Строительство H-oil — не только самый масштабный и дорогостоящий, но и самый сложный проект за всю историю развития ОАО «Мозырский НПЗ». Тяжелая и ответственная работа по его осуществлению уже год находится в активной фазе. О том, как продвигается строительство, корреспонденту журнала «Вестник Белнефтехима» рассказывает директор дирекции по реконструкции и развитию ОАО «Мозырский НПЗ» Вадим ДАНИЛЕВИЧ.
— Вадим Михайлович, на каком этапе сегодня находится строительство комплекса гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков? Что уже сделано?
— Определены генеральные подрядные организации на строительство основных технологических установок, входящих в состав комплекса (комбинированная установка гидрокрекинга, установка производства водорода, установка производства серы). В связи с разными сроками начала работ состояние строительства установок отличается. Так, на комбинированной установке гидрокрекинга в 2014 году осуществлен монтаж четырех реакторов. По состоянию на 1 июля этого года, общестроительные работы произведены на 16 %,монтаж металлоконструкций — на 12 %. Идет монтаж поступившего оборудования.
По поводу создания установки производства водорода уточню, что выполнение общестроительных работ составляет 14 %, монтаж металлоконструкций — 3 %.
В июне 2015 года определен генподрядчик строительства установки производства серы. И сегодня выполняются работы подготовительного этапа.
СПРАВКА. Реализация проекта позволит значительно увеличить глубину переработки нефти (до 89,2%),нарастить выпуск дизельного топлива с содержанием серы не более 10 ppm*, а также наладить выпуск низкосернистого мазута, который будет соответствовать новейшим европейским стандартам (содержание серы не более 1%), гидроочищенного вакуумного газойля. *Ppm — миллионная доля либо одна десятитысячная доля процент.
— Какие объемы капитальных вложений освоены?
— По итогам июня 2015 года инвестиции с начала строительства составляют 1,37 трлн рублей.
— Что было самым трудным?
— Безусловно, доставка на строительную площадку и монтаж четырех реакторов установки гидрокрекинга. Транспортировка реакторов из дальнего зарубежья морем, а затем по рекам до строительной площадки (для этого был построен причал и выполнен ремонт автодороги), их монтаж с учетом технических характеристик (длина составила 50 м, масса — около 800 т каждый), — все это потребовало применения уникальной техники и навыков исполнителей.
— В чем будет заключаться следующий этап строительства?
— Как таковых этапов нет. Необходимо выполнить строительство трех технологических установок и объектов общезаводского хозяйства, входящих в единый комплекс. Для этого в пиковые периоды в строительстве должно быть задействовано более двух тысяч работников. При этом надо понимать, что реализация инвестиционного проекта — это не только строительно-монтажные работы, но и обеспечение финансирования, выполнение закупки оборудования и материалов, разработка строительного проекта. И все это требует высокой координации для обеспечения ритмичной работы.
— Сколько человек задействованы в строительстве? Кто основной подрядчик?
— На строительных площадках объектов комплекса гидрокрекинга задействовано 237 человек. Строительство организовано в продленном или вахтовом режиме. Кроме работ на строительной площадке подрядными организациями выполняются работы в цеховых условиях предприятий по изготовлению металлоконструкций, их укрупнительной (узловой) сборке.
По результатам подрядных торгов для строительства объектов комплекса на сегодня выбраны следующие организации—генподрядчики: ОАО «Промтехмонтаж», ОАО «Гомельтехмонтаж», ООО «Лотос».
СПРАВКА. Цель проекта H-oil — увеличение глубины переработки нефти посредством переработки вакуумных остатков, мазута и остатка каталитического крекинга с получением светлых нефтепродуктов и гидроочищенного вакуумного газойля.
— В какой степени эта стройка зависит от погодных условий?
— В такой же, как и все остальные объекты строительства на заводе. В большей степени погода может влиять на ведение испытаний смонтированных оборудования и трубопроводов, выполнение пусконаладочных работ. Поэтому их нужно стараться выполнить в благоприятный период времени.
— Остается ли в силе планируемый срок завершения строительства и пуска комплекса — IV квартал 2017 года? Какова стоимость этого инвестиционного проекта в целом?
— Ранее установленный срок пуска не изменен. Реализовать проект планируется в декабре 2017 года. Оценка его стоимости составляет 1 668,5 млн долларов (с НДС). Мощность комплекса по сырью — 3 млн т в год. В результате реализации проекта произойдет значительное снижение производства мазута — с 28% до 7%.
Подготовила Светлана САБИЛО,
фото предоставлены ОАО «Мозырский НПЗ»