Более полувека ОАО «Полоцктранснефть Дружба» с мощным технико-экономическим потенциалом осуществляет транспортировку нефти и оценивается как одно из наиболее эффективных хозяйственных обществ в Беларуси. Ввод нефтепродуктопровода поднимет планку прибыльности и станет логистическим прорывом в доставке светлых нефтепродуктов. Предприятие являет собой пример эффективной экономической работы даже при неблагоприятных рыночных условиях благодаря выбору успешного тактического и стратегического пути развития, корпоративного единения. В преддверии 50-летия организации директор ОАО «Полоцктранснефть Дружба» Василий ДРОБОТОВ дал интервью нашему изданию. СПРАВКА ОАО «Полоцктранснефть Дружба» является продолжением крупнейшей в мире системы трубопроводов ПАО «Транснефть» (РФ), которая транспортирует добываемую в Российской Федерации нефть. предприятие было в числе лучших в системе магистральных нефтепроводов в советское время, на высоком технологическом уровне работает и сегодня, обеспечивая надежную эксплуатацию нефтепроводов и бесперебойную поставку нефти потребителям, а в 2017 году расширило сферу своей деятельности за счет нефтепродуктопроводного транспорта. В настоящий момент акционерное общество обслуживает 1 068 км нефтепроводов и 292 км продуктопроводов. НОВОМУ ВИДУ ТРАНСПОРТА В БЕЛАРУСИ — БЫТЬ! — Со временем дата 30 декабря 2016 года станет в стране знаменательной — днем рождения белорусского продуктопроводного транспорта. Поэтому разговор предлагаю начать с этого знакового для Беларуси проекта. — В канун 2017 года введен в эксплуатацию первый пусковой комплекс магистрального нефтепродуктопровода Новополоцк — Фаниполь, а с 31 января с ОАО «Нафтан» на нефтебазу в Крулевщизне Витебской области началась коммерческая транспортировка дизельного топлива по 86-километровому участку магистрального нефтепродуктопровода. Действительно, этот инвестиционный проект является одним из важнейших не только в концерне «Белнефтехим», но и в Беларуси. До 2006 года у нас было экономически стабильное предприятие, и мы работали прибыльно. Основной задачей тогда было сохранить мощности, обеспечить стабильную и надежную поставку нефти грузополучателям. Поэтому особого поиска путей развития предприятия не велось, ведь от добра добра не ищут. Но когда прекратился транзит нефти через белорусский нефтепровод в Прибалтику (в 2003 году — на Вентспилс, 2006-м — на Мажейкяй), экономика предприятия в корне изменилась. Необходимо было существенно снизить затраты и увеличить выручку. Велся поиск дальнейшего стратегического пути развития. В это же время отечественные НПЗ начали наращивать объемы переработки нефти, увеличивать глубину переработки. Это дало масштабный прирост выпускаемых нефтепродуктов. Белорусская железная дорога перестала справляться с оперативной перевалкой возросшего потока дизельного топлива и бензина, начав при этом прорабатывать возможности повышения тарифов на перевозку. Эти обстоятельства явились предпосылкой для поиска концерном «Белнефтехим» новых решений, которые были бы экономически выгодны и управляемы. В результате родилось предложение разработать технико-экономическое обоснование строительства нефтепродуктопровода, связывающего ОАО «Нафтан» с нефтебазами «Белоруснефти» в Крулевщизне Докшицкого района Витебской области и Фаниполе Дзержинского района Минской области. И когда в 2012 году «Белоруснефть» предоставила нам прогнозные данные об объемах реализации нефтебазами дизельного топлива и бензина, то мы сразу же приступили к расчету стоимости строительства. Был проведен расчет тарифов на транспортировку, оценена конкурентоспособность трубопроводного транспорта по отношению к железнодорожному. На тот момент по тарифам он уступал железнодорожным перевозкам. Но мы не положили расчеты под сукно, понимая, что трубопроводный транспорт в мире считается экономически более выгодным по отношению к другим видам доставки нефтепродуктов. В дальнейшем железная дорога подняла стоимость перевозок, и трубопроводный транспорт стал конкурентоспособен. С 2013 года начался активный процесс по разработке проекта строительства магистрального нефтепродуктопровода Новополоцк — Фаниполь. Он был включен в программу развития нашего акционерного общества, регламентирован постановлением технико-экономического совета концерна «Белнефтехим». В декабре 2016 года подземная магистраль связала новополоцкий «Нафтан» с топливным складом под Докшицами, а 31 января текущего года началась коммерческая эксплуатация первого пускового комплекса нефтепродуктопровода. Полагаю, излишне говорить о роли светлых нефтепродуктов в энергообеспечении народно-хозяйственного комплекса страны. Важное значение здесь имеют не только наличие топлива, его качество и цена, но и условия доставки — скорость, безопасность, экологичность. И именно продуктопровод выводит транспортировку нефтепродуктов в Беларуси на качественно новый уровень. ВЕКТОР — ЭФФЕКТИВНОСТЬ — 50-летие ОАО «Полоцктранснефть Дружба» встречает на пике эффективности. Какой управленческой философии вы придерживаетесь? — Не преувеличу, если скажу, что история развития «Дружбы» — пример того, как предприятия могут и должны эффективно адаптироваться к меняющимся условиям хозяйствования. В начале 2000-х годов мы смогли достичь максимальных после распада СССР объемов перекачки нефти — 34 млн т, что позволяло иметь достаточную для дальнейшего развития предприятия валютную выручку и ощутимо наполнять госказну. Но после создания Россией трубопроводной системы в обход стран-транзитеров объемы транспортировки снизились, и единственным потребителем услуг оказалось ОАО «Нафтан». Это был серьезнейший вызов для нашего предприятия, и оно с ним успешно справилось. В работе мы исповедуем принцип: самые сложные проблемы и обстоятельства являются таковыми лишь на первоначальном этапе, а после осмысления они становятся задачами. Такая управленческая философия помогает не только преодолевать трудности, но и работать эффективно. Как результат, ОАО «Полоцктранснефть Дружба» обеспечивает выполнение доведенных ключевых показателей эффективности работы и заданий, установленных бизнес-планом развития. Для достижения более высоких результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятие ведет строительство магистрального нефтепродуктопровода Новополоцк — Фаниполь. Это позволит акционерному обществу укрепить позиции и почти вдвое увеличить выручку.
СУММИРУЮЩИЙ ЭФФЕКТ
— Главная ваша цель состоит в обеспечении ритмичной работы других предприятий отрасли. Существуют ли сложности при учете интересов партнеров? — ОАО «Полоцктранснефть Дружба» образует единую технологическую цепочку с ПАО «Транснефть» и ОАО «Нафтан». Наше взаимовыгодное сотрудничество осуществляется на столь высоком уровне кооперации, что на протяжении десятилетий не возникает никаких проблем. Наш заказчик ПАО «Транснефть», грузополучатель ОАО «Нафтан» периодически проверяют наши системы и благодарят за работу, которую мы осуществляем в рамках договорных обязательств, документов, определяющих условия совместной эксплуатации. — Как удается на протяжении 50 лет поддерживать белорусскую транспортную систему на высоком технологическом уровне? — Нормативный срок эксплуатации магистральных трубопроводов составляет 33 года, но даже самому молодому нашему нефтепроводу Сургут — Полоцк уже 35 лет. Благодаря тому, что в середине 1990-х годов появилась возможность внутритрубными дефектоскопами обследовать стенки трубопроводов, мы смогли не только детально оценить их состояние, но и устранить аварийные дефекты, а затем поддерживать нефтепроводы в безаварийной эксплуатации. Поэтому сейчас они в хорошем состоянии и отвечают современным требованиям. У нас внедрены и функционируют системы менеджмента качества, управления окружающей среды, охраны труда. За полвека наши технологии значительно ушли вперед. Мы телемеханизировали и автоматизировали управление трубопроводами. Сегодня управление всей магистральной системой происходит с диспетчерской, где специалист наблюдает за ней в реальном времени и щелчком компьютерной мышки удаленно запускает насосные агрегаты, задвижки на трубопроводе. Все годы мы шли по пути непрерывного процесса технического и технологического усовершенствования. Так, надлежащее состояние линейной части нефтепроводов резервуарных парков поддерживается не только за счет своевременного выполнения ремонтно-профилактических работ, но и благодаря реконструкции, что гарантирует их безопасную эксплуатацию. Мы планируем внедрить новые информационные ресурсы, которые обеспечат современную коммуникацию. Чтобы повысить эффективность управления транспортировкой нефти и обеспечить безаварийную работу технологического оборудования КП «Сургут» ЛПДС «Полоцк», в текущем году будет проведена реконструкция систем автоматики.ТРУБА — В НАДЕЖНЫХ РУКАХ
— За всю историю предприятия людям пришлось работать при двух экономических укладах: плановом и рыночном. Как здесь проявил себя человеческий фактор? — С лучшей стороны. Например, когда остановился транзит в Прибалтику, мы с учетом транспортировки нефти пересмотрели подходы к работе, разработали долгосрочную программу, включающую мероприятия по увеличению выручки и снижению затрат. Результатом повышения эффективности труда явилось и то, что президентское поручение по зарплате в 1 000 руб- лей мы выполнили еще в прошлом году. Хочу отметить, что наш коллектив сегодня — это команда единомышленников, куда входят только те, кто достоин в ней работать. — Какому уровню профессионализма и ответственности должны соответствовать работники предприятия? — Самому высокому. Планирование работ в хозобществе осуществляется специалистами «снизу вверх» (с учетом уровня ответственности каждого) и определяется должностными инструкциями, положениями о структурных подразделениях, приказами, графиками технического обслуживания и ремонта, проектами перспективного развития. Производственные планы утверждаются заместителем директора — главным инженером и подлежат обязательному исполнению. Специфика работы предприятия требует от людей высочайшего профессионализма. Ведь если останавливается хотя бы одна насосная станция, то расстраивается работа всего магистрального нефтепровода. А его повторный выход на заданный режим требует значительного времени.ДИРЕКТОР И СЕНАТОР
— Не могу не отметить вашу деятельность в Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь шестого созыва. Одним из важнейших аргументов вашего выдвижения в высший законодательный орган страны от Витебской области послужила продуктивная руководящая работа в ОАО «Полоцктранснефть Дружба». Как производственный опыт помогает в сенаторской деятельности? — Это дорога с двусторонним движением. Избрание сенатором придает мне уверенности в принятии решений в хозобществе. У меня появилась возможность глубже видеть стратегические направления развития Беларуси, обмениваться мнениями с другими членами Совета Республики, руководством министерств и ведомств. И как результат — более детально определять стратегию развития ОАО «Полоцктранснефть Дружба». И наоборот, производственный опыт удается применять при работе в Совете Республики, где важно участвовать в рассмотрении проектов и вводить в действие такие законодательные документы, которые будут способствовать дальнейшему развитию и процветанию Беларуси.20+50
— В этом году сошлись два юбилея: 20-летие концерна «Белнефтехим» и 50-летие ОАО «Полоцктранснефть Дружба»... — Два десятилетия наше предприятие входит в состав Белорусского государственного концерна по нефти и химии. Можно смело утверждать, что «Белнефтехим» успешно управляет важнейшими для экономики страны отраслевыми организациями, в том числе ОАО «Полоцктранснефть Дружба». Наши главные стратегические цели — обеспечение безопасной и стабильной транспортировки нефти и нефтепродуктов, надежной эксплуатации магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов; получение максимальной прибыли от деятельности акционерного общества. «Белнефтехим» оказывает нам всестороннюю поддержку. Благодаря руководству концерна в Беларуси до настоящего времени функционируют две «Дружбы», которые, взаимно дополняя друг друга в своем развитии, имеют возможность сравнивать результаты работы и внедрять лучшие достижения.ПРАЗДНИК ДЛЯ ВСЕХ
— 50-летие предприятия — это праздник и для Новополоцка. — Именно нефтяная отрасль дала жизнь городу, когда в рамках противостояния капиталистической и социалистической систем возникла стратегическая необходимость поставки советских углеводородов в страны СЭВ. Во многом благодаря нефтепредприятиям и нынешняя жизнь в Новополоцке устремлена в будущее. Это креативный город, который занимает лидирующие позиции в стране не только по экономическому, но и по социальному развитию. Весомый вклад в эту жизненную энергию внесло и ОАО «Полоцктранснефть Дружба». — Юбилеи принято встречать значимыми событиями. Какими достижениями отметит 50-летие ОАО «Полоцктранснефть Дружба»? — Свой полувековой юбилей «По- лоцктранснефть Дружба» встречает масштабным подарком. В октябре 2017 года, к 50-летию предприятия, планируется завершение строительства второго пускового комплекса нефтепродуктопровода Новополоцк — Фаниполь. Это позволит обеспечить устойчивый режим поставок неф- тепродуктов из ОАО «Нафтан» на объекты в Крулевщизну и Фаниполь объемом до 1,45 млн т нефтепродуктов в год. В Беларуси появится новый эффективный вид транспорта, который поднимет оперативное обеспечение потребителей бензином и дизельным топливом на качественно новый уровень. Отличительной чертой нашего предприятия является стремление достичь высокого профессионализма во всех сферах деятельности. Речь идет не только о нашей основной деятельности — транспортировке нефти и нефтепродуктов. ОАО «Полоцктранснефть Дружба» имеет сертифицированную комплексную систему управления предприятием, наши лаборатории получили соответствующие аттестаты аккредитации. У нас есть лицензии на осуществление деятельности в различных областях: в промышленной безопасности, связи, охранной деятельности, автомобильном транспорте, в использовании атомной энергии и источников ионизирующего излучения. Предприятие располагает квалифицированными кадрами, имеет достаточную техническую инфраструктуру, что позволило получить аттестаты соответствия высшей категории ответственности, по которым мы можем осуществлять деятельность в строительстве объектов и сооружений первого класса сложности. Все вышеперечисленное вместе с желанием двигаться вперед — залог нашей успешной и эффективной работы в будущем! Хочу пожелать моим коллегам и ветеранам предприятия здоровья, радости и уверенности в завтрашнем дне. Александр РУДКОВСКИЙ, фото Дарьи ХАЧИРАШВИЛИ и из архива предприятия