, достоинства второй группы товаров заключаются как в маневренности производства, так и в минимизации операционных затрат.
Важно, что работа предприятия основана на передовых современных технологиях. Все оборудование высокого качества, внедрена автоматизированная система управления технологическим процессом (АСУ ТП). ОАО «Завод горного воска» существенно выделяется среди конкурентов еще и тем, что не использует в производстве отработанные или восстановленные масла. Это позволяет нам производить с минимальными издержками как традиционную, так и новую для завода продукцию.
Сегодня мы активно налаживаем сервисное обслуживание клиентов, изучаем вопрос по поводу сбора и переработки отработанных нефтехимических продуктов.
— Как развивается экспорт парафиновой водоотталкивающей эмульсии? В 2015 году она направлялась в основном на украинский рынок и продвигалась в приграничные районы Польши. Что происходит сейчас?
— Это производство создавалось совместно с Kronospan Chemical (Австрия) именно для потребностей данной фирмы в Беларуси. Но поскольку в лицензионном соглашении нас не ограничили в объемах продаж, было решено выйти с парафиновой водоотталкивающей эмульсией и на внешние рынки. Тем более что производственная мощность это позволяла. Наиболее благоприятным для реализации оказался западный вектор, то есть страны Балтии, Украина. Сегодня объем производства и реализации парафиновой водоотталкивающей эмульсии достигает 1,5 тыс. т в месяц. При этом белорусский рынок потребляет не более 50%, другая половина идет на экспорт. Наш основной потребитель за рубежом — Kronospan Chemical. Но чтобы не зависеть только от него, мы наладили прямые контракты с украинскими производителями ДСП. Полгода назад начали активно работать с Румынией. В результате сегодня удалось превзойти начальные мощности производства и выпускать в год не 12 тыс., а 15 тыс. т парафиновой водоотталкивающей эмульсии.
— Производство гидроочищенного парафина рассчитано в основном на экспорт. В каких объемах он поставляется на рынок ЕС, в какие страны?
— Действительно, экспортные поставки парафина составляют 95%. На внутреннем рынке в нем нет существенной потребности. Наш традиционный рынок продаж гидроочищенного парафина — Польша. Развивается сотрудничество и с итальянскими партнерами. В мае подписано двустороннее соглашение с крупной компанией Triboldi Group о поставках в Италию гидроочищенного парафина и свечного воска. Мы выходим также и на североамериканский регион, где планируем совместную работу с компанией H & R.
— Каковы тенденции сбыта продукции завода на зарубежных рынках? Что происходит с ценами? Какие вы видите перспективы?
— Все зависит от развития трендов на рынке нефти. Ее мировая цена то падает, то поднимается, что влияет и на нефтепродукты, в том числе масла. Сырье, используемое для производства воска, — один из побочных продуктов при выпуске масел. Соответственно, если масляная группа становится менее эффективной для нефтепереработки, то НПЗ перестают ее выпускать. Следовательно, цены на наше сырье поднимаются. С одной стороны, это для нас нехорошо, а с другой — идет на пользу, поскольку повышается спрос на парафины. Почему? Все просто: при снижении производства сырья, уменьшается количество парафинов. А рынок спроса постоянно растет! Например, в 2015 году наблюдалось серьезное падение нефтерынков. В то же время рынок парафинов постоянно рос, потому что они были в дефиците. Сейчас стабильное состояние: нет ни роста, ни дефицита. Это связано с сезонным летним спадом, и мы ожидаем, что к осени начнется традиционный подъем.
В долгосрочной перспективе прогнозируется, что мировое производств о будет постепенно уходить от масел так называемой первой группы, где находятся и наши гачи. Следовательно, сырья будет все меньше, а парафины станут дороже. Поэтому мы ожидаем, что спрос и цены на нашу продукцию будут неуклонно увеличиваться. Главное, чтобы наш основной акционер выпускал масла и стабильно обеспечивал нас гачем.
Светлана САБИЛО,
фото Игоря РУБАНА