Работа концерна «Белнефтехим» всегда в центре внимания общества и прессы. Особый интерес у журналистов и у сограждан вызывает прежде всего деятельность нефтеперерабатывающих заводов с точки зрения обеспечения страны качественным и недорогим автомобильным топливом. В 2015 году в условиях снижения в два раза мировых котировок на нефть концерн «Белнефтехим» обеспечил один из высоких в промышленности темпов экспорта товаров — 74,8% (в целом по стране этот показатель составил 74%), диверсифицировал поставки за границу. Рекордной была переработка нефти на белорусских НПЗ — 23 млн т, она выросла на 3,2% к уровню 2014 года. Тем не менее количество актуальных вопросов у журналистов к концерну не уменьшается. В последнее время в СМИ обсуждается тема сокращения поставок белорусских автомобильных бензинов в Российскую Федерацию, а внутри страны с наступлением холодов возникали дискуссии о качестве дизельного топлива и причинах, по которым моторы глохли на морозе. Мы воспользовались возможностью уточнить информацию у заместителя председателя концерна «Белнефтехим» Виталия ПАВЛОВА. — Виталий Петрович, есть ли сегодня основания сомневаться в высоком качестве топлива, выпущенного на белорусских НПЗ и продаваемого на автозаправках сети концерна «Белнефтехим»? — Нет таких оснований. В отрасли созданы и успешно работают многоступенчатые системы производства качественной продукции и контроля ее реализации на внутреннем рынке страны. На АЗС системы концерна «Белнефтехим» реализуется моторное топливо, производимое на нефтеперерабатывающих заводах Беларуси, что гарантирует его качество благодаря ведомственной системе контроля. На НПЗ обязательна проверка всего поступающего сырья и полуфабрикатов на разных стадиях производства. Качество готового топлива проверяется примерно по 20 параметрам. Каждая партия нефтепродукта, доставляемая с НПЗ на нефтебазу, сопровождается паспортом качества, подтверждающим соответствие топлива установленным государственным и межгосударственным стандартам. На нефтебазе при поступлении топлива проводится его анализ. После слива нефтепродукта в резервуары базы также отбирается объединенная проба для проверки в лаборатории. При доставке топлива на АЗС каждый бензовоз сопровождается заводским паспортом качества со штампом лаборатории нефтебазы. Автомобиль выходит с нее опломбированным, на АЗС сверяется номер партии топлива, проверяется целостность пломб и отбирается проба, только после этого топливо поступает на заправку. При этом сама проба хранится на АЗС столько, сколько будет реализовываться эта партия топлива. Покупатель на заправочной станции вправе потребовать паспорт качества. В нем указано, на каком нефтеперерабатывающем заводе выпущено топливо, его технические характеристики, содержится заключение на соответствие требованиям стандарта. Кроме этого, не реже одного раза в месяц проверяется топливо из резервуаров на АЗС. Все проверки и испытания проводят лаборатории, которые аккредитованы по стандарту СТБ ИСО/МЭК 17025-2007 и могут давать заключение о качестве топлива на всей территории Таможенного союза. — Но во время сильных январских морозов машины, работающие на дизельном топливе, глохли. Это вызывало вопросы по поводу качества топлива. Многочисленные обращения в концерн автомобилистов, которые использовали дизтопливо с АЗС, не входящих в систему концерна, привели к тому, что концерн инициировал проверки контролирующими органами на АЗС как своих, системы «Белоруснефть», так и сторонних сетей. Известны ли результаты? — Могу сообщить о результатах в целом по нашей отраслевой системе. Госстандарт уже составил акты проверок АЗС в Витебской, Гомельской, Брестской, Могилевской областях, а также на РУП «Белоруснефть-Минскавтозаправка». Везде на АЗС сети концерна «Белнефтехим» подтвердилось заявленное высокое качество топлива. Пока, к сожалению, у нас нет сведений об итогах проверок Госстандартом сетей АЗС, не входящих в систему концерна, на которые больше всего жаловались автовладельцы. — Тогда непонятно, почему 6 января в Дзержинском районе около 10.30, то есть в светлое время суток, на железнодорожном переезде под поезд попал трактор с полуприцепом? По версии МЧС, он заглох из-за того, что «топливо замерзло»… — Как выяснилось, это предположение было ошибочным. Концерн получил от МВД подтверждение, что качество топлива в баке заглохшего на путях трактора соответствует всем установленным нормам. Согласно заключению эксперта Государственного комитета специальных экспертиз Республики Беларусь и эксперта Химмотологического центра горючего Вооруженных Сил Республики Беларусь, дизельное топливо, изъятое при осмотре места происшествия из трактора, и дизтопливо, изъятое на АЗС № 83 РУП «Белоруснефть-Минскоблнефтепродукт», где заправлялся трактор, не просто соответствуют требованиям стандарта, а имеют значительный запас по уровню низкотемпературных характеристик. Предельная температура фильтруемости образцов проб — не выше –31 °C при норме не выше –20 °C! Мы в этом и не сомневались. Отраслевая система контроля качества продукции гарантирует, что наши потребители приобретут на заправках сети «Белоруснефть» качественное топливо именно с тем уровнем параметров качества, который заявлен в документах. На АЗС системы концерна ежегодно с 1 ноября по 31 марта реализуется зимнее дизтопливо сорта F, которое имеет предельную температуру фильтруемости не выше –20 °C, а фактически достигает –25—30 °C. Белорусские НПЗ по просьбам потребителей наладили производство дизельного топлива для холодного и арктического климата, так называемой «Арктики», предельная температура фильтруемости которого составляет –32 °C и ниже. Но если в сильные морозы даже «Арктику» залить в неподготовленную или плохо подготовленную для эксплуатации машину, она наверняка заглохнет. Здесь первично техническое состояние автомобиля. Зачастую именно по этой причине нарекания автомобилистов на качество дизельного топлива при обращении в концерн не подтверждаются. Например, 4 января 2016 года в концерн с заявлением обратился гражданин С., автомобиль которого не удалось завести 1 января, а заправлен он был на отраслевой АЗС 30 декабря 2015 года. Мы предложили провести диагностику причин неработоспособности автомобиля в любом сертифицированном сервисном автоцентре. В присутствии представителей концерна, РУП «ПО «Белоруснефть» обследование и диагностика автомобиля были проведены в фирменном сервисном центре, постоянным клиентом которого является владелец авто. Выяснилось, что причиной неработоспособности четырехлетнего автомобиля стали дефект планки свечей накаливания и слабый заряд аккумуляторной батареи. Лабораторный анализ топлива, отобранный из бака двигателя специалистами сервисного центра, показал соответствие качества «дизеля» в баке заявленным параметрам (фактическое значение предельной температуры фильтруемости составило –26 °C при норме не выше –20 °C). Обращаю внимание, концерн открыт для диалога. Мы готовы рассматривать вопросы, замечания о работе АЗС, учитывать предложения по улучшению сервиса. — Виталий Петрович, как вы прокомментируете всплывшую недавно информацию о том, что Комитет госконтроля в ходе проверок выявил недоливы топлива на АЗС РУП «Белоруснефть-Минскавтозаправка»? — Действительно, в конце лета — осенью 2015 года Комитет госконтроля провел массированные проверки АЗС. Были выявлены нарушения по недоливу топлива, но здесь нужно учитывать нюансы. Да, нарушение имело место, но для потребителей недолив составлял считанные граммы на баке топлива. Топливо осталось в резервуаре АЗС. Нарушение было исправлено в присутствии проверяющих. Почему произошел недолив? Дело в том, что есть стандарт точности оборудования, который допускает погрешность ±0,25%. Такая погрешность предусматривается при температурном режиме от 15 до 25 °С. Соответственно, при других температурных режимах погрешность может изменяться. В дни проверок стояла жара, до +30 °C. По законам физики, жидкости при такой температуре расширяются, поэтому и было незначительно превышено допустимое значение отклонения от нормы погрешности. Проверяющие этого не учли. Информация о недоливах без сообщения подробностей распространилась в СМИ и больно ударила по имиджу РУП «Белоруснефть-Минскавтозаправка», хотя аналогичные недочеты были выявлены проверяющими и на АЗС других брендов. Мы об этом мало говорим, но сегодня «Белоруснефть» имеет на АЗС такое оборудование, которое позволяет полностью исключить человеческий фактор. Нужно понимать, что все АЗС общего пользования оснащены специальной компьютерной системой. Она обеспечивает единый замкнутый цикл автоматизированного учета отпускаемых нефтепродуктов и выручки от их реализации. Система предусматривает включение оператором топливораздаточной колонки только через компьютер, который имеет фискальную память, фиксирующую все операции по отпуску топлива и приему денежных средств. Она доступна только налоговому инспектору. Такая технология способствует сохранности топлива и его качественных показателей. — Как в прошлом году реализовывалось белорусское моторное топливо за рубежом? — Белорусское топливо успешно экспортируется, что также говорит о его высоком качестве. Причем экспортируется в объемах, значительно превышающих поставки на внутренний рынок Беларуси. И никаких нареканий на его качество от иностранных покупателей не поступает. 2015 год, как вы знаете, был сложным и зачастую непредсказуемым. Падение котировок на рынке нефти и нефтепродуктов предопределило снижение стоимостных объемов экспорта продукции концерна. Но в этих условиях физические объемы экспорта нефтепродуктов мы нарастили. Это позволило обеспечить опережение на 22% темпов экспорта товаров концерна над темпами изменения нефтяных котировок. Экспортная стратегия на ближайшую перспективу — ориентация продаж на более премиальные рынки. — Российский рынок таковым уже не является, и поэтому белорусскую сторону упрекают в недопоставках бензина? — Белорусская нефтяная компания отмечает, что сегодня на российском рынке сезонно низкий спрос на автомобильные бензины белорусского производства. Январь 2016 года характеризовался малой торговой активностью из-за длительных праздников и выходных в Российской Федерации. В то же время наблюдается активный спрос на зимнее дизельное топливо и реактивное топливо марки РТ. В январе зимнего дизтоплива реализовано примерно 50 тыс. т, реактивного топлива марки РТ — 15 тыс. т. С начала года белорусская сторона ежедневно предлагает к реализации в РФ автомобильные бензины, дизельное и реактивное топливо. Мы не отступаем от достигнутых договоренностей по поставкам нефтепродуктов и рассматриваем возможность поставить в Россию 1 млн т автомобильного топлива с учетом экономической целесообразности. — В последние годы белорусские НПЗ немало сделали для освоения новых, современных видов автомобильного топлива, другой продукции. Что ожидает нас в ближайшее время? — Мы первыми в СНГ с 31 декабря 2014 года перешли на обеспечение внутреннего рынка страны автомобильными бензинами и дизельным топливом только экологического класса 5 (соответствующего требованиям стандарта Евро-5). Пока нас в этом отношении не догнала ни одна страна на постсоветском пространстве. Например, такие задачи только ставятся и в России, и в Казахстане — крупнейших странах, имеющих собственную добычу нефти. Мы начали выпускать 98-й бензин, дизельное топливо с улучшенными низкотемпературными характеристиками типа «Арктика», современные битумы, современные моторные масла, соответствующие международным требованиям по классам вязкости SAE (Общества автомобильных инженеров) и эксплуатационно-техническим свойствам по классификации API (Ассоциации инженеров Американского нефтяного института). В 2016 году, например, завершается строительство комбинированной установки производства высокооктановых компонентов бензина на Мозырском НПЗ, которая также будет работать на повышение качества продукции. Модернизация белорусских НПЗ, которая ставит цели в том числе и в области качества, продолжается. Ежегодно мы вкладываем в обновление производственных процессов нефтеперерабатывающих заводов сотни миллионов долларов. Это дает свой результат. Подготовила Светлана САБИЛО, фото Дарьи Хачирашвили и Виктории Анискевич-Клопоцкой