Michelin, Bridgestone и Goodyear — кто не знает этих «зубров»? Отныне ОАО «Белшина» пополнило ряды «матерых» брендов шинной индустрии, став четвертым заводом в мире, выпускающим супергигантские цельнометаллокордные (ЦМК) шины радиальной конструкции
На заводе сверхкрупногабаритных шин (ЗСКГШ) подписан акт ввода в эксплуатацию нового производства по выпуску «колес» с посадочным диаметром до 63 дюймов. Емкость мирового рынка таких шин в три раза превышает мощность нового производства завода.
По этому поводу на предприятии был организован пресс-тур для представителей республиканских и местных СМИ, в ходе которого генеральный директор ОАО «Белшина» Алексей Яковлев отметил, что «конструкция шины и технология ее производства разработаны исключительно специалистами предприятия и являются ноу-хау акционерного общества».
— Во всем мире конструкция таких шин и технологическая карта являются тайной за семью печатями, — сказал Алексей Владимирович, — и они не продаются. Bridgestone, к которому мы, в частности, обращались по поводу производства таких шин, очень осторожно, но твердо отказался от встреч.
Карьерные испытания
Коммерческая тайна и «сердце» нового производства — его сборочный комплекс. Таких установок в мире всего четыре, но наша линия на их фоне по многим параметрам уникальна.
Первая партия инновационных шин с посадочным диаметром 57 дюймов уже проходит испытания. Во время стендового тестирования шины показали повышенную ходимость и были не просто переданы, а проданы для эксплуатационных испытаний в реальных условиях в одном из карьеров Казахстаном.
— Это говорит о доверии потребителей к нашему качеству, а для нас свидетельствует о потенциальной возможности оказаться в премиальном сегменте рынка этих шин, — подчеркнул генеральный директор «Белшины». — Остальные наши потенциальные потребители ожидают первых результатов карьерных испытаний.
Мощность нового производства ЗСКГШ рассчитана на выпуск 1 700 ЦМК шин размера до 63 дюймов в год. Объем их продаж напрямую зависит от результатов испытаний: как шины покажут себя в экстремальных условиях, какова будет их ходимость, не возникнут ли преждевременные разрушения. И как только появятся первые результаты ходовой обкатки, мы сразу заявим об этом нашим потребителям, предлагая приобрести новую продукцию. Но уже сегодня, судя по результатам стендовых испытаний, мы можем завоевать чуть ли не весь объем рынка этих шин. Наша товаропроводящая сеть в странах ближнего и дальнего зарубежья знает о нашей новой шине и проводит мониторинг рынка, — подвел итог Алексей Яковлев.
Руководитель предприятия также отметил, что раскручивать продажи до результатов испытаний — это неоправданный риск.
— Риск прежде всего имиджевый. Ведь если мы начнем поставлять, как говорится, «сырые», недоработанные шины, это станет катастрофическим ударом по репутации предприятия и новой продукции, — подчеркнул генеральный директор: — В этой ситуации лучше выждать или даже перестраховаться, чем наломать дров в неоправданной спешке.
Как говорится, поспешай не торопясь, тем более что инвестиционный проект «Освоение производства ЦМК шин радиальной конструкции с посадочным диаметром до 63 дюймов с реконструкцией подготовительного цеха» на «Белшине» с точки зрения инвестиционного этапа уже реализован. Капитальные вложения в первую пусковую очередь составили 126 млн долларов. Сейчас на производстве идет этап освоения и выхода на проектную мощность и параллельно — испытание и подготовка к сертификации новой продукции. Когда все эти векторы сойдутся в одной точке, новая шина будет поставлена на серийное производство. Срок окупаемости первой очереди проекта рассчитан на 10 лет.
«Эффект бабочки»
В прошлом веке американский математик Эдвард Лоренц предположил, что влияние на систему в одной точке мира может иметь огромные и непредсказуемые последствия в другой. Теория получила название «эффект бабочки» и применима к рынку СКГШ. Волатильнось продаж новых цельнометаллокордных шин радиальной конструкции напрямую зависит от цен на полезные ископаемые.
— Когда на рынке хорошие цены на минералы — активнее идет их добыча, и шины продаются великолепно, — отметил гендиректор ОАО «Белшина». — Но буквально три года назад ситуация была диаметрально противоположной. К примеру, цены на железную руду упали до минимума, машиностроительные предприятия типа нашего БелАЗа и его конкурентов Caterpillar или Komatsu «сжимали» производство, падали объемы продаж и на нашу продукцию. При этом сверхкрупногабаритные шины — самый маржинальный продукт. Сегодня одна покрышка с посадочным диаметром 57 дюймов стоит около 20 тыс. долларов.
Алексей Яковлев подчеркнул, что поверхностный способ добычи полезных ископаемых наиболее выгодный. С каждым годом карьеры становятся глубже, количество техники растет, и экономически целесообразно пополнять парк самосвалами большей грузоподъемности — 300—450-тонными, на которые как раз и рассчитаны шины с посадочным диаметром 57— 63 дюйма.
— «Белшина» работает в тесной связке с предприятиями Министерства промышленности. Инвестиционный проект на ЗСКГШ является стимулом дальнейшего развития нашего гиганта автопрома — ОАО «БелАЗ». Сегодня белорусский производитель большегрузной карьерной техники выпускает самый крупный мире самосвал грузоподъемностью 450 т. Именно для него и создаются новые шины. Поэтому весь рынок, где работают БелАЗы, — это наш рынок вторичной комплектации (первичная — конвейер жодинского автозавода). На один самосвал ставится шесть или восемь колес в зависимости от грузоподъемности и комплектации, — сказал руководитель.
Генеральный директор акционерного общества отметил, что свободных ниш на рынке сверкрупногабаритных шин нет. «Белшина» традиционно поставляет свою продукцию в страны СНГ. Чтобы увеличивать продажи, надо занять место других производителей.
— Потеснить конкурентов можно только качеством и ценой. И оптимальное сочетание этих составляющих — главное наше преимущество на рынке, — уверен Алексей Яковлев.
Наши конкуренты сегодня предлагают не только продукт хорошего качества, но и большую отсрочку по платежам. Поскольку они могут получить кредит под 1—2%, то, соответственно, готовы отгрузить продукцию с отсрочкой платежа на полгода-год. Мы же не имеем такой возможности. Более того, порой просим предоплату. А отсрочка платежа за товар сегодня чуть ли не основной инструмент в торговле.
По словам генерального директора, также важна и гибкость производства, причем даже на таких масштабных предприятиях. Взять хотя бы вьетнамских потребителей: грунты в стране кардинально отличаются от карьерных, и скальный рисунок протектора шин им не подходит. Специалисты «Белшины» разработали блочный протектор. Сейчас такая шина проходит испытания, после которых начнутся ее поставки во Вьетнам.
По данным московского НТЦ «Горное дело», в структуре распределения мирового рынка карьерных самосвалов грузоподъемностью более 130 т на долю белорусских машин приходится 26% мирового производства. Это второе место. Лидером
списка стал Caterpillar — 44%.
Являясь единственным поставщиков шин на конвейер ОАО «БелАЗ», бобруйское акционерное общество имеет все шансы освоить 26% мирового рынка сегмента СКГШ, «обувая» только белорусских карьерных «волатаў». Дальнейшее — вопросы маркетинга и сбыта.
Вадим ЗИНОВСКИЙ, фото Игоря ДРАПЕЗЫ