Поиск

Поток

УКРАИНСКИЙ РЫНОК НЕФТЕПРОДУКТОВ: ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ

24 Декабря 2015

ООО «БНК-Украина» по сравнению с прошлым годом увеличивает поставки моторного топлива нашим южным соседям, несмотря на различные трудности, возникающие на этом непростом рынке. В чем же основные проблемы украинского рынка нефтепродуктов? Как изменилась ситуация за прошедший год?

 Сложный и неоднозначный

1413453822_553Президент ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид КОСЯНЧУК в ходе III Международной отраслевой конференции «Рынок нефтепродуктов и газа Республики Беларусь: производство, трейдинг, розница» кратко охарактеризовал рынок нефтепродуктов Украины: — Мы понимаем, что украинский рынок — среди основных для БНК, в первую очередь за счет логистики. К сожалению, проблем на украинском рынке намного больше, чем нам хотелось бы. Основными были и остаются контрабанда, фальсификат и наступление теневого рынка. По словам эксперта, особенно бурное развитие теневой рынок получил как раз в тот момент, когда уровень потребительских цен перешел болевую черту покупательной способности населения. Но в кризисный период, вместо того чтобы снизить налоги, их повысили. Соответственно, поднялась розничная цена, что также не способствовало развитию рынка. Эти обстоятельства существенно увеличили привлекательность различных теневых схем, а бездействие фискальных контролирующих органов дало мощный толчок развитию теневого рынка. — Пик пришелся на 2012—2013 годы, —  сказал Леонид Косянчук, откровенно называя некоторые компании. — В первой половине 2014 года теневой рынок сжался, но, как говорится, счастье было недолгим: теневики быстро опомнились от потрясений революции, и уже к концу 2014-го рынок нефтепродуктов Украины снова захлестнула волна контрабанды и фальсификата.

 О чем говорят цифры

По различным оценкам, потери госбюджета страны-соседки от теневого оборота нефтепродуктов составили 200—220 млн долларов, причем в 2015 году объемы «серого» рынка возросли. По официальным данным госкомстата Украины, за шесть месяцев сумма неуплаченных налогов (акцизов и НДС) оценивалась в 3,5 млрд гривен, или приблизительно 140 млн евро. По расчетам эксперта, это равносильно тому, что примерно 375 тыс. т нефтепродуктов, из которых 275 тыс. т — бензин и около 100 тыс. т — дизель, были проданы мимо официального рынка, без налогов и с ценовым демпингом. — И все бы ничего, но борьба нашей ассоциации, легального сектора, с теневиками, в общем-то, не имела никакого эффекта. Единственный положительный момент — возобновление работы энергетической таможни. Это позволило организовать сквозной контроль. Раньше все делалось на региональном уровне (существовало более 20 региональных таможен), общего контроля не было, что давало широкое поле для контрабанды, — объяснил Леонид Васильевич. Не добавило оптимизма и введение в Украине 5-процентного налога с розничных продаж. Как уточнил Леонид Косянчук, в денежном выражении это примерно 1 гривна на литр топлива, что весьма ощутимо при «грязной» марже 2—2,5 гривны. Цифры показывают, насколько возросли цены и как в период ценового демпинга со стороны теневого рынка, прежде всего в бензиновом сегменте, было непросто выживать легальным операторам. Ведь при высоких ценах, отсутствии мощного госконтроля и квалифицированной борьбы с теневым рынком нелегальные схемы получают довольно серьезный стимул к развитию. По словам президента ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины», это привело к тому, что в последнее время в Украине легальный сектор потерял более 20% своих потребителей. Разумеется, сказалось и то, что, во-первых, в течение года покупательная способность населения снизилась более чем в три раза; а во-вторых, часть потребителей перешла на альтернативные виды топлива. Лишь некоторым легальным операторам удавалось перекрыть эти потери за счет оптовых поставок, в том числе и для армии. Что же показывает статистика? Официальные цифры, по мнению Леонида Косянчука, отражают не реальный уровень снижения потребления, а несовершенство системы мониторинга. — Государство исследует только легальный рынок, а нелегальный сектор уходит от мониторинга, как и от налогов, — отметил эксперт. Если верить статистике, то в Украине падение потребления в 2014 году по дизелю составило 8,7%, бензину — 17%. В 2015 году прогнозируется следующее сокращение потребления: дизеля — на 15,4%, бензина — на 32%. — По косвенным оценкам получается, что фактическое падение потребления рынка не такое уж и огромное. Общее снижение оценивается примерно в 10%, причем произошло оно в основном из-за потери покупательной способности населения. Если раньше обычно покупали объемами — 10 л или полный бак, то сегодня — на 100—200 гривен, — пояснил ситуацию Леонид Васильевич. — Дизтопливо оказалось стрессоустойчивее бензина, рынок которого больше подвержен нашествию фальсификата.

Газ как альтернатива

С потреблением сжиженного газа в Украине тоже произошла довольно серьезная метаморфоза. Как отметил эксперт, привлекательность сжиженного газа в качестве моторного топлива ограничена тем, что он должен стоить как минимум в два раза дешевле АИ-95. В Украине в период пикового потребления цена на сжиженный газ была до трех раз ниже. Такая ситуация опять-таки породила рост теневого сектора. — Сегодня даже в столице можно наблюдать сотни нелегальных модулей, установленных с нарушением всех правил и требований по эксплуатации таких объектов, — сообщил Леонид Косянчук. — Довольно часто они находятся под линией электропередачи, над канализационными и коммуникационными коллекторами и т.д., представляя собой бомбы замедленного действия. Эти модули и колонки не проверены. Что наливают, тоже никто точно не знает. Нельзя сказать, что в этом смысле мы не достучались до правительства и местных властей. Достучались. При Киевском горсовете была создана временная комиссия по выявлению и сносу таких модулей. Но закончилось это, как всегда, плачевно. Глава комиссии попался на крупной взятке, и на этом работа была закончена. А те 20 модулей, которые были демонтированы, восстановились на прежних местах. По мнению эксперта, если не будут приняты меры, то скоро в Украине каждый второй купленный литр сжиженного газа также будет нелегальным.

 Внутреннее производство

Если в 2011 году общее потребление моторного топлива в Украине составляло около 9,5 млн т, а импорт и внутреннее производство делили этот объем примерно пополам, то в 2015-м ожидается, что при потреблении 6,3 млн т около 5 млн т составит импорт, а лишь 1,1 млн т — внутреннее производство. Необходимо учитывать, что это работа одного НПЗ — Кременчугского и одного газоперерабатывающего завода — Шебелинского. Безусловно, НПЗ практически не влияет на оптовый сегмент рынка, потому что вырабатываемая им продукция продается в розничном сегменте той группы, которая владеет этим заводом. Как уточнил Леонид Васильевич, завод перешел исключительно на переработку украинской нефти. Сегодня все нефтепродукты, получаемые от ее переработки — около 175 тыс. т в месяц, — уходят в розничную сеть группы «Приват», которая владеет этим заводом. — Если говорить о нефтепереработке в Украине, то она находится в жутком упадке. За 10 лет в 10 раз сократились не только объемы переработки нефтяного сырья, но и количество действующих НПЗ — с 6 заводов до 1,5, — резюмировал эксперт. Почему так произошло? История этого дела довольно длинная: началась она с момента приватизации, а закончилась, по мнению украинского аналитика, вот чем: — Сегодня можно констатировать, что нефтепереработка в Украине практически уничтожена без права на восстановление, что, на мой взгляд, не может не радовать наших белорусских партнеров, для которых открывается серьезный рынок. Хотя как специалист, который работал в нефтепереработке, считаю, что, наверное, особой трагедии в этом нет, учитывая мощности ОАО «Мозырский НПЗ» и ОАО «Нафтан». Украина без особых проблем получила высококачественное топливо по прозрачному ценообразованию, потому что внутренние производители все равно формируют свои цены по импортному паритету. Сегодня источники поступления топлива в Украину диверсифицированы по 10 направлениям, поэтому любые проблемы в других странах на нас особого, критического, значения не оказывают. Хотя, конечно, неправильно, что мы вынуждены создавать прибавочную стоимость на чужих территориях, что для нас не так уж хорошо.

 Кто «забрал» часть белорусских объемов?

Как отметила украинская сторона, в 2014 году почти 40% импорта бензина составляли белорусские поставки. В 2015-м экспорт из Беларуси в Украину снизился в среднем на 27—28%. Поставки бензина за семь месяцев 2015 года упали более чем на 140 тыс. т, дизтоплива — более чем на 100 тыс. т. Но если обратить внимание на страну происхождения топлива, то все становится на свои места. — Разумеется, падение объемов поставок из Беларуси вызвано спадом потребления, но основная причина кроется в российских экспортерах, которые в 2014 году поставляли нефтепродукты через границу Беларусь—Украина, а затем начали экспортировать их напрямую из России. И российское топливо оказывалось дешевле на 15—20 долларов за тонну, — отметил Леонид Косянчук. — При этом теневой рынок очень сильно демпингует — 2—3 гривны на литр, не платит налогов, имеет средства на коррумпирование чиновников... Мы прекрасно понимаем, что в такой ситуации потребитель не думает о том, качественный ли бензин, хорошее ли дизтопливо, определяющим фактором для него является цена. Точно так же и для наших легальных операторов. 15—20 долларов на тонне — довольно серьезный бонус, для того чтобы переориентировать источники закупки. В то же время украинский эксперт считает, что в реальности в 2015 году не произошло катастрофического падения белорусских поставок: — Мы видим ситуацию изнутри и понимаем, что, во-первых, падение наблюдается за счет высокой цены на моторное топливо, а во-вторых, большая часть — 10—15% потребителей — перешла на его покупку в нелегальном секторе. По официальным украинским данным, в 2014 году в страну было импортировано нефтепродуктов на сумму 4,3 млрд долларов, а в 2015-м — на 2,5 млрд. — Доля белорусских поставок соответственно составила 1,13 млрд долларов в 2015-м и 2,14 млрд — в 2014-м. Казалось бы, объемы существенно упали — в 1,7 раза, но если сравнить цены 2014 года с нынешними, то падение окажется лишь на 1,7%. — уточнил Леонид Косянчук. — По финансовому мониторингу видно, что количество завезенного топлива не изменилось. В 2015 году наш основной партнер — ООО «БНК-Украина» — не только не снизил свои поставки в Украину, но даже нарастил их. Это еще раз подтверждает, что рынок работает!

 «Нелегалы»

Однако теневой рынок тоже работает и создает проблемы. Леонид Васильевич подчеркнул, что поставщики, отправляя топливо в Украину, должны четко понимать: если они поставляют бензин АИ-92 компаниям, у которых нет хорошей репутации на украинском рынке, то это сразу уменьшит объем и по АИ-95. Ведь когда «серые» компании покупают АИ-92, то путем нехитрых манипуляций получают три сорта АИ-95 и успешно торгуют им на рынке в нелегальном секторе или в том, где продается «непонятно что, выдаваемое за моторное топливо». — Отмечены случаи, когда нечистые на руку украинские компании по паспортам качества ОАО «Мозырский НПЗ» продают на АЗС фальсификат. Это наносит серьезный урон репутации завода-производителя. Поэтому экспортеры должны учитывать, с кем они имеют дело, — объяснил украинский эксперт. По его подсчетам, если в 2014 году доля теневого рынка составляла примерно 25% — 1,5 млн т нефтепродуктов  — и он формировался в основном за счет контрабанды, то в 2015-м с реанимацией энергетической таможни удалось существенно перекрыть контрабандные поставки. Но, в свою очередь, серьезно возбудился рынок фальсификата. По мнению Леонида Косянчука, усилия ассоциации, операторов добросовестной части рынка в борьбе с фальсификатом и создании равных условий игры уже требуют помощи, возможно, даже на уровне межправительственной комиссии Беларусь—Украина, которая в свое время показала высокий уровень эффективности. — Хотелось, чтобы БНК поддержала нас и имела активную позицию в вопросах выстраивания цивилизованного рынка, в том числе и в Украине. Совместными усилиями мы добьемся добросовестной конкуренции или хотя бы равных условий. Хороши закон ы или плохи, но они действуют в Украине. Проблема в том, что их выполняет не весь рынок, а только часть. Образно говоря, на одном и том же поле одна команда играет в футбол, вторая — в волейбол, третья — непонятно во что. А результат должен быть общим. Мы видим, что при таком раскладе никакого результата не будет вовсе, — сообщил Леонид Косянчук.

БНК-Украина

Генеральный директор ООО «БНК-Украина» Виталий КАЛУГИН считает, что, невзирая на проблемы страны-соседки вIMG_4125 экономической, политической, валютной и других сферах, его компания остается надежным поставщиком белорусских нефтепродуктов, стабильно присутствующим на рынке Украины. За нынешний год ООО «БНК-Украина» сформировало новые подходы к деятельности с украинскими партнерами и демонстрирует абсолютную прозрачность ценообразования. — Мы покупали валюту в условиях ее дефицита, известных ограничений и смогли создать схему, которая потом нашла отражение в договорном плане. Наш клиент всегда знает, как мы покупаем валюту, сколько все это стоит. Это отражается при формульном ценообразовании. Такая формула была найдена и позволила довольно устойчиво работать с нашими клиентами, — уточнил Виталий Калугин. Светлана САБИЛО, фото Дарьи Хачирашвили  

 

24 Декабря 2015
942
Рейтинг: 4