— Работая над новым ассортиментом многофункциональных нитей, мы создаем особенную продукцию. Большое внимание уделяем наработке востребованных рынком «умных» полиэфирных текстильных нитей. В ассортиментном ряду уже широко представлены такие нити, как быстросохнущие quick dry, микрофиламентные, с охлаждающим эффектом cool black, трудногорючие, пневмотекстурированные, с полым сечением. Например, нить quick dry обеспечивает материалы способностью быстро впитывать влагу, т.е. мгновенно распределять ее по поверхности материала и отводить конденсат. Такие свойства нужны тканям, из которых шьют одежду для спорта и отдыха, чулочно-носочные изделия. Влагопоглощение полотна из нитей quick dry почти в два раза выше, чем у хлопковых аналогов. Конечное изделие, изготовленное из такого полотна, например спортивная майка, не впитывает влагу, как хлопок, а выводит ее наружу. Трикотажные полотна с нашими «умными» нитями прошли тестирование в испытательных центрах Сингапура, Германии. Заявленные свойства были подтверждены. Обратите внимание, придание суперспособностей связано именно с физическим изменением структуры нити, а не с химическими пропитками, которыми пользуется большинство производителей. Поэтому качество изделий с нашими полиэфирными «умными» нитями не зависит от количества стирок — оно постоянно.
Еще один пример. Для производства медицинских бинтов мы поставляем могилевскому предприятию ОАО «Лента» полиэфирную влагоотводящую нить quick dry. Многочисленные тесты показали, что она повышает смачиваемость бинтов в 10 раз, капиллярность — в 2,2 раза.
Многофункциональные полиэфирные нити полностью оправдали наши ожидания.
— Согласен, своего рода двигателем создания нового ассортимента полиэфирных нитей должен быть отечественный легпром. Сегодня преобладает другая практика: производитель полиэфирных нитей — ОАО «СветлогорскХимволокно» — подсказывает текстильщикам варианты новинок. У нас на предприятии создана группа развития ассортиментов. Мы располагаем хорошей технологической базой и совместно с белорусскими и российскими текстильными предприятиями внедряем новинки. В планах — расширение их объемов сбыта за рубежом. Сегодня мы изучаем рынок стран Европейского союза.
— В целом изменений не произошло. Нашими самыми крупными отечественными партнерами остаются могилевские ОАО «Моготекс» и ОАО «Лента». Мы продолжаем сотрудничество с открытыми акционерными обществами «Кобринская прядильно-ткацкая фабрика «Ручайка», «Свiтанак» (Жодино), «Белфа» (Жлобин), «8 Марта» (Гомель), «Витебские ковры».
Отдельно с положительной стороны нужно отметить предприятия ОАО «8 Марта» и ОАО «Свiтанак». Именно им отгружается наибольшее количество функциональных нитей. Мы видим активную заинтересованность этих организаций в наших новинках.
Пока «умные» нити составляют 7% в общем объеме производства и реализации. Наша задача состоит в том, чтобы за 2019—2020 годы достичь 20%. Считаю, что эта задача нам по плечу.
— Мы стараемся использовать наше ценовое конкурентное преимущество. Но это все равно весьма сложная задача. Сильное влияние оказывают уже устоявшиеся бизнес-связи, а также известность брендов. Но необходимо отметить, что наш бренд — Sohim Smart Yarns — уже узнаваем, хотя появился сравнительно недавно. Поэтому решено освоить прежде всего традиционные рынки — отечественный и российский, на котором много потребителей, уже убедившихся на практике в пользе многофункциональных нитей.
Методы продвижения остаются традиционными: участие в выставках, конференциях, а также информирование через СМИ — активно подключаем социальные сети, youtube. Кстати, нас ждут 11—13 сентября в Ташкенте на Международной выставке текстильной и модной индустрии UzTextile Expo. Затем в конце сентября будем участвовать в российской конференции SMARTTEX (Иваново), а также в Федеральной оптовой ярмарке «Текстильлегпром-2019» и Международной специализированной выставке химической промышленности и науки «Химия-2019», которые состоятся в Москве.
— Наше дочернее предприятие — ШПУП «Светлотекс» — сейчас шьет спортивную продукцию в основном из тканей с «умными» нитями. Трикотажные изделия для спорта и активного отдыха «Светлотекс» выпускает под торговой маркой SVT из полотен с антибактериальными, быстроотводящими влагу, микрофиламентными нитями. Маркировка изделия содержит соответствующую информацию. Продавцы магазинов располагают более подробной информацией и могут детально рассказать о свойствах и преимуществах изделий с нашими «умными» нитями.
Для продвижения одежды, сшитой из полотен с применением многофункциональных нитей, «Светлотекс» проводит яркие рекламные показы с привлечением известных белорусских дизайнеров.
— Мы довольно успешно осваиваем рынки дублированных материалов. С августа оборудование работает на полную мощность — выпускает в месяц по 150 т такой продукции. Наши нетканые дублированные материалы гигиенического и медицинского назначения покупают как отечественные производители подгузников, так и транснациональные корпорации. Например, мы поставляем материал бельгийской компании Drylock Technologies, имеющей подразделения в России, и проводим для нее омологацию спанбонда. По сравнению с прошлым годом рост производства нетканых дублированных материалов медицинского назначения составил около 157%. Мы практически в 1,5 раза увеличили загрузку мощностей. Такой всплеск объясняется тем, что гигиенический рынок консервативный, период омолагации составляет 12—36 месяцев. Для нас он наконец завершился в некоторых компаниях. Продукцию предприятия в этой сфере уже знают, и когда заказчики приезжают к нам на производство, то убеждаются в высоком качестве нетканых дублированных материалов ОАО «СветлогорскХимволокно».
— Каждый должен заниматься своим делом. Выпуск подгузников — не типичное для ОАО «СветлогорскХимволокно» производство. Доля наших нетканых материалов в этих изделиях составляет около 35%. Сегодня в Беларуси рынок подгузников занимают два игрока (мы с ними сотрудничаем), что вполне достаточно для страны с населением до 10 млн человек.
— В этом году почти в два раза увеличилось производство строительных мембран. У нас появились новые направления их применения, в частности на польском рынке. Наш зарубежный партнер занимается выпуском специальных изоляционных материалов, применяемых при монтаже окон. Для польского изоляционного материала используются наши спанбонд, акваспан, которые мы и дублируем на своем производстве. Качество и цена польскую компанию устраивают. Такая система изоляции применяется только в Западной и Центральной Европе и относится к премиум-сегменту, для отечественного рынка мы ее не выпускаем.
— Действительно, Budar — это наша торговая марка дублированного нетканого материала строительного назначения. Мы продвигаем ее на отечественном рынке для сектора B2C. Этот продукт продается через интернет и в крупных розничных сетях Беларуси. Но мы больше сконцентрированы на крупнотоннажном производстве (речь о джамбо рулонах) для наших потребителей. С точки зрения экономики, загрузки оборудования и реализации — это наиболее эффективная модель.
Кстати, на рынке стран СНГ никто, кроме нас, не производит дублированные нетканые материалы строительного и гигиенического назначения, многофункциональные полиэфирные нити. На эту продукцию и в будущем ожидается хороший спрос.
— В этом сегменте значительных изменений нет. Новые производства по выпуску углеродных волокон на основе вискозы не появились. Мы как были монополистами в этой области, так ими и остаемся. Традиционно основной объем продукции гражданского назначения — углеродная нить для производства инфракрасных нагревателей и материал карбопон для термоизоляции вакуумных печей — отгружались на китайский рынок. Но в последнее время на нем произошли перемены — изменились конструкционные особенности печей. Сейчас в этой стране полным ходом идет демонтаж старого оборудования, где применялся наш карбопон метровой ширины. Рынку требуются более широкие материалы — 1,2—1,3 м. Поэтому на нашем предприятии сделана реконструкция печи, чтобы поставлять в Китай карбопон шириной 1,2 м.
Кстати, осенью мы будем участвовать во второй Международной выставке импортных товаров в Шанхае China International Import Expo на объединенном стенде предприятий нефтехимической отрасли страны. У нас запланированы ряд встреч и подписание контракта с российско-китайским технопарком, которому, по предварительным переговорам, интересны и другие предприятия концерна. С удовольствием организуем встречу для наших коллег.
— Мы внедряемся за счет оригинальности и качества продукции. Действительно, по сравнению с другими рынками цена на карбопон там невысокая, но рабочая. Углеродная продукция логистически независима. Доставка в Китай осуществляется как авиаперевозками, так и железнодорожным транспортом.
— В 2019 году наблюдается некоторое снижение объема реализации арселона, но это следствие объективных причин. Сегодня сокращается потребление всех арамидов как американского, так и азиатского производств. Оно связано с общим снижением количества выпускаемых автомобилей, в европейских странах — до 10%, Китае — до 30%. Несомненно, на объемах реализации арселоновой продукции сказался массовый отзыв автомобилей Volkswagen в связи с dieselgate скандалом.
Но все равно мы работаем с этим ассортиментом и знаем, что после снижения спроса происходит его подъем. Нами освоена технология крашения в массе арселоновых волокон — основной объем такой продукции реализуется в рамках программ компании BMW для производства шлангов для авто и комплектующих. Да, автомобильный сектор для нас более премиальный, но мы развиваем и другие области применения арселона.
— Мы тесно сотрудничаем с товаропроводящей сетью концерна. Новые продукты тяжело выводить на рынок, поэтому для нас актуально взаимодействие с ТПС в странах присутствия, и мы рассчитываем на консолидацию и активность, чтобы совместными усилиями вывести наши новинки на новые зарубежные рынки. В сентябре мы намерены совместно с представителями ТПС посетить компании, которые могли бы стать потребителями продукции ОАО «СветлогорскХимволокно».
— Она появляется постоянно. Как совершенно новая, инновационная, так и модернизированная, учитывающая требования времени. Сейчас идет подготовка к реализации очередных инвестпроектов. О них мы расскажем чуть позже.
ФОТО Елена Селезнёва, Игорь Рубан