Поиск

Поток

РОССИЙСКИЙ РЫНОК: ЕСТЬ ШАНС

30 Ноября 2015

На 3-й Международной отраслевой конференции «Рынок нефтепродуктов и газа Республики Беларусь: производство, трейдинг, розница» в Минске была организована сессия, в ходе которой рассматривались особенности российского вектора поставок и продаж белорусских нефтепродуктов.

Основной поставщик

«Добросовестный контрагент и надежный партнер» — так емко охарактеризовала трехлетнюю работу ООО «Европейская трейдинговая компания» (ООО «ЕКТ») заместитель директора Анжелика Братковская. ООО «ЕТК» создано в октябре 2012 года для повышения эффективности реализации на внутреннем рынке РФ белорусских нефтепродуктов, выпускаемых ОАО «Нафтан» и «Мозырский НПЗ». Единственный учредитель ООО «Европейская трейдинговая компания» — ЗАО «БНК». Сегодня ООО «ЕТК» предлагает к реализации белорусские нефтепродукты на двух крупнейших торговых площадках российских бирж (ЗАО «Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа», ЗАО «Биржа «Санкт-Петербург»), а также продает нефтепродукты компаниям — владельцам мелких и крупных сетей АЗС, нефтебаз и другим крупным и мелким потребителям на территории Российской Федерации. За январь—август структура реализации ООО «ЕКТ» белорусских нефтепродуктов крупным оптом распределилась следующим образом: прямые продажи составили 50%, через ЗАО «СПбМТСБ » — 34%, через ЗАО «Биржа «СПб» — 16%. Как уточнила заместитель директора ООО «ЕТК», договоры, заключенные на базисах поставки — станциях Рудня и Злынка (с учетом рассчитанного коэффициента), участвуют в расчете Владимирского индекса. Именно биржевые индексы ЗАО «СПбМТСБ» (рассчитанные на базисе железнодорожной станции Владимир) используются в качестве официального индикатора цены на российском рынке. Зарубежные эксперты, в том числе российские, как правило, прибегают к Владимирским индексам, значки которых отражают уровень биржевых цен на нефтепродукты в Центральной части России. Однако при формировании цены в ходе реализации белорусских нефтепродуктов на российском рынке ООО «ЕТК» сталкивается с определенными трудностями, так как происходит разнонаправленное движение не только российских индексов, но и европейских котировок. Это оказывает существенное влияние на процесс формирования цен на наши нефтепродукты. Также сказывается и значительное колебание валютных курсов на российском рынке. В частности, падение российского рубля оказало ощутимое влияние на формирование цен. Не менее значимым фактором, влияющим на поставки белорусских нефтепродуктов на российский рынок, являются экспортные таможенные пошлины на бензин. По данным ООО «ЕТК», в 2015 году соотношение объемов реализации белорусских нефтепродуктов на российском рынке таково: большую долю составляют бензины — до 90% (1/4 часть занимает АИ-95-К5-Евро, остальные — АИ-92- К5-Евро), ДТ — 9% , РТ — 2%. Основные потребители белорусского АИ –92-К5-Евро — это Московская и Ленинградская области. В то же время увеличились поставки в приграничные с Беларусью российские регионы (Брянскую, Смоленскую, Псковскую области). Аналогичная ситуация складывается с поставками АИ-95-К5-Евро. ООО «ЕТК» реализует нефтепродукты и мелким оптом (автоналивом) с 19 нефтебаз в различных регионах Российской Федерации. В течение 2015 года мелким оптом уже продано более 130 тыс. т нефтепродуктов белорусского производства. Было объявлено, что в Смоленской области три АЗС работают под товарным знаком Beloil. Дело в том, что ООО «ЕТК» заключило с ЗАО «БНК» лицензионный договор о получении права пользования этим товарным знаком. «ЕТК» намерена и в дальнейшем привлекать розничные сети АЗС к использованию товарного знака Beloil, в частности в Московской и Орловской областях. «Это направление развития позволяет белорусским нефтепродуктам быть узнаваемыми на российском рынке и гарантирует покупателям высокий уровень качества», — подчеркнула Анжелика Братковская. Говоря о новых направлениях деятельности, она сообщила, что в 2015 году в рамках трехстороннего договора между ФГУП ГосНИИ ГА, ОАО «Нафтан» и ООО «Европейская трейдинговая компания» проводится исследование качества реактивного топлива марки РТ производства ОАО «Нафтан». Оно необходимо, чтобы российские компании могли использовать реактивное топливо этой марки для заправки судов гражданской авиации России. В первом полугодии 2015 года были сделаны промежуточные отчеты по результатам двух этапов исследования РТ, а также получено рекомендательное письмо по применению в гражданской авиации этого топлива. Условие — проведение испытаний топлива, поставляемого в Россию, в ОАО «Нафтан» методами анализа по ГОСТ 10227-86 с изм. 1—6. ООО «ЕТК» намерено приступить к реализации реактивного топлива марки РТ производства ОАО «Нафтан» в статусе контролера поставки по спецификации биржевого товара с организацией биржевых торгов на балансовых пунктах секции «Нефтепродукты» ЗАО «СПбМТСБ». Реализовывать такое топливо для гражданской авиации в крупнейшие аэропорты центральной части России планируется на балансовом пункте Владимир-2. Кроме этого, ООО «Европейская трейдинговая компания» прошло регистрацию в секции «Газ природный» на бирже ЗАО «СПбМТСБ» для возможности торговли природным газом, добываемым на месторождении РУП «ПО «Белоруснефть» ОАО «НК «Янгпур». «Заключен агентский договор с ООО «Газпром межрегионгаз поставка» по организации транспортировки объемов газа от месторождения ОАО «НК «Янгпур» до балансовых пунктов «КС Вынгапуровская» и «Южно-Балыкская». На стадии заключения договор с ОАО «НК «Янгпур» для реализации природного газа на биржевых торгах», — сообщила заместитель директора ООО «ЕКТ». Как отметила Анжелика Братковская, в перспективе планируется усилить работу по привлечению новых клиентов, а также увеличению объемов реализации нефтепродуктов и продукции нефтехимии белорусского производства на территории РФ мелким оптом через сеть арендуемых нефтебаз.

АЗС в России. Условия работы

Генеральный директор ОАО «Солид — товарные рынки» (Россия) Илья Мороз, представляя компанию, отметил, что она специализируется на крупнооптовой реализации нефтепродуктов. «Несмотря на то что этот год можно отнести к одному из самых сложных периодов в истории независимых российских АЗС, ОАО «Солид — товарные рынки» в 2015 году открыло в Смоленской области сеть АЗС. Они стали первыми заправками в России, работающими под белорусским брендом Beloil, — сообщил Илья Мороз. — Пока были куплены и приведены в надлежащий вид три объекта. По сути, пришлось заменить все, что было там раньше. Мы очень довольны результатами работы этих АЗС и даже не рассчитывали на такой успех. Думали, что все будет гораздо скромнее. Несмотря на непростую ситуацию в экономике, удалось построить работу таким образом, что заправки под белорусским брендом работают рентабельно. Необходимо развивать это направление». По словам Ильи Мороза, уже приобретена еще одна АЗС на трассе Москва—Минск. Она требует серьезной переделки. «Мы намерены снести все, что осталось от предыдущих владельцев, и построить первую АЗС высокого качества по стандартам БНК. Очень надеюсь, что это будет сделано совместными силами, — отметил гендиректор ОАО «Солид — товарные рынки». — На объекте, кроме заправки, планируется разместить различные сервисы. В дальнейшем мы намерены переходить именно на такой формат. В стадии приобретения еще одна заправка, также расположенная на трассе Москва—Минск. Изучаются еще несколько крупных организационных проектов. Сегодня благодатное для этого время». По мнению Ильи Мороза, наступил очень выгодный момент для совместных инвестиций в российскую инфраструктуру. Обусловлено это девальвацией национальной валюты РФ. «Мы сейчас находимся в активном поиске внешних инвесторов, которые укрепят наши силы. В одиночку развивать розничную сеть сложно. Мы не хотим повторить судьбу львиной доли независимых АЗС, которые сегодня находятся в тяжелом положении. Дело в том, что до недавнего времени многочисленные АЗС строились за счет так называемых коротких денег, которые раньше были очень дешевы и доступны в неограниченном количестве. Сейчас возвращать эти деньги очень дорого, и многие компании не выдерживают. Не секрет, что большое их количество находится в стадии банкротства. Но таким образом появляются активы для приобретения. Я получаю много предложений от розничных сетей, которые находятся в Подмосковье. Они продаются. Стоимость завышают в 4—5 раз, но жизнь быстро все расставит по своим местам», — уточнил руководитель ОАО «Солид — товарные рынки». Кстати, в 2014 году в России насчитывалось около 21,5 тыс. АЗС. Почти 2/3 из них (14 тыс.) относились к независимому сектору. Российским вертикально-интегрированным компаниям (ВИНК) сегодня принадлежит 95% оптового рынка нефтепродуктов, в то время как розничные сети поделены между крупными и мелкими игроками в пропорции 40 на 60% соответственно. Известно, что ВИНКи иногда позволяют себе торговать в розницу на собственных АЗС по ценам, которые существенно ниже оценочных значений, получаемых в пересчете от оптовых цен на тот же товар. Дело в том, что нефтяная компания может сформировать прибыль на любом из этапов прохождения товара: в крупном, мелком опте или рознице. По словам Ильи Мороза, маневрируя внутренними ценами, ВИНКи в целом сохраняют прибыльность бизнеса и имеют возможность смещать центр прибыли. А у независимых АЗС пространства для маневра нет. Их центр прибыли один и единственный — это сама АЗС. «Не секрет, что независимая розница во многом выживает, используя не совсем прозрачные технологии по реализации дизтоплива, которое не соответствует стандартам качества. Проверки, организованные в нынешнем году, продемонстрировали, что для России это довольно болезненный вопрос и ужесточение требований к качеству приведет к большим проблемам независимой розницы, которых и так хватает», — отметил гендиректор ОАО «Солид — товарные рынки». Он подчеркнул, что современная экономическая ситуация в России усложнила жизнь частному бизнесу. Проведенный в 2015 году налоговый маневр вызвал существенные изменения в формировании цены на нефть для внутреннего рынка. Снижение акцизов не смогло компенсировать увеличение НДПИ, в результате чего многие независимые НПЗ оказались в ситуации, при которой дорогое сырье делает цену их продукции неконкурентной, а производство — нерентабельным. В результате несколько снизились объемы переработки, что позволило ВИНКам увидеть дополнительный спрос и увеличить оптовые цены, невзирая на то, что Федеральная антимонопольная служба России в ежедневном режиме отслеживает ситуацию на топливном рынке и планирует на 2015 год удержать рост цен на бензин в России на 10% за год. Банковские ставки по кредитам в начале года увеличились в РФ с привычных 15—20 до 28—50% и сопровождались повсеместным ужесточением требований банков к заемщику. Новой компании в таких условиях практически невозможно получить кредит. Сегодня ситуация с кредитами улучшилась, но они по-прежнему очень дороги. Однако, несмотря на сложную экономическую ситуацию, сейчас в России благодатное время инвестировать в развитие сети АЗС. А потому в планах компании ОАО «Солид — товарные рынки» за ближайшие два года увеличить сеть АЗС Beloil до 20 объектов, основная часть которых будет построена на трассах Смоленск—Брянск и Москва—Минск. Светлана САБИЛО, фото Дарьи Хачирашвили  и Дмитрия Сапова

 

30 Ноября 2015
885
Рейтинг: 4