Поиск

Поток

ПО ПУТИ ТОПЛИВНОЙ РЕКИ

03 Марта 2016

Даже самый закоренелый двоечник знает, что Волга впадает в Каспийское море. А откуда текут и куда впадают бензиновые реки, какие пороги и перекаты они проходят на своем пути? Всегда ли топливо, разливаясь ручейками по АЗС, остается кристально чистым качественным продуктом? Для большинства автовладельцев тайна сия велика есть. Незнание, как известно, порождает далекие от истины слухи и домыслы, в том числе и о том, что в морозные дни января наше дизтопливо «парафинилось», обездвиживая «железных коней». Поэтому, чтобы расставить точки над «і» в вопросе качества белорусского углеводородного топлива, в том числе и дизельного, мы решили пройти по пути топливной реки, чтобы воочию убедиться и рассказать, как сохраняется качество продукта на пути от НПЗ до АЗС.

Истоком великой топливной реки, ее, так сказать, верховьем, для Республиканского дочернего унитарного предприятия по обеспечению нефтепродуктами «Белоруснефть-Минскоблнефтепродукт» являются два белорусских нефтеперерабатывающих завода — ОАО «Мозырский НПЗ» и ОАО «Нафтан». В железнодорожных цистернах бензин и дизтопливо подаются на склады хранения предприятия, расположенные в городах Минской области (Фаниполе, Борисове, Молодечно, Слуцке), откуда фактически и начинается их путь к топливному баку авто. — В прошлом году реализовано 514 тыс. т топлива всех видов, — говорит директор предприятия Анатолий Короткий. IMG (16) — Мы отпускаем его оптовым потребителям и развозим по всем АЗС Минской области и на одну заправку — в Гродненской, всего у нас их 76. Доставка топлива производится круглосуточно. Беспрерывная работа стала возможной благодаря проведению реконструкции базы в Фаниполе. Оснащение новым оборудованием позволит предприятию к концу года выйти на современный уровень. Уже проведена реконструкция станции налива топлива, которая дает возможность сливать, а также заливать топливо в железнодорожные цистерны. Кроме того, до конца года предприятие будет связано с «Нафтаном» топливопроводом, что, во-первых, уменьшит транспортные издержки; во-вторых, гарантирует качественную транспортировку топлива; а в-третьих, даст возможность реализовать нефтепродукты в больших объемах. В прилегающих регионах экономически выгоднее получать углеводороды из Фаниполя по железной дороге. — Кроме того, произведена реконструкция станции отпуска топлива в бензовозы с нижним и верхн им наливом, — дополняет руководителя начальник склада хранения нефтепродуктов Геннадий Сергеев. IMG (81)Отныне участие человека в этом процессе становится минимальным. Работник лишь подсоединяет раздаточные рукава к цистерне, остальное выполняет автоматика. Она же контролирует и весь процесс. Считывающие устройства новой установки — немецкие, а система трубопроводов — российская. В целом на предприятии внедрена строгая система контроля качества нефтепродуктов. Прежде чем топливо будет слито с прибывших железнодорожных цистерн в резервуары складов предприятия, производится его приемо-сдаточный контроль. Отбираются пробы нефтепродуктов. Они ставятся на хранение на 45 суток, а также проходят испытания в лаборатории. По их результатам паспортизируется резервуар, в который производился слив нефтепродуктов. При этом топливо к потребителям в обязательном порядке поступает в сопровождении паспорта качества. Кроме того, раз в месяц работники лаборатории без предупреждения приезжают на каждую заправку и отбирают для анализа образцы топлива, реализуемого на АЗС. В общем, отбор проб и их хранение до конца реализации партии происходит буквально на каждом этапе пути топлива от НПЗ до раздаточного пистолета заправочной колонки каждой АЗС: пробы берутся из вагонов-цистерн, из емкостей хранения на нефтебазе и, наконец,  на АЗС. Это делается для того, чтобы в случае претензии со стороны потребителей на качество бензина или солярки можно было проконтролировать всю цепочку поставки углеводородов от завода до АЗС, найти, на каком этапе произошло нарушение технологии и, если надо, определить виновных в этом лиц. Однако, как говорит Анатолий Короткий, за все время его работы в системе нефтепродуктообеспечения (то есть на протяжении 13 лет) не было случая, чтобы хоть одна жалоба от клиентов на качество бензина или солярки подтвердилась результатами проверок. Основными претензиями к качеству являются жалобы на дизельное топливо при наступлении сильных морозов. Но и эти жалобы не подтверждаются ни результатами испытаний топлива в лаборатории предприятия, ни итогами проверок, проведенных клиентами самостоятельно в других независимых лабораториях. Почему так происходит? Просто хозяева дизельных авто, вместо того чтобы с наступлением холодов переходить на рекомендованное зимнее дизтопливо, либо ездили на летнем, либо не подготовили своего «железного коня» к эксплуатации в зимних условиях. — Приведу свежий пример, — рассказывает Александр Иванович. — Буквально сразу после Нового года по распоряжению председателя концерна я вместе со специалистами «Белнефтехима» разбирался с жалобой клиента на качество дизтоплива. В результате оказалось, что у автомобилиста были неисправны свечи розжига, поэтому в мороз его машина и не завелась. Слова директора подтверждает и начальник центральной испытательной лаборатории Галина Чехлова:IMG (34) — Белорусские заводы производят качественные нефтепродукты. При проведении испытаний топлива и масел, поступающих на предприятие, не выявлено ни одного случая несоответствия по заявленным заводами-изготовителями качественным показателям. А система контроля качества нефтепродуктов на самом предприятии позволяет обеспечить сохранность качественных показателей во время их приемки, хранения и реализации. Но ведь возможно, утверждают скептики, что в межсезонье с нефтебазы на АЗС завезли хорошее топливо, а там его смешали с летним, и получилась смесь, которая даже при слабом морозе «парафинится». «Такого не может быть по определению, — в один голос заявляют специалисты предприятия. — При смене вида топлива, а также при переходе с дизельного топлива летних марок на зимние из резервуара и трубопровода полностью удаляются остатки прежнего нефтепродукта, и при необходимости производится зачистка резервуара». Но вернемся к нашей реке ГСМ. После отбора проб топлива из резервуаров их подвергают анализу в центральной испытательной лаборатории предприятия, аккредитованной на техническую компетентность. Для этих целей подразделение полностью укомплектовано необходимым лабораторным оборудованием и средствами измерений. Как рассказала Галина Чехлова, проведение испытаний по отдельным видам нефтепродуктов производится по определенному перечню показателей, позволяющих оценить качество топлива. Например, температура помутнения и предельная температура фильтруемости свидетельствуют о низкотемпературных свойствах дизельного топлива, а содержание серы показывает, к какому экологическому классу топливо относится. Качественные характеристики того же дизельного топлива в лаборатории анализируются по 12 методикам, бензина — по 9. В дополнение к приборным испытаниям сотрудники лаборатории в январские дни провели и, так сказать, визуально-бытовые испытания: колбу с дизтопливом марки «Арктика» поместили за окном, чтобы наблюдать все происходящие с топливом изменения. Но их не было: даже в самые трескучие морозы дизтопливо было светлым и абсолютно прозрачным без каких-либо признаков «парафинизации». Для отбора проб и их хранения, проведения анализов и паспортизации нефтепродуктов рабочие места лаборатории расположены во всех пунктах реализации нефтепродуктов потребителям: на всех складах хранения в Фаниполе, Борисове, Слуцке, Молодечно. Для этого они укомплектованы необходимым оборудованием. В лаборатории работают квалифицированные инженеры — выпускники профильных факультетов БГУ, БГТУ, Новополоцкого политехнического университета. Наиболее опытные работники — Юлия Кошалевич, Татьяна Примак и Татьяна Нечаева. IMG (49)Необходимую подготовку и обучение прошли и лаборанты. Постоянно учатся и повышают квалификацию практически все сотрудники предприятия. В прошлом году, например, из 1 900 человек, работающих на нефтебазе, в учебном комбинате РУП «ПО «Белоруснефть» прошли обучение 1 185 человек. …Но если с контролем качества на РУП «Белоруснефть-Минскоблнефтепродукт» все так хорошо, почему же у автомобилистов нет-нет да и возникают нарекания и вопросы к качеству дизтоплива? Ларчик открывается просто. Как пояснила начальник центральной испытательной лаборатории Галина Чехлова, не все водители знают, что наши нефтеперерабатывающие заводы производят не просто летнее и зимнее дизельное топливо, а летнее — марки ДТ-Л-К5 сорт С и зимнее топливо двух марок: ДТ-З-К5 сорт F и ДТ-З-К5 класс 2. Первое зимнее — предназначено для умеренного климата, и, соответственно, его предельная фильтруемость — не выше –20 ºC. А второе зимнее, ДТ-З-К5 класс 2 — так называемая «Арктика», выпуск которого освоен в 2012 году, имеет предельную температуру фильтруемости не выше –32 ºC и температуру помутнения не более –22 ºC. Не зная этого нюанса и считая, что ДТ-З-К5 сорт F и «Арктика» — одно и то же топливо, неопытные водители попадают впросак. Поэтому, чтобы избежать неприятных сюрпризов от Деда Мороза, специалисты предприятия рекомендуют в начале зимы заправляться топливом сорта F, при усилении холодов добавлять в бак «Арктику», а во время крещенских морозов полностью перейти на «Арктику». И тогда не будет никаких проблем с зимней эксплуатацией автомобиля. Это гарантируют многоступенчатый контроль топлива и в целом эффективная система контроля качества нефтепродуктов, внедренная на предприятиях РУП «ПО «Белоруснефть». Валерий ЗИНОВСКИЙ, фото Виктории Анискевич-Клопоцкой  

 

03 Марта 2016
945
Рейтинг: 4