Никто не будет спорить, что директор ОАО «Полоцктранснефть Дружба» Василий ДРОБОТОВ не просто находится на своем месте, но и постоянно развивается, вовлекая в этот бесконечный процесс и вверенное ему предприятие, и коллектив. Работа в Совете Республики Национального собрания, безусловно, позволит ему расширить горизонты деятельности. Своими планами, чаяниями и перспективами Василий Иванович поделился с «Вестником Белнефтехима» — Каковы основные направления вашей сенаторской программы? Каким инициативам вы планируете уделять внимание в первую очередь? — Мои сенаторские приоритеты в ближайшей перспективе — это создание условий привлечения инвестиций и наращивания экспорта, обеспечение занятости населения и развитие кадрового потенциала нашей страны, продолжение развития информатизации общества и внедрение новейших технологий во все сферы деятельности. Сегодня для ведения законопроектной работы предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению парламента, избираются постоянные комиссии палат Национального собрания. Каждый член Совета Республики обязан работать в составе только одной из комиссий, которые самостоятельно определяются палатами Национального собрания. При формировании учитываются пожелания членов Совета Республики. Я предложил включить мою кандидатуру в постоянную комиссию по экономике, бюджету и финансам, к ведению которой относятся вопросы бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной и валютной политики, предпринимательской, хозяйственной деятельности, в том числе защиты прав потребителей, инвестиционной деятельности, ценообразования, антимонопольного регулирования и лицензирования, регулирования государственной статистики об экономическом положении в Республике Беларусь и рынка ценных бумаг, регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним; промышленности, строительства, энергетики, связи. Выбор был обоснованным, так как деятельность именно в этой комиссии дает возможность внести в действующие законы дополнения и изменения, которые позволят максимально выполнить мою сенаторскую программу. Кроме того, имеющийся опыт работы в качестве руководителя ОАО «Полоцктранснефть Дружба», являющегося в Республике Беларусь естественной монополией с мощным технико-экономическим потенциалом в области транспортировки нефти и стабильно сохраняющего положительные результаты финансово-хозяйственной деятельности, поможет мне в законотворческой работе этой комиссии. Мое предложение принято, и я вошел в ее состав. Примерный перечень законопроектов, над которыми предстоит работать нашей комиссии в 2016—2017 годах, уже сформирован. Он состоит из 18 законопроектов, из них четыре — «Об инвестиционных фондах», «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об инвестициях», «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Республики Беларусь», «О внесении изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» — связаны с исполнением моей программы. Если говорить о перспективах развития Новополоцка, то в нашем городе ведется ряд проектов, которые должны вывести его на новый уровень. В первую очередь это развитие социальной инфраструктуры в новых микрорайонах, строительство первого белорусского магистрального нефтепродуктопровода Новополоцк—Фаниполь, завершение модернизации ОАО «Нафтан» и завода «Полимир». Новополоцк — молодежный город. И мы обязаны создать условия, чтобы молодые люди смогли реализовать свой потенциал в родном городе и своей стране. К слову, в комиссию уже представлены конкретные предложения по совершенствованию системы жилищно-коммунального хозяйства Новополоцка. — Сенатор и производственник — одно из самых оптимальных сочетаний для плодотворной работы в Совете Республики. Насколько производственный опыт пригодится в законотворчестве? Расскажите немного о последних достижениях вверенного вам предприятия. — Как уже было сказано, ОАО «Полоцктранснефть Дружба» — естественная монополия в Республике Беларусь в области транспортировки нефти. Но загрузка наших нефтепроводов, являющихся продолжением системы российских трубопроводов, по которым нефть из регионов России (Севера, Поволжья, Западной Сибири, Урала и Приобья) может транспортироваться в Беларусь, Литву, Латвию и далее через нефтяные терминалы портов Бутинге, Вентспилс в страны дальнего зарубежья, во многом зависит от принимаемых решений в России. А заказчиком наших услуг является ПАО «Транснефть». С января 2003 года Россия полностью прекратила транспортировку нефти в порт Вентспилс (Латвия), с августа 2006-го — в порт Бутинге и НПЗ АО «ОРЛЕН Летува» (Литва). Однако, независимо от сложившейся ситуации, ОАО «Полоцктранснефть Дружба» остается надежным партнером, поддерживающим стабильность экономических отношений даже в условиях снижения загрузки производственных мощностей до 10—11%, низких тарифов на услуги транспортировки не только для заказчика ПАО «Транснефть» и грузополучателя ОАО «Нафтан», но и для бюджетной сферы. Так, за девять месяцев 2016 года уплачено налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды свыше 14% выручки от оказания услуг по транспортировке нефти, или более 60% ожидаемой выручки от оказания услуг по транспортировке нефти за четвертый квартал текущего года. В целях достижения еще более высоких результатов финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Полоцктранснефть Дружба» осуществляет строительство магистрального нефтепродуктопровода Новополоцк—Фаниполь. Этот инвестиционный проект является одним из важнейших в Республике Беларусь. Он включен в Программу развития акционерного общества, регламентирован постановлением технико-экономического совета концерна «Белнефтехим». Магистральный нефтепродуктопровод позволит нам обеспечить устойчивый режим поставок нефтепродуктов независимо от природно-климатических условий с ОАО «Нафтан» до нефтебаз г.п. Крулевщизна и города Фаниполь до 1,45 млн т в год. Увеличив степень механизации и автоматизации операций, мы значительно повысим производительность труда и одновременно снизим себестоимость перекачки нефтепродуктов в сравнении с прочими видами транспорта. Кроме того, проект гарантирует наименьшие капиталовложения на единицу перекачки по сравнению с другими видами транспорта. При этом решается задача по минимизации транспортных расходов и времени на доставку нефтепродуктов. Стоимость транспортировки нефтепродуктов не будет зависеть от изменений провозной платы и тарифов железнодорожного транспорта. Капиталовложения в трубопроводный транспорт складываются из затрат на сооружение линейной части трубопровода и насосных станций, прокладки волоконно-оптической линии связи, средств электрохимической защиты, электрификации, автоматики и телемеханики, а также из затрат по наполнению трубопровода нефтепродуктом. Согласно бизнес-плану инвестиционного проекта, составленного с учетом стоимости строительства первого пускового комплекса, срок окупаемости составит девять лет. — В современных условиях хозяйствования роль руководителя возрастает. Какими качествами должен обладать директор предприятия, чтобы соответствовать требованиям времени? — На президиуме Витебского областного Совета депутатов, состоявшемся 1 декабря, обсуждалось исполнение бюджета 2016 года. Начальник инспекции МНС по Витебской области Валерий Лобацевич в своем докладе отметил, что в области более тысячи организаций, согласно налоговому учету, сработали с убытком, в связи с чем областной бюджет недополучил 124 млн рублей. Считаю, что состояние экономики страны в первую очередь зависит от того, как сработает реальный сектор. К примеру, постоянное положительное экономическое состояние ОАО «Полоцктранснефть Дружба» зависит от конкурентоспособности наших грузополучателей, так как в их структуру затрат входят наши услуги. И мы всегда от души радуемся, когда руководство «Нафтана» и «Белоруснефти» докладывает на селекторных совещаниях о положительной динамике работы предприятий, потому что понимаем: будет работа и нашему предприятию. Думаю, если бы такими принципами организации сотрудничества воспользовались и другие руководители, то ситуацию в экономике удалось бы исправить гораздо раньше. — Как вы думаете, чем вызывается необходимость постоянной активной законотворческой деятельности? — Развитие человечества остановить невозможно. Любая страна, чтобы идти в ногу со временем, должна постоянно совершенствоваться, и этот процесс необходимо сопровождать разработкой новых нормативно-правовых актов или внесением изменений в действующие документы. Известно немало примеров, когда недобросовестные игроки на рынке ищут лазейки в применяемых актах с целью обойти те или иные ограничения. И это также определяет необходимость внесения изменений и дополнений. Законы должны быть актуальными и соблюдаться непреложно, а потому процесс их совершенствования обоснованно бесконечен. — Что, по вашему мнению, должно послужить эффективному социально-экономическому развитию Республики Беларусь в ближайшие пять лет? Какими с точки зрения законодателя и производственника видятся шаги по улучшению экономической ситуации в стране? — В уставе коммерческих организаций прописано, что главная цель — получение прибыли. Считаю, что именно таким образом сегодня надо организовывать финансово-хозяйственную деятельность — снижая административное влияние на предприятия. Эффективное хозяйствование — ключ к успеху как внутри страны, так и на международном рынке. — В бюджете-2017 несколько сокращены возможности государственной инвестиционной программы. Это осознанный шаг, продиктованный реалиями. Какие, на ваш взгляд, проекты в отрасли сегодня заслуживают наибольшего внимания и ни в коем случае не должны подвергаться сокращению? — В настоящий момент направление средств на развитие социальной сферы не является приоритетным. Надо сосредоточиться на строительстве окупаемых объектов реального сектора экономики, иначе продолжающийся отток высококвалифицированных кадров повлияет на дальнейшее развитие страны, определенные трудности возникнут и с содержанием социальной сферы. Сегодня каждому руководителю необходимо найти то направление развития своего предприятия, которое позволит в кратчайший срок вернуть вложенные деньги, снизить себестоимость и вновь вложить прибыль в оборот. Этот процесс так же бесконечен и эффективен, как и совершенствование законодательной базы страны. Подготовил Александр ДУДИК, фото из архива